Menu Content/Inhalt
Катасонова Е.Л. Художник Мураками Такаси и его теория суперплоскости Печать E-mail
28.10.2014 г.
Художник Мураками Такаси и его теория суперплоскости

Катасонова Е.Л.

Мураками Такаси часто называют пионером японской поп-культуры и лидером японского неопоп-арта. Японский неопоп-арт - современное направление в искусстве, громко заявившее о себе в 1990-х годах. Часть искусствоведов видит в японском неопоп-арте логическое продолжение развития японского поп-арта, основателем которого явился известный художник-авангардист Окамото Таро. Его крылатая фраза: «Искусство - это взрыв» стала художественным манифестом для его учеников и последователей.

Сегодня японские художники следующей его волны - неопоп-арта, к которой относится и Мураками, тяготеют в своем творчестве к таким массовым жанрам культуры, как комиксы, анимация, компьютерные игры, специальные эффекты в кино и т.д. Именно в этих популярных образцах так называемой субкультуры отаку они часто черпают образы, сюжеты и эстетику для своих полотен, создавая оригинальную мозаику, сложенную из наиболее ярких и запоминающихся их черт, а порой и несущую в себе открытую насмешку над оригиналом и грустную иронию над анимэ-культурой и идолами консьюмеризма.

Именно в таком художественном контексте перед нами предстает творчество Мураками Такаси, который на сегодняшний день успешно освоил практически все сегменты современного рынка поп-культуры. Художник с одинаковым энтузиазмом и поразительной продуктивностью работает над созданием живописных полотен, современной скульптуры, анимэ, иллюстраций книг и обложек дисков модных певцов, всякого рода инсталляций и арт-объектов наряду с широким спектром коммерческих продуктов, начиная от брелоков, футболок, ковриков для компьютерных мышей и кончая гламурными сумками, изготовленными по заказу всемирно известной фирмы "Louis Vuitton". А в добавок к этому - издательская, преподавательская, дизайнерская, продюсерская и выставочная деятельность внутри страны и за рубежом, всевозможные акции в поддержку молодых художников, а также немалое число искусствоведческих работ по проблемам современной японской культуры.

В своих работах он мастерски смешивает прошлое и будущее, низкое и высокое искусство, традиции и авангард, искусно играет с оппозицией Восток - Запад, при этом оставаясь последовательным поборником национальных традиций и утверждая своими работами особый статус национальной культуры в истории страны. Это, вместе с тем, не мешает ему быть одновременно и ярым пропагандистом современного японского искусства, рожденного под влиянием американских и европейских образцов.

Он поклоняется подростковым комиксам-манга, черпает вдохновение в объектах западной культуры, испытывая «ярко выраженный пиетет перед западными авторитетами, первым из которых является Энди Уорхол»[1].

Другой абсолютный кумир для Мураками - это Фрэнсис Бэкон, о чем можно судить даже по таким его работам, как портреты Джорджа Дайера и Изабель Ровсторн.

Третий непререкаемый авторитет для Мураками в западном мире - это Билл Гейтс. Его книга «Бизнес со скоростью мысли» (1999) оказала огромное влияние на формирование мировоззрения японского художника. И, конечно же, его любимые Уолт Дисней и режиссер Джордж Лукас с его «Звездными войнами».

 Мураками Такаси - это всегда праздник. Он привык радовать и одновременно шокировать публику своими нестандартными идеями и откровенными оригинальными признаниями, необычностью художественных образов своих картин или арт-объектов. Его любимые герои - забавные очеловеченные цветы, улыбающиеся грибы, веселые инопланетяне, кошечки и собачки и т.д., созданные вроде бы как для детей. Хотя, на первый взгляд, они имеют мало общего с реальной жизнью, но обладают удивительными свойствами: необычайно живописны, декоративны и всегда выдержаны в ярких жизнеутверждающих тонах, лишены какой-либо конфликтности или агрессивности. Полотна художника, гротескные и символические, походят порой на галлюцинации, сюрреалистические видения, навеянные японскими анимэ и другими жанрами поп-культуры, но при этом они почти всегда излучают оптимизм.

 Мураками успешно пропагандирует современную японскую поп-культуру в мире. Сегодня ему охотно предоставляют для этого самые престижные выставочные залы центры мировой живописи - Нью-Йорк и Лондон, Париж и Франкфурт и др. В 2010 г. его работы предстали перед глазами изумленной публики в Версальском дворце, резко контрастируя с величественным убранством его залов. Но, пожалуй, самым крупным международным проектом Мураками явилась его выставка с необычным названием "Little Boy" («Малыш») и не менее ярким подзаголовком - "The Art оf Japan's Exploding Subculture" («Искусство взрыва субкультуры Японии»), прошла в Нью-Йорке в 2005 г.

Своим названием она обязана печально известной атомной бомбе «Малыш», сброшенной на Хиросиму в 1945 г. А своим содержанием - различным направлениям и жанрам субкультуры отаку, которая не только запечатлела во многих образах и формах это трагическое событие, но и, подобно бомбе, «взорвала» все существовавшие до этого японские художественные каноны. Здесь были представлены самобытные и оригинальные работы художников неопоп-арта, популярные образы анимэ и манга, современная скульптура и различного рода арт-объекты - от красочных игрушек в стиле анимэ-героев до изображений популярного Годзиллы и других зловещих монстров, что практически окончательно сняло все различия между искусством и артефактами.

 Главную художественную идею своего проекта автор сформулировал в своей оригинальной теории «суперплоскости» ("Superflat"). Ее разработке и обоснованию посвящены многочисленные выступления и публикации Мураками, выпущенные при его непосредственном участии красочные художественные альбомы с подборкой иллюстраций и статей авторитетных искусствоведов и журналистов, а также интервью с создателями искусства «суперплоскости».

На основе теории «суперплоскости» художник стремится объяснить не только новый язык молодых художников, но и характер современной японской культуры. Главный тезис, выдвигаемый Мураками, состоит в том, что одной из отличительных черт национальной психологии японцев, как в древности, так и в наши дни, является плоскостное восприятие мира, которое распространяется и на художественную сферу, и на повседневную реальность.

 Под «суперплоскостью» в художественной практике Мураками понимает изображение, обладающее лишь иллюзией глубины и перспективы. Говоря о «суперплоскости», он особо подчеркивает двухмерность традиционного и современного японского искусства, лишенного привычной для европейских картин пространственной перспективы. По убеждению художника, плоскостному искусству не свойственны такие художественные критерии, как глубина содержания, фотографическая точность, наличие перспективы и т.д. Эти недостатки, по мнению Мураками, компенсируются воображением японских художников и их свободным и смелым экспериментированием с образами.

Двухмерность, т.е. плоскостное восприятие, лишенное подлинной глубины, Мураками усматривает и в жизни японцев, в которой, по его мнению, как и в искусстве, нет разделения на «низкое» и «высокое». Вот почему японцы, по его мнению, во всем выбирают «средний» путь: «Массовая культура, работа, развлечения, семья - всё для них существует как бы на одном уровне»[2]. «Современная Япония пребывает в состоянии мира, - подчеркивает Мураками. - Но все, кто живет в Японии, осознают, что что-то не в порядке... Япония может стать прообразом будущего. Но сейчас Япония представляет собой „суперплоскость". От социальной морали до культуры - всё имеет 2D-измерение. Культура каваий превратилась в живую реальность, которая наполняет собой всё и вся»[3].

Размышляя о причинах такого положения вещей, Мураками много и интересно рассуждает об инфантилизме японского общества и японской культуры. Он связывает его прежде всего с материальным изобилием в жизни современных японцев, которое не только породило резко возросшие за последние годы потребительские настроения, но и обострило тягу японцев к развлечениям, к приятному и беззаботному досугу и т.д.

Одновременно в этим в своих рассуждениях о сущности и духе современного искусства он все чаще обращается к истории Японии и к таким трагическим для японцев событиям, как поражение во Второй мировой войне и атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки. Эти события, по его убеждению, нанесли огромную духовную и эмоциональную травму общественному сознанию, которая на каком-то генетическом уровне передалась и нынешнему поколению.

Большую роль в формировании облика современной японской культуры, согласно теории Мураками, сыграла продолжительная американская оккупация страны, во время которой американцы насаждали в Японии свои политические и экономические модели. В результате, по его мнению, японцы потеряли уверенность в собственных силах, у них выработалась привычка во всем подчиняться воле свыше, что стало не только удобным способом существования, но и причиной достаточно легкого и беззаботного отношения к жизни.

 Мураками убежден, что поражение во Второй мировой войне привело японцев к потере национальной идентичности, отвернуло от традиционной японской культуры. «Страны-победительницы смогли сделать главенствующей свою культуру, а мы вынуждены были порвать связи со своим прошлым и создать нечто совершенно новое»[4]. Это «совершенно новое», в представлении Мураками, не что иное, как «„суперплоское искусство", способное противостоять поп-мейнстриму»[5].

Теорию «суперплоскости», впрочем, как и рассматриваемые в ней особенности современной поп-культуры, многие японские критики оценивают как яркое выражение постмодернистских тенденций в современном японском искусстве и рассматривают ее в контексте основополагающих концепций постмодернизма.


[1] www.proza.ru
[2] www.lookatme.ru
[3] Little Boy. The Arts of Japan' Exploding Subculture.N.Y., 2005, p. 100.
[4] www.openspace.ru
[5] Ibid.
Последнее обновление ( 28.10.2014 г. )
 
« Пред.   След. »