Menu Content/Inhalt
Балакин В.И. Интеграционные усилия Китая в Восточной Азии: японские оценки Печать E-mail
15.10.2014 г.

Интеграционные усилия Китая в Восточной Азии: японские оценки

Вячеслав Балакин

В последнее время наблюдается снижение влияния США в глобальной и региональной политике.

У правящей элиты Японии нарастает стремление как можно скорее превратить страну в «полноценную великую державу».

Японское руководство, судя по всему, приняло решение проводить наступательную дипломатию в отношениях с сегодняшними «великими державами» и настроено в будущем, по примеру Китая, приступить к формированию собственной совокупной национальной мощи.

По некоторым международным оценкам, Япония планирует прежде всего пересмотреть свою внешнюю политику на региональном уровне в Восточной Азии.

Региональная безопасность видится японскому руководству в качестве первого шага на пути повышения политической статусности государства и достижения некого устраивающего Токио баланса сил в рамках восточноазиатского пространства.

Это должна быть интеграционная модель, позволяющая с одной стороны - постепенно отказаться от назойливого американского «протектората», а с другой - найти больше точек соприкосновения с Китаем, используя дальнейшее углубление двустороннего экономического сотрудничества для определения раздела сфер влияния в Восточной Азии, то есть старый лозунг «Азия для азиатов» может получить «второе дыхание» в новом формате китайско-японских отношений.

Восточноазиатский регион является мировым лидером по числу застарелых территориальных конфликтов, в которых напрямую сталкиваются национальные интересы Китая и Японии.

И Пекин, и Токио отдают себе отчет по поводу невозможности урегулировать названные конфликты, используя военную силу.

Уже сегодня, несмотря на воинственную риторику, в Восточной Азии идет интенсивная дипломатическая работа по поиску оптимального компромисса.

Китайское и японское правительства по сути дела вынуждены с разных политических позиций решать одну и туже проблему - каким образом не спровоцировать США на резкие, необдуманные силовые действия как это случилось в Северной Африке, на Ближнем Востоке и на Украине.

Американский фактор в обозримой перспективе представляет собой своеобразный «тлеющий фитиль», готовый подорвать относительную региональную стабильность в Восточной Азии.

Правительство Японии явно не может больше рассчитывать на военно-политический союз с Вашингтоном, поскольку американская доктрина азиатско-тихоокеанской безопасности становится все более заточенной против Китая и полностью игнорирующую сильную японскую зависимость от состояния китайского внутреннего рынка.

Сегодня Токио вряд ли может рассчитывать на какие-либо серьезные гарантии со стороны США, тем более, что эти гарантии имеют исключительно военно-политической, а не экономический характер.

У стремления Японии стать полноценным государством есть несколько измерений, главным из которых является не американская военно-политическая опека, которая в реальности приносит сегодня японскому руководству больше проблем, чем пользы.

Япония постоянно находится под угрозой вовлечения в весьма сомнительные международные конфликты, что делает Токио фактически бессловесным заложником неадекватного внешнеполитического курса Вашингтона, особенно в регионе Восточной Азии.

Современная американская доктрина для восточноазиатского региона не учитывает наличие весьма неустойчивого баланса соперничающих сил, которое позволяло бы не допускать перехода конфликтов в острую стадию.

Былое доминирование США в Восточной Азии подверглось заметной эрозии и уже не может противостоять целенаправленным усилиям КНР по формированию в регионе устойчивой интеграционной модели.

Для Японии перспективы стратегического взаимодействия с Китаем постепенно становится более важными, чем демонстрация показной лояльности американскому военно-политическому союзнику.

Пекин хорошо чувствует нарастание неуверенности в рядах японского руководства и со своей стороны максимально использует критическую зависимость крупного японского бизнеса от условий работы в Китае.

По мнению международных экспертов, это объясняется острым желанием Токио поучаствовать в восточноазиатской региональной политике в качестве самостоятельного, а не подконтрольного США стратегического игрока.

Растущая активность Японии в Восточной Азии несомненно вызвана поступательным наращиванием Китайской Народной Республикой совокупной национальной мощи.

Китайское руководство не скрывает своих претензий на исключительную лидирующую роль в восточноазиатском регионе и фактически диктуют Японии альтернативу ее поведения, суть которой состоит в том, что Токио может стать или «уважаемым партнером» Пекина или, упустив момент, останется на задворках азиатско-тихоокеанской политики США.

Существо китайского подхода к восточноазиатской интеграции состоит в том, что страны региона должны действовать сообща при построении многосторонней системы сотрудничества и не оглядываться на Вашингтон, решая свои долгосрочные экономические и внешнеполитические задачи.

Китай предлагает Японии кардинально пересмотреть устаревшие взгляды на региональную безопасности и встать на путь формирования новой структуры взаимодействия в Восточной Азии, учитывая интересы всех восточноазиатских государств при условии не привлечения в данный процесс «внешних сил», и прежде всего США.

По сути дела, Пекин объявляет Токио «мягкий ультиматум», поскольку в предполагаемой интеграционной системе доминирующая роль КНР не может вызывать сомнения.

Фактически восточноазиатские процессы региональной интеграции несомненно развиваются в направлении принципиальной смены лидера, когда на место США в итоге придет Китай.

Подобная геополитическая ситуация заставляет Японию тщательно взвешивать все возможные варианты и в конце концов сделать выбор между унизительной зависимостью от на глазах слабеющего Вашингтона и наращиванием собственного военно-политического веса, позволяющего разговаривать с КНР на равных.

Тонко просчитывая возможные изменения внешнеполитического курса Японии, китайское руководство предпринимает определенные шаги, которые призваны показать японскому правительству очевидную перспективу присоединения к китайской интеграционной модели для Восточной Азии.

Учитывая «усталость» Японии от создаваемых США внешнеполитических проблем в восточноазиатском регионе, Китай предлагает Токио задуматься о низкой эффективности в настоящее время традиционного американского инструмента обеспечения региональной безопасности в виде создания новых военных союзов.

По мнению китайцев, американская система региональная безопасности должна быть заменена на азиацентричную, в которой КНР была бы готова совместно с Японией решать практически все региональные проблемы.

Китайское руководство подчеркивает, что могло бы взять на себя последовательное снижение напряженности в отношениях между Северной и Южной Кореей с тем, чтобы в перспективе при поддержке Японии «втянуть» оба корейские государства в восточноазиатские интеграционные процессы.

Китай примеряет на себя роль основного гаранта системы безопасности для Восточной Азии, соглашаясь на японское участие в названном процессе лишь в качестве равноправного финансового донора.

Кроме того, КНР показывает Японии возможность в полной мере обеспечить ее интересы в рамках еще одной проблемной точки восточноазиатского региона, какой является Тайвань.

Одновременно, китайское руководство доводит до японского правительства и другую внешнеполитическую реальность, а именно: несокрушимое намерение максимально усилить в случае выбора Токио американского варианта азиатско-тихоокеанской безопасности свое военное присутствие в восточноазиатском регионе.

При этом Пекин намерен обосновать каждый свой шаг в названном направлении как защитную меру против недружественных действий любого соседнего государства.

В КНР не скрывают, что планируют увеличивать военные расходы страны в связи с возникновением каждой новой угрозы китайскому государству, не считаясь с любой реакцией своих стратегических противников.

Помимо военных усилий китайское руководство собирается также сделать ставку на широкомасштабную кампанию по дискредитации американо-японского военно-политического союза в глазах общественности восточноазиатских государств.

В Пекине полагают, что при соответствующих усилиях «призрак японского милитаризма» вполне может быть реанимирован с учетом предстоящей в 2015 г. 70-летней годовщиной поражения Японии во Второй мировой войне.

В подобных условиях японскому правительству в ближайшее время предстоит окончательно определиться в своих планах по отношению Китаю.

Вряд ли крупный бизнес Японии будет безучастен к угрозе его собственным долгосрочным интересам и безоговорочно поддержит навязываемые США создание системы коллективной безопасности против КНР.

Последнее также не поддержат Тайвань и Республика Корея, у которых сохраняются и даже усиливаются собственные претензии к японской региональной политике.

Японии трудно будет рассчитывать и на понимание со стороны государств АСЕАН, испытывающих серьезное экономическое давление японского бизнеса и не готовых ориентироваться исключительно на требования японского рынка с его специфическими технологическими стандартами.

Некоторые японские и американские эксперты очень надеются, что страны Юго-Восточной Азии будут искать поддержки у Вашингтона и Токио в связи с опасениями, вызванными якобы провозглашением КНР своего исключительного суверенитета над всем пространством Южно-Китайского моря, хотя на самом деле китайское руководство, просто дает отпор попыткам доминирования в регионе со стороны военно-политического союза США и Японии, и тем самым побуждает государства АСЕАН защитить Восточную Азию от внешних угроз.
 
« Пред.   След. »