Menu Content/Inhalt
Стапран Н.В. Япония и Китай в борьбе за влияние в регионе Юго-Восточной Азии Печать E-mail
20.11.2013 г.
Стапран Н.В.

Япония и Китай в борьбе за влияние в регионе Юго-Восточной Азии

В середине 2012 года политические отношения между Японией и Китаем максимально накалились после эскалации конфликта вокруг островов Сэнкаку. В Китае прошел ряд массовых антияпонских выступлений, а китайские военные суда и самолеты начали активно патрулировать воды и воздушное пространство вокруг спорных островов. Постепенно из стадии острого конфликта японо-китайское соперничество постепенно приобрело форму затяжного стратегического противостояния, основной ареной которого стал регион Юго-Восточной Азии. К этому стоит добавить, что Китай, как и Япония постоянно находится в поиске новых инвестиционных и торговых возможностей и источников сырья, поэтому будучи крупнейшими экономическими партнерами, Япония и Китай одновременно являются и главными конкурентами в борьбе за экономические рынки АТР.

В этой связи особенно очевидно в 2013 году проявилась значительная активизация японского и китайского внимания к региону Юго-Восточной Азии и их стремление укрепить свое экономическое и политическое присутствие в быстрорастущем регионе ЮВА. За этот год практически все страны АСЕАН были охвачены вниманием старших должностных лиц как Японии, так и Китая. За один год китайские руководители посетили все страны АСЕАН за исключением Филиппин, а японские руководили к концу года нанесли визиты во все десять без исключения стран-участниц АСЕАН, заключительными из которых стали Лаос и Камбоджа в середине ноября 2013 года.

По результатам этих визитов стало очевидно, что Япония на нынешнем этапе ставит целью не только традиционное развитие торгово-экономических отношений, но и активизацию сотрудничества в области политики, безопасности, энергетики и ряде других направлений, которые до этого не являлись для Японии приоритетными в отношениях с азиатскими соседями.

Теперь регион ЮВА уже не воспринимается в Японии исключительно в качестве удобной производственной базы, но может стать плацдармом новой системы безопасности, создание которой входит в стратегические планы администрации президента США Барака Обамы, ключевым игроком в которой по-прежнему считается Япония. Именно поэтому Япония прикладывает значительные усилия к консолидации американских союзников в Азии, апеллируя к ним как истинным носителям демократических идеалов и ценностей. Япония, противопоставляя себя Китаю, говорит о своем стремлении к созданию многосторонней системы взаимодействия с участием США, Японии , Южной Кореи, стран АСЕАН, Индии и Австралии, предлагая стимулы, такие как экономическое сотрудничество, которые якобы направлены на поддержание мира и стабильности в Азиатско-Тихоокеанском регионе, но на самом деле предназначен для формирования противовеса растущему влиянию Китая. Проблема в том, что далеко не все асеановцы однозначно позитивно оценивают подобную активизацию японских политических амбиций.

Надо признать, что после прихода к власти С.Абэ очень быстро отказался от открыто агрессивной предвыборной националистической риторики, и неоднократно говорил, что готов улучшить отношения с Пекином, несмотря на разногласия в отношении островов, однако, Пекин не торопится идти навстречу Токио. Действительно, открытое противостояние с Китаем совершенно не в интересах Японии, так как совсем нет гарантии, что будучи поставленными перед таким жестким выбором, страны АСЕАН откажутся от экономически выгодного взаимодействия с Китаем, ради защиты интересов «японо-американской демократии». Более того, сами страны АСЕАН порой не могут достичь согласия между собой, это доказали события на полях саммита АСЕАН в Камбодже в июле 2012 года, когда из-за «прокитайского» поведения страны председателя при обсуждении проблемы Южно-Китайского моря был разрушен миф об «АСЕАНовском единстве».

Действительно, особое место в повестке взаимодействия Японии и АСЕАН занимает ситуация в Южно-Китайском море, где территориальные амбиции Китая напрямую сталкиваются с интересами Филиппин, Вьетнама, Брунея и Малайзии, создавая значительную напряженность не только в двусторонних отношениях, но и в рамках АСЕАН в целом. Спор ведется о принадлежности значительных участков Южно-Китайского моря, через которые проходят важные международные морские пути, эти области богаты морскими и рыбными ресурсами, а также потенциально могут дать большие запасы нефти и природного газа.

Несмотря на многолетнюю вовлеченность в региональные дела, на нынешний момент по многим показателям Япония отстает от Китая, который не только оказывает значительную помощь (ODA) беднейшим странам ЮВА, но и смог в отличие от Японии в кратчайшие сроки заключить со странами АСЕАН полномасштабное соглашение о свободной торговле.

В конце 1980-х гг. после переноса большей части своей производственной базы в развивающиеся страны Юго-Восточной Азии Япония стала абсолютным лидером по объему прямых иностранных инвестиций в регионе АСЕАН-10, и хотя Япония по-прежнему остается одним из крупнейших иностранных инвесторов для большинства стран АСЕАН, ее доля в общем объеме иностранных инвестиций постепенно снижается (с 20% в 1995 году до 12 % в 2011 году), уступая место другим игрокам, и в первую очередь Китаю. Причиной тому, кардинальное изменение экономического климата не только в Японии, но и в регионе в целом. Если раньше японские инвестиции были необходимы для роста экономик АСЕАН, то сейчас наоборот они стали важным источником роста, если не сказать выживания самой японской экономики. Как образно отметили аналитики крупнейшего азиатского финансового оператора DBSBank, «в 1982 году Япония была в 2,3 больше чем АСЕАН-10, а сегодня АСЕАН-10 в 2,3 раза больше, чем Япония». Учитывая, что АСЕАН наряду с Китаем в последние годы показывает в среднем стабильный экономический рост в 5-7%, а рост японского ВВП стагнирует в районе 1%, напрашивается вывод о том, что, даже при росте абсолютных показателей, тенденция снижения доли японских инвестиций в общем объеме инвестиционного рынка АСЕАН будет сохранятся и будущем.

За первую половину 2013 года объем прямых инвестиций Японии в страны АСЕАН превысил 10 млрд. долл., и страна недавно пообещал предоставить Вьетнаму Япония пообещало предоставить кредит для развития инфраструктуры в размере 540 млн. долл. Также ведутся переговоры с Вьетнамом , Таиландом и другими сторонами о развитии военно-морского сотрудничества, в частности японская сторона выразила готовность предоставить патрульные катера Вьетнаму и Филиппинам, основным оппонентам Китая в споре в Южно-Китайском море.

Однако, с геостратегической и исторической точки зрения, а так же практических интересов, Япония не обладает достаточными преимуществами по сравнению с Китаем. Страны АСЕАН стремятся к поддержанию сбалансированных отношений с Китаем, и вряд ли станут послушными марионетками в геостратегической игре Токио. Тем более, что и сам Китай уделяет особое внимание развитию многостороннего сотрудничества, признавая лидирующую роль АСЕАН в этом процессе. Ежегодный объем двусторонней торговли Китая со странами АСЕАН превысил 400 млрд. долл., а к 2020 году ожидается, что он достигнет показателя в 1 трлн. долларов. Соответственно, страны АСЕАН наверняка не готовы принести эти значительные возможности для бизнеса и торговли в жертву геополитическим амбициям Японии или США.

Таким образом, предпосылок к столь интенсивному возвращению Японии в Азию, оказалось несколько - во-первых, это желание найти новые возможности для японского бизнеса и альтернативу угасающему экономическому влиянию в регионе, во-вторых, это готовность на практике воплощать жизнь новую стратегию США по «возвращению в Азию», в-третьих, это стремление напрямую или косвенно сдерживать растущее присутствие Китая в регионе. Учитывая, что в основе новой американской стратегии лежит все тот же пресловутый фактор «китайского сдерживания», можно сделать вывод, что японскими интересами в основном руководит одно желание - если и не противодействовать, то хотя бы противопоставить себя растущему военному и экономическому влиянию Китая в регионе. Одновременно, в последнее десятилетие политика Японии в регионе ЮВА больше была похожа на попытки угнаться за Китаем и многие шаги японской дипломатии являются скорее реакцией на китайские инициативы, чем самостоятельными стратегически спланированными действиями.отношения перешли в состояние затяжной политической вражды. Остается надеяться, на успех Японии в реализации новой дипломатической стратегии, хотя это может оказаться весьма непростой задачей, учитывая продолжающуюся внутриполитическую нестабильность и экономическую стагнацию.
 
« Пред.   След. »