Menu Content/Inhalt
Стапран Н.В. Интеграционная стратегия Японии в АТР на современном этапе Печать E-mail
01.12.2014 г.

Интеграционная стратегия Японии в АТР на современном этапе

Стапран Н.В., директор Российского центра исследований АТЭС

В рамках АТР развитие интеграционных процессов происходит прежде всего на основе Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Система зон свободной торговли (ЗСТ) в восточноазиатском регионе выстраивается по «зонтичной» схеме вокруг асеановского центра, заявившего в 2002 году о начале функционирования ЗСТ АСЕАН в составе десяти стран-членов. В процессе ее формирования эксперты из стран АСЕАН пришли к выводу, что без тесной кооперации с крупными азиатскими экономиками, в т.ч. без заключения ЗСТ с ними, Ассоциация будет отставать от современного экономического развития.

Первой крупной экономикой, решившей заключить ЗСТ с блоком АСЕАН, стал Китай. В 2002 году китайское правительство совместно с правительствами стран АСЕАН договорились о формирование в течение 10 лет общей зоны свободной торговли. Запустив функционирование зоны свободной торговли со странами АСЕАН, Китай не только получил торгово-экономические преимущества, но и укрепил свои стратегические интересы в этом регионе, обозначив ведущую роль в Азии в целом. Сдерживание американского и японского факторов в Азии также принималось во внимание. Общая зона свободной торговли Китай - АСЕАН объединяет 1,7 млрд. чел. населения с объемом ВВП в 2 трлн. долл. США и занимает третью строчку в мировом табели о рангах среди зон свободной торговли вслед за ЕС и НАФТА. Дальнейшие шаги в этом направлении предполагают укрепление позиций Китая в Юго-Восточной Азии с целью расширения формата «АСЕАН+1» до «АСЕАН+3», включая Японию и Корею, а в последствии до «Всеобъемлющего Регионального Экономического Партнерства (ВРЭП)» с привлечением Индии, Австралии и Новой Зеландии.

Образование ВРЭП в определенной степени обусловлено противоречием между КНР и Японией в вопросе членства в азиатских органах экономического сотрудничества. КНР предпочитает членство в формате рамки АСЕАН +3 (EAFTA), а Япония настаивает на включении в него Австралии, Новой Зеландии и Индии (CEPEA). Чтобы избежать проблемы политического соперничества между этими двумя государствами, в 2011 году АСЕАН предложил создать ВРЭП, которое даст возможность обсуждать детали экономического взаимодействия в АТР без поднимания вопроса членства стран.

Важное влияние на будущее ВРЭП может иметь инвестиционная глава в будущем Соглашении об экономическом партнерстве (СЭП) между Японией и АСЕАН. В отличие от соглашения о ЗСТ между КНР и АСЕАН, которое вступило в силу в 2005 году (при этом положения об инвестициях начали действовать только 2010 году) и не отличается детальностью проработки с точки зрения инвестиций (сосредоточено скорее на их защите), МИС Японии с каждым отдельным членом АСЕАН, как правило, отличаются более сложными и проработанными положениями. СЭП между Японией и АСЕАН было подписано в 2008 году, однако глава об инвестициях все еще находится в процессе переговоров.

Еще одним фактором, влияющим на формирование инвестиционного права в рамках ВРЭП, является трехстороннее МИС между КНР, Японией и Республикой Кореей, подписанное в мая 2012 года после девятилетнего периода переговоров. Этот договор трудно назвать всеобъемлющим с точки зрения инвестиций, так как он фокусируется только на их защите. Причем, с точки зрения КНР, следующим шагом должно стать заключение отдельного трехстороннего МИС между странами, а с точки зрения Японии следует заняться улучшением положений об инвестициях, входящих в существующее соглашение о ЗСТ.

Альтернативной моделью многосторонней региональной торговой интеграции является «Транстихоокеанское партнерство (ТТП)», предложенная США и предполагающая создание на всем пространстве АТР общей зоны свободной торговли. В качестве первоначальной площадки может служить Соглашение о Транстихоокеанском стратегическом экономическом партнерстве между Брунеем, Новой Зеландий, Сингапуром и Чили. По экспертным оценкам, этот межрегиональный блок будет своеобразным эталоном, а также катализатором для панрегионального преференциального торгово-инвестиционного сотрудничества на всем пространстве АТР.

Очевидно, что США играют определяющую роль в ходе переговоров. Существенного выигрыша от либерализации внешнеэкономических связей с партнерами по переговорам, с четырьмя из которых США уже имеют действующие ЗСТ (Австралия, Чили, Сингапур и Перу), не ожидается, так что решение США носит стратегический характер. ТТП рассматривается американцами как возможная платформа для экономической интеграции на пространстве всего АТР. США нацеливаются на заключение нового, высококачественного соглашения с широким функциональным охватом, отвечающего требованиям 21 века. Для этих целей американская сторона пытается активно привлечь на свою сторону новых партнеров и в особенности крупные экономики, такие как Япония, Канада, Мексика.

В рамках нового экономического курса японского правительства под руководством Синдзо Абэ (в рамках т.н. «абэномики») ТТП расценивается один из ориентиров экономической стратегии. Политика «открытия национальной экономики», проводимой правительством, подразумевает активизацию переговорного процесса по принятию соглашения. Это позволит сохранить и укрепить экономические и политические связи с США, при этом балансировать между западом и востоком Тихоокеанского бассейна, играть более активную роль в интеграционных процессах.

Одним из основнх аргументов за вступление в ТТП является необходимость поиска новых источников экономического роста для японской экономики, которые заложены в политику "абеномики", проводимой действующим правительством для переживавшей с конца 80х годов экономики.

Из-за процессов, происходящих в международной торговле, Токио вынужден заново определять свои нищи в международном разделении труда и создавать новые возможности для своего экспорта. Именно поэтому Япония стремится как можно интенсивнее заключать двусторонние и региональные соглашения о свободной торговле, так как громоздкие и многосторонние форматы, типо Всмирной Торговой Организации не оправдывают себя, ввиду затягивания переговоров и сложности работы.

На данный момент у Японии 14 соглашений о ЗСТ. Среди подписантов: АСЕАН, Мексика, Чили, Индонезия, Вьетнам и единственный представитель Европы - Швейцария. Самая крупная экономика подписант - Индия. С ней соглашение было заключено в 2011 г. На стадии переговоров или обсуждения находятся соглашения с такими странами и структурами, как ЕС, Австралия, Республика Корея-КНР, Монголия, Канада и др.

Переговоры ТПП, в которых Япония активно начала принимать участие с середины 2013 года, не остаются незамеченными как для ближайших соседей, так и для деловых партнеров по всему миру. По существу, руководство Японии и США контролируют процесс создания экономических правил в рамках АТЭС, и даже, возможно, на более высоком уровне - экономических правил для всего Азиатско-Тихоокеанского региона. Однако, в ТТП не участвуют самые важные для Японии партнеры - ключевые игроки в регионе: Китай и Южная Корея.

Расчеты США по созданию альтернативной китаецентричной архитектуры экономической интеграции в АТР с помощью ТТП малосостоятельны без участия в них Японии - третьей по объему мировой экономики. Поэтому Вашингтон увеличивает давление на Токио с тем, чтобы побудить японцев пойти на значительные уступки в переговорном процессе по ТПП. Однако на момент ноября 2014 года переговоры в рамках ТПП не дали ощутимого результата и японская сторона в очередной раз заявила о неготовности идти на уступки.

Предположительно в ближайшем будущем Япония продолжит одновременно вести переговоры в рамках конкурирующих многосторонних форматов (РВЭП и ТТП), при этом вероятность подписания соглашения в рамках РВЭП в 2015 году гораздо выше, в силу изначально менее жестких условий данной формата по сравнению с ТПП.
 
« Пред.   След. »