Menu Content/Inhalt
Тихоцкая И.С. О создании общества с устойчивым материальным циклом в Японии и соседних странах Печать E-mail
20.11.2013 г.
Тихоцкая И.С.

О создании общества с устойчивым материальным циклом в Японии и соседних странах

Важность проблем рационального использования ресурсов и управления отходами, образующимися в результате деятельности человека, в разных странах осознавалась по-разному. Так, в России, с ее бескрайними просторами, только приходят к пониманию того, что организация свалок, создание полигонов для сваливания отходов не является приемлемым для цивилизованного мира решением проблемы отходов. Япония, с ее ограниченной территорией и ресурсами, напротив, представляет собой пример страны, где с давних пор прослеживается стремление к рециклированию ресурсов. В стране пришли к выводу о том, что, по сути, «общество рециклирования» сложилось там естественным образом еще в период Эдо, когда изоляция от внешнего мира вынуждала Японию полагаться на собственные ресурсы и экономить их.

Вместе с тем в ходе быстрого экономического развития в послевоенный период произошла трансформация сознания японцев и, как и в других странах, в Японии было создано общество потребления. Причем, свойственная японцам любознательность, стремление познавать и использовать все новое, привело к тому, что именно в этой стране особенно наглядно проявилась тенденция выбрасывать вещи задолго до исчерпания их потребительских свойств, т.е. отказ от традиционной системы ценностей японского общества «моттаинай», согласно которой все блага дарованы свыше и растрачивать что-либо понапрасну или выбрасывать - грех.

Однако столкнувшись с настоящим экологическим кризисом на рубеже 1960-70-х годов, Япония уже в 1970 г. приняла основополагающий закон в сфере управления отходами - Закон об управлении отходами и санитарно-гигиенической очистке общественных мест. По мере прогресса в этой сфере, в соответствии с возвратом к концепции «общества рециклирования» и ее развитием данный закон пересматривался и дополнялся новыми законодательными актами. В конечном счете, в результате многолетних научных исследований и практических изысканий в стране была разработана инновационная концепция в области обращения с ресурсами и управления отходами и в 2000 г. был принят Основной закон об обществе с устойчивым материальным циклом[1]. В основе этой концепции лежит достаточно широко известный принцип «3R» - reduce, reuse, recycle, но в более широком смысле. После принятия этого закона в Японии прогрессировало совершенствование законодательства в сфере управления отходами - был принят целый ряд новых законов и поправок к существующим законам. Из числа последних следует отметить пересмотр в 2012 г. Закона о форсировании эффективного использования сырья.

В 2003 г. для реализации концепции общества с устойчивым материальным циклом был принят и Фундаментальный план создания такого общества. Определенные успехи в продвижении к такому обществу привели к принятию в 2008 г. второго такого плана, в котором были заложены более высокие количественные показатели. Кроме того, было указано на необходимость отдавать предпочтение приобретению товаров длительного пользования и распространять аренду и сдачу внаем. В апреле 2013 года был опубликован проект Третьего плана, особенностью которого стало введение нового термина - «дзюнкансигэн», или «ресурсы устойчивого материального цикла»[2]. Под этим термином понимают все ресурсы, которые тем или иным способом могут быть получены из отходов. Таким образом, если в 2000 году произошло изменение акцентов в трактовке «общества рециклирования» и был принят новый термин - «общество с устойчивым материальным циклом», то в 2013 году расширили и трактовку понятия «рециклируемых ресурсов» и ввели новый термин. Дело в том, что, по замыслу разработчиков третьего плана, одной из основных его задач является разработка так называемого горизонтального рециклирования, которое в отличие от обычной переработки отходов, подразумевающей их разрушение и создание новых ресурсов или продуктов, предполагает после соответствующей переработки отходов получение тех же продуктов. Еще одна отличительная черта нового плана - предложение широко представлять доступную для восприятия информацию (особенно в виде картинок, поскольку восприятие «кадрами» вследствие пользования иероглификой наиболее эффективно) о том, какой реальный вклад могут внести предприятия и граждане в реализацию данной концепции, или как снизится экологическая нагрузка в результате тех или иных их действий. Наглядная информация в Японии широко распространена и действенна. Если объяснить людям, что отказ от полиэтиленовых пакетов, пластиковых упаковочных подносов для пищевых продуктов и пр. приведут к снижению экологической нагрузки и улучшению качества окружающей среды, можно ожидать значительного сокращения их использования и как следствие уменьшения количества образующихся отходов. Особенностью нового плана является и включение такой важной для Японии задачи как разработка эффективных мер скорейшей утилизации отходов, возникающих после крупных стихийных бедствий. Помимо прочего, в результате стихийных бедствий повреждаются жизненно важные коммуникации, нарушается транспортное сообщение и пр., что затрудняет и сбор и управление отходами.

В Японии большое значение придают развитию международного сотрудничества в области борьбы с загрязнением окружающей среды и утилизации отходов. С одной стороны, несмотря на собственные успехи, японцы внимательно относятся к достижениям других стран и всегда готовы перенимать передовой опыт. С другой стороны, экологические проблемы приобрели глобальный характер, и от их решения зависит будущее всего человечества. Японию не может не волновать ситуация с утилизацией отходов в других странах, и особенно в находящихся по соседству, поэтому она прилагает много усилий для развития международного сотрудничества, координации действий, разработки совместных программ, распространения знаний и передового опыта, организации международных конференций и пр.

С 2005 г. японское министерство по делам окружающей среды изучает положение в 6 странах Азии с целью оказания им помощи в разработке национальных планов по реализации принципа «3R» и прогнозных оценок, а Управление по международному сотрудничеству проводит семинары для разъяснения принципов «3R» представителям развивающихся стран.

Большое внимание Япония уделяет расширению сотрудничества в данной сфере с Россией. При этом особое значение имеет инициатива японских городов-побратимов в развитии сотрудничества с близлежащими российскими городами: это и проведение семинаров по проблемам утилизации и переработки отходов, и предложения строить предприятия по переработке отходов в России.

На пути полномасштабного развития ОУМЦ Японии предстоит решить немало проблем, однако очевидно, что она может служить примером того, что следует делать, чтобы решать проблемы экологии и отходов и делать жизнь приятнее и здоровее. Вполне логично предположить, что лидерство Японии в плане создания общества нового типа будет способствовать укреплению ее позиций и реализации амбиций в современном мире.

[1] Данный термин впервые в российской литературе был введен нами, см. И.С.Тихоцкая. Эволюция подхода к проблеме отходов: к обществу с устойчивым материальным циклом // Япония: свет и тени. М., Восточная литература РАН, 2008, с.127-144.

[2] Данный термин впервые в российской литературе введен автором в: «Япония: инновационный подход к управлению ТБО»// Твердые бытовые отходы, 2013, июнь, с.52-57.
 
« Пред.   След. »