Menu Content/Inhalt
Стрельцов Д.В. Качественный сдвиг в политике кабинета С.Абэ в сфере национальной безопасности Печать E-mail
20.11.2013 г.
Стрельцов Д.В.

Качественный сдвиг в политике кабинета С.Абэ в сфере национальной безопасности

2013 г. в политике Токио наметился поворот в пользу активизации военного строительства. Еще в период ведения предвыборной кампании 2012 года С.Абэ выдвинул идею создания «оборонительных вооруженных сил», которые бы ознаменовали завершение процесса эволюции «сил самообороны» в полноценную армию. Новым правительством сразу стали предприниматься шаги, направленные на усиление оборонного потенциала страны. Впервые за одиннадцать лет был увеличен военный бюджет страны и впервые за восемь лет - штат «сил самообороны». Дополнительные средства будут направлены на защиту морских и воздушных рубежей страны, и в первую очередь на юго-западном направлении, где находится граница Японии с Китаем.

В политике кабинета Абэ по вопросам военной безопасности появились новые моменты, позволяющие говорить о ее качественном сдвиге по сравнению с предыдущей администрацией ДПЯ. Во-первых, глава кабинета явно отошел от политики «умиротворения», перейдя к достаточно жесткой риторике. Например, 23 июня 2013 г. в ответ на информацию о появлении восьми китайских судов в районе Сэнкаку С.Абэ недвусмысленно заявил, что если Китай высадится на острова, Япония будет готова применить силу.

Во-вторых, Абэ не только достиг прогресса в деле восстановления доверительных отношений с США, которые были ослаблены в период пребывания у власти ДПЯ, но и фактически добился проявления солидарности со стороны Вашингтона по вопросу о Сэнкаку. В ходе встречи с японским лидером 22 февраля 2013 г. Б.Обама заявил о том, что именно Китай «усиливает напряженность вокруг островов Сэнкаку». Многие обратили внимание на то, что американский президент использовал в ходе саммита японское название островов (Сэнкаку), а не китайское (Дьяоюйдао).

Японские «силы самообороны» приступили к налаживанию оперативного сотрудничества с американскими союзниками для решения боевых задач, связанных с обороной «далеких островов». Например, именно с этой целью в июне 2013 г. в Калифорнии были проведены совместные учения с участием сухопутных, военно-морских и военно-воздушных «сил самообороны» - редкий случай, когда в подобных учениях принимали участие все рода японских войск. Примечательно, что Китай призвал стороны приостановить маневры на период проведения китайско-американского саммита, проходившего как раз в те дни в Калифорнии, но этот призыв остался без ответа.

В-третьих, Япония в своей военной политики стратегии по отношению к Китаю стала отходить от узкой нацеленности на потенциальный военный конфликт вокруг островов Сэнкаку. На смену пониманию проблемы Сэнкаку как вопроса двусторонних взаимоотношений с Китаем в Токио пришло осознание того, что ситуация в Восточно-китайском море тесным образом связана с ситуацией в Южно-китайском море, а потому необходимо проводить тесную координацию оборонной политики со странами, озабоченными ростом военных амбиций Пекина. С.Абэ выдвинул идею «ромба безопасности» - объединения Японии с Австралией, Индией и американским штатом Гавайи с целью обеспечения гарантий безопасности морских коммуникаций в регионе. Еще будучи лидером оппозиции, С.Абэ пригласил в ноябре 2012 г. Великобританию и Францию активно участвовать в укреплении азиатской безопасности и выдвинул идею о том, чтобы Япония присоединилась к группе пяти держав по вопросам обороны с участием Великобритании, Малайзии, Сингапура, Австралии и Новой Зеландии.

В качестве одного из приоритетов своей политики в сфере безопасности кабинет Абэ явственно обозначил курс на пересмотр конституции. Конституционная реформа рассматривается Токио в качестве своего рода вехи, завершающей послевоенный период японской истории, когда страна была на положении «младшего партнера» Соединенных Штатов. Кабинет выступил с инициативой об облегчении порядка внесения поправок в конституцию, реализация которой позволит, как ожидается, отменить пресловутую 9-ю статью либо изменить ее формулировку в сторону меньшей категоричности. В стране разгорелась дискуссия о том, позволяет ли действующая конституция осуществлять право на коллективную самооборону и иметь «оборонительную армию».

Между тем внешнеполитическая линия кабинета Абэ вызывает рост недовольства со стороны ряда восточноазиатских стран, которые высказывают подозрения в отношении существования у Японии реваншистских амбиций.

Для японского премьера, существенная часть личного политического капитала которого связана с успехом курса на политическую нормализацию в 2006 г. отношений с восточноазиатскими соседями после их заметного охлаждения в «эпоху Коидзуми», достижение новой разрядки в этих отношениях становится делом чести. Однако Абэ так и не смог добиться видимого прогресса на двух направлениях - южнокорейском и китайском.

Важной задачей кабинета С.Абэ явилось восстановление отношений с Москвой, существенно ухудшившихся в период власти ДПЯ. 29-30 апреля 2013 г. Москву посетил премьер-министр Японии Синдзо Абэ. Официальная встреча лидеров России и Японии проходит впервые за последние десять лет. По многим параметрам ее можно охарактеризовать не просто как значимое, но даже эпохальное для российско-японских отношений событие.

Прошедший визит имел большое значение и для укрепления личных отношений между лидерами двух стран, позволяющих построить дополнительный каркас межгосударственных связей. Руководители двух стран пришли к соглашению о том, что ситуация, при которой спустя 67 лет после окончания Второй мировой войны между Россией и Японией не заключен мирный договор, является «ненормальной». Стороны выразили решимость заключить мирный договор, преодолев в рамках переговоров имеющиеся расхождения в своих позициях. В ходе визита были достигнуты договоренности, нацеленные на активизацию сотрудничества России и Японии в сфере безопасности. Россия и Япония решили запустить принципиально новый для двусторонних отношений диалоговый формат «2+2» - министров иностранных дел и министров обороны.
 
« Пред.   След. »