Menu Content/Inhalt
Катасонова Е.Л. Музыка для анимэ Печать E-mail
13.02.2013 г.

Музыка для анимэ

Катасонова Е.Л.

Сегодня влияние анимэ простирается далеко за рамки этого вида визуального искусства, подчиняя себе и многие другие направления массовой культуры, в том числе и музыкальное, диктуя продюсерам свои коммерческие законы, композиторам - новые художественные идеи и новые направления творческих поисков, а исполнителям - последние актуальные тенденции сегодняшнего дня. Музыка для анимэ, а также видео- и компьютерных игр в наши дни чуть ли не самый востребованный в Японии популярный музыкальный жанр, который японцы открыли для себя благодаря сериалу «Гиперпространственная крепость Макросс» и его песне «Где ты, наша любовь?» недавно ушедшего из жизни композитора и актера Като Кадзухико, ставшей, по существу, первым японским музыкальным шлягером.

И это явление можно наблюдать практически повсеместно - достаточно вспомнить любимые всеми песни из наших мультфильмов (крокодила Гены, Чебурашки и других популярных персонажей), правда, песни-то детские. В Японии же анимэ - искусство всевозрастное, а потому песни часто пишутся в расчете, как на детей, так и на взрослых. Но гораздо больше поражает другое: анимационные ленты зачастую включают в себя не только песни, но и достаточно сложные музыкальные композиции, называемые «атмосферной музыкой» - музыкальные темы и их вариации, призванные придать особое эмоциональное настроение тому или иному кинофрагменту или всему повествованию, как в классическом игровом кино прошлых лет. А это уже типично японские реалии. И еще чисто японский феномен: миллионные тиражи дисков с записями музыки для анимэ во всех возможных и невозможных вариантах - как саундтрек, как избранное и т.д., которые буквально не успевают поступать на прилавки магазинов.

О чем все это говорит? В первую очередь, о всестороннем влиянии анимэ на жизнь японцев, но и, конечно, о высоком качестве самой музыкальной продукции такого рода, ставшей частью музыкальной культуры Японии. Часто в музыкальном оформлении анимационной ленты заложена чуть ли не основная идея фильма, четко прочитываются наиболее важные темы, настроения и т.д. Например, в сериале «Новое поколение Евангелион» музыкальная композиция «Решающее сражение» приобретает особое смысловое звучание. Трагизм и напряженность сюжетной линии здесь весьма талантливо усиливаются за счет музыкальных средств: стремительной, пафосной мелодии с глухим прерывистым ритмом барабанного боя.

Обычно центральными музыкальными темами анимэ являются начальная и финальная песни или композиции. Первая из них - это своего рода увертюра, открывающая предстоящее действие. Ей отводится в фильме весьма важная роль, призванная придать особое настроение разворачивающимся на экране событиям и создать у зрителя соответствующий эмоциональный настрой для их восприятия. А финальная мелодия берет на себя иную, но не менее важную роль: в ней как бы прослеживается и обобщается весь зрительный ряд, только что увиденный на экране, вновь проигрываются ключевые моменты анимэ, его основные идеи, образы и т.д.

Обе музыкальные композиции являются в некотором роде «визитной карточкой» анимэ или анимэ-сериала и, как правило, исполняются известными японскими эстрадными певцами, которые зачастую вместо актера озвучивают ту или иную центральную роль. Профессия актера, озвучивающего анимэ (сэйю), весьма популярная и престижная в Японии, поэтому практически все звезды японской эстрады в той или иной форме стремятся заявить о себе на этом поприще. Достаточно назвать легендарную группу «Гурэй» ("Glay"). Их песня «Манацу-но тобира» («Дверь в лето») стала заглавной темой в анимэ «Ямамото Такэру» (1994). А их анимэ-клип на песню "Survival", который снял Моримото Кодзи, принес этой мелодии такую популярность, что она стала заглавной композицией анимэ-сериала «Чувственные слова». Следует вспомнить также популярную японскую певицу Хаясибара Мэгуми, которая приняла участие в создании более чем полусотни анимэ-сериалов, озвучивая центральные роли и солируя в тематических песнях.

Созданные ими маленькие музыкальные шедевры вскоре расходятся огромными тиражами среди многочисленных любителей анимэ не только в самой Японии, но и далеко за ее пределами. Как правило, почти сразу же после успешной премьеры ленты, а иногда параллельно с выходом ее в свет в продажу поступают аудиодиски с оригинальной музыкой из этого анимэ или анимэ-сериала, которые могут конкурировать по популярности с обычными альбомами певцов.

Иногда певцы (они же по совместительству сэйю) издают «альбомы песен персонажей» - коллекционные наборы дисков, посвященные конкретным персонажам. В них они включают песни из полнометражного анимационного фильма в своем исполнении, все композиции, посвященные тем или иным анимэ-персонажам, а также аудиовставки, благодаря которым у зрителя складывается впечатление, что песни исполняет сам персонаж. Нередко можно встретить и «диски с аудиопостановками», содержащие небольшие аудиодополнения к сериалу, обычно не связанные с главной сюжетной линией, часто пародийной направленности. Одним словом, музыка для анимэ - это большой и прибыльный бизнес в японской музыкальной индустрии. И поэтому неудивительно, что в этой сфере почти всегда задействованы талантливые японские композиторы.

Пионером в области анимэ-музыки является японский композитор Такай Тацуо, награжденный в 2009 г. высшей премией в области анимации. Сегодня он с одинаковым успехом работает и в других музыкальных жанрах, в том числе симфоническом, а также много пишет для телевидения, спорта и т.д. И хотя музыка для анимэ уже давно занимает далеко не главное место в его творчестве, именно с его совместных работ с Тэдзука Осаму началась широкая известность композитора. Впервые они познакомились на съемках первой ленты прославленного аниматора - «История одной улицы». Но самой популярной из написанных Такай мелодий стала музыка к культовому сериалу Тэдзука «Могучий Атом», которая вместе с фильмом облетела весь мир, исполнялась многими детскими хорами, в том числе и в нашей стране. Полюбившаяся всем бравурная оптимистичная песня, предваряющая рассказ о чудо-мальчике, стала своеобразной визитной карточкой не только композитора, но и, можно сказать, всей японской анимации. Любопытно, что эта музыка звучит даже на станции японской городской электрички «Таката-но баба», извещая пассажиров о прибытии поезда. Дело в том, что поблизости от станции находится студия, где в последние годы своей жизни работал Тэдзука. И памятуя об этом, японская транспортная компания "Japan Railways" (JR) c 7 апреля 2003 г. ввела это приятное новшество, чтобы напомнить жителям Токио и гостям столицы о легендарном создателе современной японской анимации, а заодно и поднять настроение, вызвав ностальгические воспоминания о детстве. Кстати, не только музыка, но и красочные рекламные постеры в стиле манга и анимэ придают особый дух этой станции, где всегда много студентов, спешащих на учебу в находящийся поблизости университет Васэда.

Сегодня музыка, а вернее, саундтреки к анимэ - это целое направление музыкальной индустрии. Среди самых известных их создателей следует назвать имя женщины-композитора Канно Ёко - автора музыки для многих телевизионных драматических сериалов («Учитель», «Кто-то любит ее», «Ненакрашенное лицо» и т.д.). Канно принадлежит музыкальное оформление видеоигр «Коэй» («Амбиции Нобунага») и множества коммерческих радиопередач, включая японскую рекламу кока-колы. В анимэ ее дебютом стал полнометражный фильм «Макросс плюс» - продолжение суперпопулярного сериала «Гиперпростраственная крепость Макросс». Именно начальная песня в «Макросс плюс» считается самой удачной и известной работой Канно, после чего карьера молодого композитора в анимэ стала набирать обороты. За «Макроссом» последовали «Пожалуйста, спасите мою Землю», «Ковбой Бибоп» и др. Каждый раз композитор доказывает публике свое мастерское владение практически всеми известными музыкальными жанрами.

Работая над сериалом «Видение Эскафлона», Канно заявила о себе как о большом знатоке и поклоннике музыкальной классики, тогда как музыка к анимэ «Ковбой Бибоп» продемонстрировала ее великолепное мастерство джазового исполнителя. Музыкальное сопровождение к «Макросс плюс» полностью выдержано в стиле техно. Об успехе работы Канно в анимэ свидетельствует тот факт, что музыка из «Видения Эскафлона» была выпущена впоследствии в пяти отдельных альбомах.

Другой известный анимэ-композитор - Каваи Кэндзи. Его первой работой в анимэ стал саундтрек анимэ-сериала «Несносные пришельцы», созданного по мотивам одноименной манга Такахаси Румико режиссером Осии Мамору. Затем последовали «Доходный дом Иккоку», «Ранма 1/2» и др. Однако самым знаменитым шедевром Каваи считается саундтрек полнометражного анимэ-фильма «Призрак в доспехах», снятого Осии Мамору - любимым режиссером композитора. Гениальное сочетание эстетики киберпанка с напевами древних японских гимнов вряд ли оставило равнодушным кого-нибудь из многочисленных зрителей.

Помимо анимэ-музыки, как и все востребованные японские композиторы, Каваи пишет песни для исполнителей поп-музыки, приставочных игр и художественных фильмов. Из числа последних наибольшую известность за пределами Японии получил фильм «Звонок». Каваи - мастер всех музыкальных стилей. Тяготея к «легкой» музыке, он с удовольствием исполняет любые заказы режиссеров, включая самые сложные по своему музыкальному содержанию оркестровые партитуры. Его поп- и рок-экспериментальные композиции и песни уже много лет пользуются любовью как фанатов анимэ, так и простых слушателей.

Как правило, композиторы, работающие в области анимэ, захватывают в своем творчестве и нишу видео- и компьютерных игр. Среди наиболее известных представителей последнего жанра следует назвать имена Мацуда Ясунори, Кондо Кодзи. А знаменитая японская поп-звезда Утада Хикару одинаково успешно осваивает в дополнение к своей основной профессии еще и эти буквально безбрежные музыкальные просторы.

Подробно: «Мир популярной японской музыки». – Япония 2010. Ежегодник.
Последнее обновление ( 19.03.2013 г. )
 
« Пред.   След. »