Menu Content/Inhalt
Молодякова Э.В. Проблема пересмотра Конституции Японии в контексте изменений в обществе Печать E-mail
22.11.2013 г.
Молодякова Э.В.

Проблема пересмотра Конституции Японии в контексте изменений в обществе

1.Проблема пересмотра японской Конституции, которая вступила в силу 3 мая 1947 г. и действует без единой поправки по настоящее время, что делает ее уникальной по этому параметру, в той или иной степени всегда существовала в обществе. Однако с начала нулевых годов ХХI в. дискуссии о характере пересмотра Основного закона становятся все более напряженными и сопровождаются конкретными действиями, которые способствуют переведению их в практическую плоскость.

2. По некоторым параметрам Конституция уже не в полной мере соответствует современным реалиям. Кроме того появилась необходимость внести в этот документ новые положения, например, так называемые «новые права человека»: «право на благоприятную экологическую среду», «право на информацию», «право на приватность». Такая потребность напрямую связано с серьезными переменами во внутриполитической ситуации и настроениях в японском обществе, а также с глобальными и региональными изменениями в мире.

3. Конституция 1947 г. соответствовала ситуации в стране, которая после сокрушительного поражения во Второй мировой войне стала на путь укоренения демократии. Япония, как и другие азиатские страны, заимствовала западные политические структуры, но их содержание под влиянием конкретной политической практики претерпело весьма серьезные изменения. При этом не произошло утраты традиций и национальной идентичности, потому что политическая элита страны проявила максимум практицизма и реально оценила сложившуюся ситуацию.

4. К середине 1980-х годов, когда Япония вошла в период оживления и подъема, самый длительный в послевоенный период, и стабильность стала ключевым понятием общества, правящая Либерально-демократическая партия (ЛДП) активно включается в кампанию за пересмотр Основного закона. В специальных документах ЛДП были намечены основные направления ревизии некоторых статей Основного закона, а именно, повышение роли императора путем наделения его прерогативами государственной власти; полный пересмотр 9-й статьи; расширение полномочий кабинета министров, включая передачу ему особых полномочий на случай «чрезвычайных обстоятельств» и некоторые другие. Речь шла о внесении поправок в Конституцию или о пересмотре толкований той или иной статьи (кайсяку кайкэн).

5.Одновременно, несмотря на ограниченные возможности, которыми Япония располагала из-за Конституции 1947 г. намечается некоторое повышение японского фактора в международных делах. Война в Персидском заливе 1990-1991 гг. оказала серьезное влияние на изменение внешней политики Японии, прежде всего в отношении обороны и безопасности, а также затронула и внутриполитические проблемы. В частности, встал вопрос о необходимости приведения 9-ой статьи Конституции в некоторое соответствие с потребностью участия во внешнеполитических акциях по наказанию агрессора. Уроки войны в Персидском заливе и мировая реакция на позицию Японии переломили общественное мнение в стране по вопросу об участии в миротворческих операциях ООН.

6. Постепенно размывается табу на обсуждение проблемы пересмотра Конституции в политических кругах и в обществе в целом. В 2000 г. в обеих палатах парламента создаются Комитеты по изучению конституции. Перенесение обсуждения в стены парламента имело большое значение, поскольку, в соответствии с 96-й статьей Конституции 1947 г. поправки в нее могут быть внесены по инициативе 2/3 общего числа членов обеих палат парламента, при последующем одобрении на всенародном референдуме.

7. Активизация во второй половине1990-х годов внесения поправок в национальное законодательство в сфере обороны свидетельствовало об изменениях в настроениях общества в отношении проблемы пересмотра конституции. Совсем недавно это казалось немыслимым, а теперь создавало благоприятные условия для дальнейшего развития процесса ее изменения. Военная тема, как и конституционный вопрос, долгое время считалась как бы запретной. Теперь же не только политические круги, но и население не только не чурается этих тем, но и проявляет заинтересованность в укреплении обороноспособности страны перед лицом новых угроз и вызовов национальной безопасности.

8. Давно существующая проблема пересмотра Конституции впервые была выведена на уровень государственной политики Абэ Синдзо во время первого срока его премьерства в 2006-2007 гг. Он заявил, что среди первоочередных задач своего будущего правительства видит пересмотр Конституции наряду с принятием проекта поправок к базовому закону об образовании. Такая взаимосвязь не случайна, поскольку С.Абэ уделял большое внимание формированию нового общественного сознания, воспитанию молодежи в духе патриотизма, что готовило бы почву для пересмотра Конституции. Опросы общественного мнения показывают, что граждане в целом поддерживают частичный пересмотр конституции, но большинство все же пока за то, чтобы в процессе пересмотра оставить 9-ю статью без изменений.

9. В мае 2007 г. парламентом был принят закон, регламентирующий процедуру референдума по пересмотру Конституции 1947 г. Согласно закону в референдуме могут принять участие все граждане Японии старше 18 лет, и решение будет принято простым большинством. 18 мая 2010 г. Закон о народном референдуме был введен в действие. Таким образом, впервые в послевоенной Японии была создана юридическая основа для пересмотра Конституции.

10. Одновременно на внутриполитической политической арене происходят перемены, которые позволяют говорить о возможности создании «третьего полюса» политических сил и расширении спектра политического выбора на консервативном поле. Большинство политических сил «третьего полюса» призывает пересмотреть пацифистскую Конституцию и обеспечить Японии право на участие в коллективной обороне. В этом же плане заслуживает внимания тезис С.Абэ об «активном пацифизме», под которым понимается «активный вклад в дело мира», а именно то, что Япония будет «еще более активно участвовать в коллективных мерах безопасности ООН, включая операции по поддержанию мира». Вопрос стоит в том, не используется ли термин «пацифизм» как средство завоевать общественную поддержку попыткам правительства позволить Японии осуществлять право на коллективную самооборону, изменив интерпретацию Конституции по данному вопросу.
 
« Пред.   След. »