Menu Content/Inhalt
Полхов С.А. Уложения сэнгоку даймё в контексте правовой и политической истории Японии Печать E-mail
05.11.2013 г.

Уложения сэнгоку даймё в контексте правовой и политической истории Японии

Полхов С.А.

1. Во второй половине XV в. в Японии произошло резкое ослабление центральной власти в результате междоусобных раздоров и смут, сёгунат Асикага лишился возможности влиять на баланс сил в провинциях. В период Сэнгоку (1467-1590) страна оказалась разделена на множество княжеств и мелких владений, контролируемых фактически независимыми от Киото властителями (сэнгоку даймё).

2. В некоторых княжествах были составлены законодательные своды, которые являются важнейшим источником для изучения социально-экономических и политических отношений эпохи "воюющих провинций". Между тем, как известно, единственным законодательным кодексом, составленным военными правительствами (бакуфу), был "Госэйбай сикимоку" (1232). Все последующие законы сёгунатов Камакура и Муромати рассматривались в качестве дополнений ("цуйка") к нему. «Кэмму сикимоку», принятый в 1336 г. вскоре после выступления Асикага Такаудзи против императора Годайго, - скорее некая «программа действий» нового сёгуната, а не законодательное уложение, созданное для замены «Госэйбай сикимоку». Таким образом, появление серии законодательных сборников в период "воюющих провинций" - важное событие в истории японского государства и права.

3. Часть сводов написана на камбуне, а часть - смешанным стилем - иероглифами и каной (канамадзирибун). Ни один из сводов не дошел в подлиннике. Изначальные их названия точно неизвестны, и в основном реконструируются по упоминаниям, встречающимся в самих изучаемых текстах. Окутана мраком и история создания большинства сводов, хотя они утверждались, как правило, от имени даймё.

4. В японской историографии не определено окончательно, какие памятники можно отнести к уложениям Сэнгоку. Одни исследователи причисляют к ним 8 сводов, другие 10 или 12. Очень часто в их число включают сборники законов периода правления Тоётоми Хидэёси и начала правления династии Токугава - «Тёсокабэ-си садамэгаки» (1596,1597) и «Киккава-си хатто» (1617). Такой подход представляется неправомерным: не учитывается различие социально-политических условий, в которых создавались законодательные кодексы эпохи Сэнгоку и правовые памятники периода Токугава, а также несходство их внутреннего содержания.

5. Законодательством даймё право периода Сэнгоку не ограничивалось. Принимались также законы деревенских общин, городов, кокудзин икки (лиг провинциальных воинов), законы Муромати бакуфу. Далеко не все законы и нормы были письменно зафиксированы. До сих пор не до конца ясно как сосуществовали разные правовые традиции и системы в период Сэнгоку.

6. Уложения сэнгоку даймё были опубликованы в 1955 году в третьем томе «Тюсэй хосэй сирёсю. Букэ-кахо» («Собрание источников по правовой истории средних веков. Уложения военных домов»). В этом издании приведены тексты уложений, реконструированные на основе сопоставления дошедших до нашего времени списков, а также их текстологический анализ. Эта публикация оказала большое влияние на исследования истории периода Сэнгоку, способствовала появлению «канонического» перечня сводов Сэнгоку даймё. Японские историки повсеместно использовали эти источники в своих монографиях и статьях, посвященных различным аспектам истории периода Сэнгоку.

7. Между тем включенным в «Тюсэй хосэй сирёсю. Букэ-кахо» памятникам права в некоторых случаях была неоправданно придана неестественная и искусственная форма. Так издатели сличили четыре редакции «Оути-си окитэгаки» (конец XV в.), в которых содержится разное количество статей, часто неодинаковых по содержанию и следующих друг за другом в разном порядке. Затем были собраны воедино законоположения всех четырех редакций, в итоге их число достигло 181, к тому же они были расположены в хронологическом порядке. Между тем самая обширная редакция включает 144 статьи, а самая близкая к предполагаемому первоначальному варианту - 95 статей. При этом каждая из «статей» - часто всего лишь часть или положение какого-либо указа.

8. Своды сэнгоку даймё представляют из себя собрания как новых законов, введенных впервые даймё, так и их старых указов, а также норм обычного права, бытовавших в их княжествах, законоположений Камакура и Муромати бакуфу. Влияние законодательства эпох Нара и Хэйан, которое, как известно, сформировалось на основе китайской правовой модели в уложениях Сэнгоку практически не заметно.

9. По сравнению с законами рицурё для уложений Сэнгоку характерен небольшой объем, несистематичность, казуистичность. В законах Японии эпохи Нара как и в китайских установлениях периода Тан соблюдается довольно последовательное деление статей на административные и гражданские законоположения (рё) и уголовные (рицу), которое в рассматриваемых сводах отсутствует.

10. Законодательство сэнгоку даймё, а никак не установления сёгуната Асикага, были главным источником права в княжествах. Вместе с тем в сводах не провозглашается разрыв с бакуфу, даймё не претендуют на абсолютную самостоятельность. Только в ст.20 уложения «Имагава канамокуроку цуйка» время, когда сёгун был действительным правителем Японии («поднебесной»), распоряжаясь постами военных наместников, отнесено к прошлому. Тем более, даймё не отвергают и тэнно, но за редким исключением сёгун и тэнно не упоминаются в изучаемых памятниках права. В то же время сохранявшиеся и в период политических неурядиц и раздробленности важные политико-символические связи между сёгуном, тэнно с одной стороны и князьями в сводах никак не отражены.

11. Точные мотивы, которыми руководствовались сэнгоку даймё, вводя своды, неясны. Очень скупо об этом говорится в некоторых кодексах. Вероятно, цели могли быть самыми разными, в частности, стремление упорядочить судопроизводство. Однако, вероятно, что во многих случаях играли важную роль соображения престижа и повышения собственного авторитета.

12. Нет почти никаких сведений о практическом применении в судопроизводстве таких сводов как «Дзинкайсю», «Юки-си синхатто», «Оути-си окитэгаки». Упоминания в синхронных источниках о сводах крайне редки. Ничего не известно о длительности функционирования этих законов. В период Токугава они по тем или иным причинам лишились силы.

13. Между уложениями сэнгоку даймё и правом Токугава нет прямой связи. Их тексты не стали источником для кодексов княжеств (хан) или сёгуната Токугава. Некоторые династии даймё, создавших своды, сгинули во внутренних смутах или были уничтожены «объединителями» Японии Ода Нобунага и Тоётоми Хидэёси. Представляется, что причины явного дисконтинуитета между уложениями сэнгоку даймё и законодательством Токугава еще не осмыслены до конца.

С.А. Полхов, сотрудник Центра японских исследований ИВ РАН

Источник: Тезисы доклада, представленного на ежегодной конференции «Письменные памятники Востока. Проблемы интерпретации и перевода», проходившей 28-30 ноября 2013 г. в Институте востоковедения РАН. Сборник тезисов докладов опубликован на сайте ИВ РАН http://www.ivran.ru.
 
« Пред.   След. »