Menu Content/Inhalt
Парамонов О.Г. Тенденция пересмотра Токио подходов к политике безопасности Печать E-mail
20.11.2013 г.
Парамонов О.Г.

Тенденция пересмотра Токио подходов к политике безопасности под влиянием сотрудничества с Вашингтоном в области ПРО

В настоящее время Япония не только является наиболее ценным и перспективным партнером Вашингтона в области противоракетной обороны, но и постепенно становится весьма значимым и авторитетным актором в этой крайне чувствительной для международной среды безопасности сфере. Сегодня изменения в политике Японии всё ещё плохо предсказуемы с точки зрения влияния не только на региональную, но и на глобальную среду безопасности, поскольку, например, антивоенные принципы японской конституции стали одним из элементов регионального статус-кво. Однако, отношение соседних государств к планам Токио в военной сфере уже не представляется солидарно негативным.

Оценивая ситуацию, складывавшуюся вокруг ПРОдо возвращения СиндзоАбэ на пост главы правительства, можно сделать вывод, что даже в крайне сложный для японо-американских отношений период (2009-2012 гг.) это направление сотрудничества заметно продвинулось. В немалой степени это произошло благодаря усилиям японской бюрократии. Именно чиновники из Минобороны и МИДа смогли сохранить в своих руках контроль над противоракетным вектором японо-американского взаимодействия и взяли на себя ответственность при принятии важных решений.

После победы на парламентских выборах в декабре 2012 г. правительство Либерально-демократической партии Японии (ЛДПЯ) заявило о планах осуществить в 2013-2014 гг. пересмотр программных документов Японии, определяющих её политику в области безопасности, а также выступило с инициативой по изменению Руководящих принципов японо-американского сотрудничества в области обороны от 1997 г. Учитывая, что Основные направления программы национальной обороны Японии от 2010 г. принимались в расчёте на пятилетнюю перспективу, и при их разработке предыдущее правительство было вынуждено использовались идеи «мозговых центров» ЛДПЯ, подобные намерения С.Абэ выглядят весьма амбициозно.

Рекомендации для новых Основных направлений программы национальной обороны подготовлены несколькими комитетами ЛДПЯ. Наиболее полемичное предложение японских экспертов связано с предложением предусмотреть возможность нанесения превентивного удара для уничтожения готовых к запуску ракет вероятного противника в дополнение к потенциалу существующей ПРО, что также означало бы значительное усиление роли Сил самообороны, которая в настоящее время жёстко ограничена антивоенными положениями Конституции.

С.Абэ рассматривает конституционную реформу в качестве одного из долгосрочных приоритетов своей политики, а в качестве первоочередной задачи ставит изменение действующей интерпретации Конституции, запрещающей участие Японии в коллективной самообороне.

Япония не имеет права использовать возможности своей ПРОдля защиты территории США или какой-либо другой страны от ракетной атаки. С. Абэ неоднократно подчёркивал, что подобный дисбаланс обязательств не способствует укреплению доверия между союзниками. Вместе с тем, сотрудничество между США и Японией в области ПРО фактически уже привело к достижению принципиально нового уровня координации между вооружёнными силами США и Силами самообороны Японии, при котором стало очень сложно провести грань между участием Японии в коллективной самообороне и соблюдением запрета на подобные действия.

Свои рекомендации для новых программных документов Японии в области оборонной политики подготовили и в Кэйданрэн - «штаб-квартире» японского бизнеса. В них, в частности, дана положительная оценка опубликованного в марте 2013 г. заявления секретаря кабинета министров о возможности исключения из запрета на экспорт вооружений для производимых в Японии компонентов перспективного истребителя F-35, в консорциуме по разработке которого участвуют несколько государств, включая США. Ранее подобное исключение было сделано в отношении производимых совместно с США компонентов противоракет. В Кэйданрэн полагают, что данное заявление важно не только с точки зрения ценности F-35 для обеспечения безопасности Японии, но и с позиции сохранения и развития японского оборонно-промышленного комплекса и его технологической базы.

По мнению аналитиков Кэйданрэн, преимущества от возможного участия Японии в совместной с другими странами разработке и производстве вооружений, в том числе, связанных с ПРО, обусловлены расширением сотрудничества с союзниками и дружественными государствами в вопросах внешней политики, получением доступа к новейшим зарубежным технологиям и сокращением стоимости научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Японо-американское сотрудничество в области ПРО, являясь в настоящее время для Токио важным стимулом к продолжению взаимодействия с Вашингтоном в военно-политической сфере, в будущем может способствовать созданию предпосылок для большей автономии Японии в рамках альянса, а также для расширения её сотрудничества с соседними государствами по вопросам безопасности.
 
« Пред.   След. »