Menu Content/Inhalt
Гринюк В.А. Япония-КНДР: попытка возобновить диалог Печать E-mail
01.12.2014 г.

Япония-КНДР: попытка возобновить диалог

В.А. Гринюк

Заметным событием политической жизни Японии в текущем году были попытки японского руководства возобновить диалог с Северной Кореей.

Дипломатические отношения между Японией и КНДР отсутствуют. Главным препятствием для их налаживания выступает проблема похищений японских граждан, совершённых  спецслужбами Северной Кореи  в конце1970 х.-начале 1980 х. гг.  Руководство Японии считает эту проблему одной из самых приоритетных проблем внешней политики. В 2006 г. в рамках канцелярии кабинета министров Японии была учреждена Штаб-квартира по борьбе с проблемой похищений, возглавляемая премьер-министром. Существует пост министра по делам похищенных (сейчас этот пост занимает КэйдзиФуруя).  Правительство Японии проводит в стране и за рубежом широкую информационно-пропагандистскую работу по теме похищений (лекции, выставки, трансляция радиопередач на КНДР). Японские представители поднимают эту проблему на международных форумах, в том числе в ООН и на встречах лидеров G-8.

КНДР долго отрицала свою причастность к исчезновениям японцев. В сентябре 2002 г. в ходе официального визита премьер-министра Японии в Пхеньян руководитель КНДР Ким Чен Ир признал факты похищений японцев северокорейскими спецслужбами и принёс извинения. По итогам переговоров на высшем уровне была подписана Пхеньянская декларация,  котораяпредусматривала мораторий на запуски баллистических ракет КНДРна период после 2003 г., а также оказание Японией экономической помощи Северной Корее. Этот документ  мог служить отправной точкой   для нормализации отношений между Токио и Пхеньяном.

Однако сближения Японии и КНДР не произошло. Проблемы возникли уже на этапе выяснения обстоятельств похищений. Северокорейская сторона сообщила,  что агенты спецслужб КНДР выкрадывали  японских граждан в целях их использования в качестве преподавателей японского языка и инструкторов в северокорейских разведшколах. Притом должностные лица якобы действовали своевольно, в отсутствие санкций собственного руководства. По версии представителей Пхеньяна, агенты спецслужб ввезли в КНДР тринадцать японцев и японок с территории Японии и из Западной Европы, из них восемь человек были выкрадены, а пятеро были привезены  в КНДР с их согласия.Из тринадцати человек восемь умерли при различных обстоятельствах, а пятеро остались живы.

Но у японской стороны другой счёт. По  данным Токио, в общей сложности с территории Японии и из стран Западной Европы в КНДР были тайно доставлены  17 человек, причём все они были похищены.

В октябре 2002 г. из КНДР   на родину  вернулись выжившие пятеро японских граждан из числа пленников. К концу 2004 г. в Японию также прибыли все их родственники,  до того времени остававшиеся  в Северной Корее.

В ноябре 2004 г. северокорейская сторона передала японским представителям  некоторые  материалы и документы, которые должны были послужить вещественным доказательством смерти японских граждан. Но проведённое в Японии изучение   привело  специалистов к выводу о том, что эти материалы и документы  не являются убедительным доказательством смерти похищенных людей. Японская сторона сделала вывод, что  все похищенные лица по-прежнему живы и насильственно удерживаются в КНДР. Токио последовательно отстаивает эту позицию и требует немедленного возвращения соотечественников на родину.

   Спор  между Японией и КНДР по поводу весомости представленных Пхеньяном материалов и документов сопровождался выступлениями  «Ассоциации спасения японцев, похищенных Северной Кореей» и «Ассоциации семей японцев, похищенных Северной Кореей».Эти организации подогревали в японском обществе вражду против КНДР.Втакой атмосфере контакты между Японией и КНДР были прерваны.

Неоднократные встречи японских и северокорейских дипломатов не давали результатов. Японская сторона вновь выдвигала требование возвратить всех похищенных, а представители КНДР отвечали, что вопрос  похищений полностью исчерпан.

В июле 2008 г. в Пекине состоялись очередные Японо-северокорейские рабочие консультации. Японская сторона дала понять, что если КНДР предпримет конкретные меры по разрешению проблемы похищенных, то Япония частично отменит санкции, введённые против Пхеньяна в 2006 г. (запрет жителям Японии посещать Северную Корею, а гражданам КНДР приезжать в Японию, переводить деньги из Японии в КНДР, закрытие японских портов для северокорейских судов).Во изменение прежней позиции, что проблема уже решена, северокорейская сторона обещала провести новое расследование. Консультации  были продолжены в августе того же года в Шеньяне, но 4 сентября северокорейские дипломаты  известили партнёров, что в связи с внезапной сменой правительства Японии (уходом в отставку премьер-министра Я. Фукуды) расследование похищений откладывается до тех пор, пока  не выяснится, как новое правительство будет действовать в отношении достигнутых договорённостей.

Новая попытка преодолеть тупик была предпринята в 2012 г. Тогда межправительственные консультации  былипрерваны по инициативе Токио в связи с запуском  Северной Кореей 1 декабря 2012 г.   искусственного спутника Земли.

Но в это время работа по налаживанию японо-северокорейских контактов активизировалась, использовались новые каналы связи. В августе 2012 г. состоялась встреча представителей Красного Креста Японии и КНДР, на которой обсуждались вопросы перенесения из Северной Кореи в Японию останков японцев, умерших в Корее в конце второй мировой войны,  и посещений японских захоронений в КНДР родственниками усопших из Японии.

Проблема похищений имеет очень трагичный человеческий аспект. Первой жертвой спецопераций северокорейских агентов в Японии стала     13-летняя Мэгуми Ёкота. Она была выкрадена в Ниигата в октябре 1977 г. и, по утверждениям северокорейских властей, в 1993 г. покончила жизнь самоубийством в психиатрической больнице в Пхеньяне. Отцу Сигэру Ёкота исполнилось 81 год, матери Сакиэ Ёкота 78 лет. 12 лет назад они узнали, что их дочь после похищения  вышла замуж в Северной Корее за бывшего гражданина РК, насильно ввезённого в КНДР из Южной  Кореи, и у них есть внучка. Все эти годы чета Ёкота мечтала увидеться с внучкой. Северокорейские власти выражали готовность устроить встречу родственников и приглашали супругов Ёкота приехать в КНДР. Но японская сторона опасалась провокаций, которые могли предпринять представители Пхеньяна, чтобы утвердить версию о смерти МэгумиЁкота. Японская сторона  желала организовать встречу в «третьей стране». Премьер-министр С. Абэ обратился к президенту Монголии с просьбой организовать свидание  родственников в этойстране. Во второй декаде марта 2014 г. супруги Ёкота провели в Улан-Баторе три дня вместе со своей внучкой Ким УнГён, её мужем и дочерью.

Эта встреча родственников создала благоприятную атмосферу для следующего раунда японо-северокорейских межправительственных контактов. Спустя неделю в г. Шеньяне  (КНР) начались японо-северокорейские межправительственные консультации на уровне руководителей отделов дипломатических ведомств  двух стран. Уже в конце марта было согласовано  повышение  уровня  двусторонних консультаций.

В соответствии с этой договорённости 26 мая 2014 г. генеральный директор Управления Азии и Океании МИД Японии ДзюнъитиИхара встретился в Стокгольме  с Послом КНДР на переговорах по вопросам нормализации отношений с Японией Сон Иль Хо. По окончании  переговоров северокорейская сторона  сообщила о готовности учредить комиссию из следователей, наделённых полномочиями, и о намерении провести новое тщательное расследование похищений японских граждан. Переговоры между Дз. Ихара и Сон Иль Хо были продолжены 3 июля в Пекине. На следующий день премьер-министр Японии С. Абэ заявил о намерении отменить санкции, введённые в отношении КНДР в 2006 г.

   В июле 2014 г. северокорейская сторона сформировала специальную комиссию для расследования похищений японских граждан. Первоначально предполагалось, что в конце лета-начале осени 2014 г. специальная комиссия представит японской стороне первые результаты «объективного и всестороннего расследования». Однако 18 сентября  северокорейские представители сообщили, что первые конкретные  результаты могут быть получены значительно позднее этих сроков.

На прошедшей  29 сентября в Шеньяне встрече Дз. Ихара с Сон Иль Хо представитель  КНДР предложил японской стороне направить в Пхеньян представительную делегацию с тем, чтобы она выслушала   объяснения о ходе расследования проблемы похищений непосредственно от членов корейской специальной следственной комиссии. Это предложение было принято, и 29-30 октября Пхеньян посетила японская делегация. Руководителем делегации был Дз. Ихара, в её состав вошли представители Штаб-квартиры по борьбе с проблемой  похищений, Управления полиции Японии и Министерства труда и социального обеспечения Японии.

Итоги этого раунда японо-северокорейских переговоров малоутешительны.  Представители КНДР сообщили, что пока не получили никакой  новой информации ни об обстоятельствах похищений японцев, ни свидетельств  того, что кто-то из них жив и находится в КНДР. Хотя японская сторона настойчиво разъясняла партнёрам, что её прежде всего интересует информация о похищенных, представители КНДР значительную часть времени совместного заседания потратили на доклад о  состоянии захоронений японцев, умерших  в Северной Кореев конце второй мировой войны.

Работа северокорейской специальной следственной комиссии будет продолжена, но сроки представления первого отчёта комиссии точно не определены. Правда,  генеральный секретарь кабинета министров Японии Ё. Суга высказал надежду, что такой документ может появиться до конца текущего года.

Родственники похищенных людей выразили разочарование итогами японо-северокорейской встречи в Пхеньяне 29-30 октября.

Проблема похищений японцев северокорейскими спецслужбами чрезвычайно сложна. По мнению авторитетных японских историков, при рассмотрении преступлений  КНДР необходимо учитывать глубокое чувство враждебности, которую питают в  Северной Корее в отношении Японии из-за  колониального  господстваяпонцев в Корее и всесторонней  поддержки, которую  оказывала  Япония США в ходе  Корейской войны.

Япония добивается разрешения проблемы похищений, подразумевая  возвращение на родину всех похищенных. Северокорейская сторона утверждает, что восемь человек умерли в КНДР, но останки нескольких  из них были смыты на кладбищах во время больших наводнений. В ситуации полного отсутствия взаимного доверия между Японией и КНДР  это трудноразрешимоепротиворечие.

Проблема похищений тесно связана с проблемами разработки в КНДР ядерного и ракетного оружия.  В ходе нынешних контактов Японии с КНДР США и Южная Корея выражали озабоченность возможностью того, что прогресс  в японо-северокорейских  отношениях по теме похищений  может нарушить  сплочение в связке США-Япония-Южная Корея. Это  привело бы к ослаблению давления на КНДР с целью вынудить её к отказу от ядерного оружия.

Тем не менее, при несомненной сложности проблемы похищений и отсутствии реальных результатов на нынешнем этапе японо-северокорейских контактов,  подтвердилось   желание Пхеньяна продолжить переговоры с Токио. Северокорейская сторона стремится к нормализации отношений с Японией, рассчитывая при учреждении дипломатических связей получить от Японии  серьёзную финансовую помощь. По мнению японских специалистов, активизация дипломатии Пхеньяна  на японском направлении именно сейчас связана с охлаждением отношений КНДР с  Китаем, со сменой лидера Северной Кореи (Ким ЧенЫн лично не причастен к решениям о похищениях японских граждан). Кроме того, вероятно,  руководство КНДР полагает, что с формированием  второгокабинета министров С. Абэ начинается полоса стабильности в японской политике.

Диалог между Токио и Пхеньяном ценен сам по себе. Смягчение японских санкций в отношении КНДР помогло бы восстановлению сошедших на нет экономических связей между двумя странамии расширению каналов общения между ними.

Похоже, что невзирая на все сложности,в Токио всё-таки я намереваются продолжить осторожный  поиск  точек соприкосновения с северокорейскими партнёрами и  рассчитывают на прогресс в японо-северокорейских  отношениях.
 
« Пред.   След. »