Menu Content/Inhalt
Киреева А.А. Обострение территориального спора вокруг островов Сэнкаку/Дяоюйдао Печать E-mail
20.11.2013 г.
Киреева А.А.

Обострение территориального спора вокруг островов Сэнкаку/Дяоюйдао и японо-китайские отношения

В докладе рассматривается трансформация японо-китайских отношений во время пребывания в Японии Демократической партии у власти с 2009 г. по конец 2012 г. и нового кабинета Либерально-демократической партии Японии во главе с С. Абэ под влиянием современного этапа обострения территориального спора вокруг островов Сэнкаку/Дяоюйдао.

Территориальный спор вокруг островов Сенкаку/Дяоюйдао является одним из самых напряженных территориальных конфликтов в Восточной Азии, а также самым острым территориальным спором, которые Япония имеет с соседними странами. Острова фактически контролируются Японией, но суверенитет над ними оспаривается Китайской народной республикой (КНР) и Китайской республикой на Тайване (далее Тайванем). Данный территориальный спор продолжается в течение длительного времени, не имея перспектив быть разрешённым, но и не перерастая в полномасштабный военный конфликт.

Территориальный спор между Японией и Китаем базируется на стратегической значимости этих островов в области безопасности, политики и экономики, а также целом комплексе других причин, включающих символическое значение данной территории. Территориальный спор по поводу островов Сенкаку/Дяоюйдао является частью всего комплекса отношений Китая и Японии. Он является одной из главных проблем, осложняющих двухсторонние отношения, и часто приводит к усилению конфронтационных тенденций в китайско-японских отношениях.

Несмотря на инициативы премьер-министра Японии Ю. Хатоямы, направленные на всесторонне развитие двухсторонних отношений и превращение Восточно-Китайского моря в «море братства», позитивный период в отношениях этих двух стран закончился при его преемнике на посту премьер-министра Японии Н. Кане в 2010 г. из-за инцидента в районе спорных островов Сэнкаку/Дяоюйдао. Инцидент 2010 г. привел к серьезному ухудшению японо-китайских отношений, вступивших в период охлаждения, когда действия Китая в Восточно-Китайском море все больше начинают восприниматься в Японии в качестве угрозы безопасности как на официальном, так и на общественном уровне. Положительные импульсы в двухсторонних отношениях не смогли переломить общую тенденцию напряженности из-за участившихся заходов китайских кораблей в контролируемые Японией территориальные воды спорных островов и активной разведки и разработки Китаем нефтегазовых месторождений в Восточно-Китайском море.

Китай и Япония (благодаря японо-американскому союзу безопасности) являются самыми мощными экономическими, политическими и военными державами в Восточной Азии, поэтому отношения этих стран имеют большое значение для развития регионального сотрудничества и интеграции. Отношения этих стран характеризуются наличием двух сосуществующих тенденций: стратегического сотрудничества и стратегического соперничества. Они являются важными экономическими партнерами, сохраняя при этом оппонирование в сфере политики, безопасности и идеологии и ряд неразрешенных противоречий, заметно осложняющих развитие отношений. Данные факторы, включающие в себя территориальный спор, проблемы исторического прошлого, различия в позициях по отношению к Тайваню и др., подобны айсбергу, который не всегда виден под водой, но в любой момент может «всплыть» и привести к резкому ухудшению отношений.

Решение о национализации островов Сэнкаку/Дяоюйдао, принятое правительством Японии 11 сентября 2012 г., привело к беспрецедентному обострению территориального конфликта и серьезнейшему кризису в японо-китайских отношениях. Помимо ответных политических шагов, предпринятых китайским руководством на официальном уровне, в КНР прошли массовые антияпонские демонстрации, в результате которых был нанесен значительный экономический ущерб японской стороне. Китай и Япония неоднократно диаметрально противоположно интерпретировали действия друг друга: если в Японии считали, что сделка касается только прав собственности и не затрагивает вопрос суверенитета, то Китай воспринимал этот шаг как нарушение «джентльменского соглашения», существование которого Япония не признает. На фоне модернизации своего военного потенциала КНР использовала тактику ответного ужесточения своей позиции (reactiveassertiveness), заключающуюся в значительном увеличении китайской активности в районе спорных островов для того, чтобы не допустить одностороннего контроля Японии над ними и создать новый статус-кво, предполагающий конкурирующее присутствие на данной территории. Случай с наведением радара в начале 2013 г. демонстрирует признаки перерастания конфликта вокруг островов в военный конфликт между КНР и Японией, что является самой низкой точкой развития отношений со времени их нормализации в 1972 г.

Приход к власти в Китае и Японии новых руководителей не ослабил напряженность в двухсторонних отношениях. Идея «китайской мечты» председателя КНР Си Цзиньпина как идея возрождения великой китайской нации и националистическая политика премьер-министра Японии С. Абэ на фоне усиливающегося недоверия стран друг к другу оставляет все меньше возможностей для улучшения отношений. Воспринимая действия Китая как угрозу своей безопасности, Япония усиливает потенциал сил самообороны на китайском направлении, делает ставку на укрепление военно-политического альянса с США и, по мнению экспертов, создает «антикитайскую сеть» в АТР.

Вместе с тем, улучшение отношений Японии с Китаем является частью внешнеполитической стратегии С. Абэ, направленной на то, чтобы увеличить вклад Японии в поддержание мира и стабильности в Восточной Азии и усилить ее роль на мировой арене. Китай является ключевым экономическим партнером Японии, без которого реализация амбициозной цели С. Абэ вывести страну из затяжной рецессии представляется крайне сложной. Вместе с тем, соперничество стран за региональное и глобальное лидерство предопределяет конкурентный характер отношений двух стран и накладывает ограничения на потенциальное улучшение отношений в будущем.

Увеличение интенсивности патрулей обеих стран в водах спорных островов приводит к возникновению дилеммы безопасности, повышает опасность случайного военного столкновения и приводит к нестабильной ситуации в регионе. В то же время заявления лидеров Китая и Японии о необходимости предотвращения военного конфликта и попытки наладить двухсторонние отношения оставляют надежду на то, что худших сценариев развития событий можно избежать.
 
« Пред.   След. »