Menu Content/Inhalt
Малашевская М.Н. Деятельность «группы Судзуки» на российском направлении дипломатии Японии Печать E-mail
01.12.2014 г.

Деятельность «группы Судзуки» на российском направлении дипломатии Японии в 1996-2001 гг.

Малашевская Мария Николаевна, Санкт-Петербургский государственный университет (Восточный факультет), кафедра теории общественного развития стран Азии и Африки, ассистент

В период после окончания Второй мировой войны сформировались основные направления развития двухсторонних связей: 1. созидательные экономически связи, которые демонстрировали поступательное развитие и 2. прохладные политические отношения, обусловленные идеолого-политической ориентацией двух стран и наличием территориальной проблемы и проблемы мирного договора. Территориальная проблема возникла во время переговоров и подписания Совместной советско-японской декларации 1956 г. Тогда у японской дипломатии появились два основных подхода к вопросу принадлежности южных Курильских островов, увязанного с проблемой подписания мирного договора: 1. «ёнто: иккацухэнканрон» (единовременная передачи 4 оспариваемых остров и затем подписание мирного договора, 四島一括返還論) и 2. «данкайтэкихэнканрон» (поэтапная передача островов и подписание мирного договора, 段階的返還論). Первая концепциястала основной для японской политики на советском направлении до конца 1980-х гг.

В начале 1990-х гг. в связи с крушением биполярной системы международных отношений и развалом СССР Японии был брошен «российский вызов», когда мог быть определен новый курс в отношении России. В японском правительстве появились политики и дипломаты, осознававшие необходимость перемен. Вокруг депутата Нижней палаты японского парламента Судзуки Мунэо сплотилась группа политиков и дипломатов, получившая название «группа Судзуки». Основу группы составляли Судзуки Мунэо, высокопоставленный чиновник МИД Того Кадзухико и специалист МИД по России Сато Масару. Они оказывали влияние на политику Японии в отношении России в 1990-е гг.

Представители «группы» видели необходимость развития тесных отношений на государственном, региональном и частном уровнях, а так же предлагали новые варианты решения проблемы территорий и мирного договора. Они активно применяли т.н. «дипломатию лицом к лицу» (フェイス・トゥ・フェイス外交 или 顔と顔を突き合わせる外交) - укрепление межличностных связей между русскими и японцами.В конце 1980-х гг. Того Кадзухико предложил концепцию «сбалансированного равновесия» (какудайкинко:, 拡大均衡), которая была призвана сделать прочнее и стабильнее двухсторонний диалог в разных направлениях. С 1992 г. представители «группы» настаивали на применении подхода «данкайтэкихэнканрон».

Расцвет деятельности «группы» пришелся на 1996 - 2001 гг., когда у власти стояла фракция ЛДПЯ, к которой принадлежал Судзуки Мунэо. В 1996 г. Того Кадзухико разработал новую концептуальную базу двухсторонних отношений, направленную на развитие стратегического партнерства и экономической деятельности, а также сотрудничества в международных делах в Восточной Азии. Концепция получила название «многоуровневый подход» (дзю:дзо:тэкиапуро:ти; 重層的アプローチ).

Во время встреч «без галстуков» между президентом Б.Н. Ельциным и премьер-министром Хасимото Рютаро в 1997 - 1998 гг. «группа Судзуки» занималась подготовкой премьер-министра к переговорам: перед началом переговоров была проведена лекция для японского лидера, в которой представители «группы» указали методы налаживания тесного личного контакта с президентом России. Помимо этого был разработан принципиально новый подход к территориальному вопросу - «план определения границ» (коккё:какутэйан, 国境画提案). Он предполагал проведение демаркационной линии между Россией и Японией по границе 1855 г. между Урупом и Итурупом. Однако эти планы не были реализованы. Параллельно с этим, Судзуки Мунэо, чтобы заручиться поддержкой населения Курильских островов, инициировал осуществление ряда инфраструктурных проектов на оспариваемых территориях. Так в 1999-2000 гг. на Итурупе, Кунашире и Шикотане были возведен дизельные электростанции, на Кунашире - Дом российско-японской дружбы. Целью этой деятельности, на которую направлялись средства из правительственных фондов, являлось формирование лояльного отношения у местного населения, которое было настроено против любых подвижек в этом направлении, к возможности перехода оспариваемых территорий под юрисдикцию Японии.

С уходом первого резидента России от дел на пороге 2000 г. заставило «группу Судзуки» вновь интенсифицировать усилия по налаживанию связей с российскими политическими элитами, командой В.В. Путина. Судзуки был назначен специальным посланником премьер-министра Японии в Москве. В ходе переговоров сентября 2000 г. (визит В.В. Путина в Токио) - марта 2001 г. (Иркутский саммит Путина - Мори) «группа» предложила взять за основу концепцию территориального размежевания по поэтапной схеме: 1.«передача Хабомаи и Шикотана и подписание мирового договора», согласно Совместной декларации 1956 г. и 2. «продолжение переговоров по Итурупу и Кунаширу» (хабомаи, сикотан но хикиватаси - кунасири, эторофу-ни цуйтэгирон, 歯舞・色丹の引き渡し. 国後・択捉についての議論). Российское руководство не могло согласиться вести переговоры по второму пункту, поэтому переговоры зашли в тупик.

В 2001 г. премьер-министром Японии стал Коидзуми Дзюнъитиро, с именем которого связан отход от идей, предложенных Судзуки и его сторонниками. Более того, Судзуки Мунэо стал неудобной фигурой для нового руководства страны и его устранили от власти при помощи развязанного в 2002 г. коррупционного скандала. Японская дипломатия вернулась к традиционному подходу «вернуть 4 острова одновременно».

Судзуки Мунэо утверждает, что коррупционныйскандал вокруг него был развернут именно из-за его деятельности в сфере российско-японских отношений. Представители «группы Судзуки» утверждают, что после вывода их «из игры» российско-японские отношения серьезно ухудшились. Однако эти заявления не подтверждаются последовавшим ростом совместных торгово-экономических связей между Японией и Российской Федерацией. В тупике оказались «территориальные переговоры» между двумя правительствами.

Недочетом «группы» в ее деятельности являлось то, что они в соответствии со сложившейся сорокалетней традицией продолжали выдвигать на передний план пограничные требования, в то время как российское правительство в 1990-е гг. было настроено на полноценное развитие всесторонних связей с Японией. В начале ХХIвека продолжение переговоров о территориях фактически утратило актуальность для России, поэтому идеи «группы» оказались невостребованными и бесперспективными. Тем не менее, заслугой представителей «группы Судзуки» можно назвать их стремление развивать параллельно территориальные переговоры и укреплять двухсторонние связи между нашими странами на правительственном и региональном уровнях.

Использованная литература:

1. Головнин В. Загадка встреч Ельцина и Хасимото // Известия. № 73 (25173), 21.04.1998

2. Ельцин Б.Н. Президентский марафон. Размышления, воспоминания, впечатления // URL: http://www.lib.ru/MEMUARY/ELCIN/marafon.txt (дата обращения: 14.07.2013)

3. Иркутское Заявление Президента Российской Федерации и Премьер-министра Японии о дальнейшем продолжении переговоров по проблеме мирного договора. 25.03.2001 // URL: http://www.ru.emb-japan.go.jp/RELATIONSHIP/MAINDOCS/IrkutskoeZayavlenie.html (дата обращения 15.06.2014)

4. Новое издание совместного сборника документов по истории территориального размежевания между Россией и Японией. МИД РФ, МИД Японии, 2001. 27 с.

5. Русские Курилы: история и современность. Сборник документов по истории формирования русско-японской и советско-японской границы. Авторы-составители: В.К. Зиланов, А.А. Кошкин, И.А. Латышев, А.Ю. Плотников, И.А. Сенченко. Изд. 2-е, расшир. И дополн. М.: Алгоритм, 2002. 256 с.

6. Тихвинский С.Л. Избранные произведения. Т.4. Отечественная и всемирная история: Великая Отечественная война, внешняя политика и международные отношения. М.: Наука, 2006. 561 с.

7. 佐藤優.国家の罠. 外務省のラスプーチンと呼ばれて. Токио: «Синтё:ся», 2005. 398 р.

8. 鈴木宗男. 汚名. 国家に人生を奪われた男の告白. Токио: Коданся, 2009. 315 р.

9. 東郷和彦.北方領土交渉秘録. 失われた五度の機会. Токио: Синтёся, 2007. 429 р.

10. 北方領土の゛絵゛。森・鈴木氏合作//朝日新聞日刊, 23.10.2001.
 
« Пред.   След. »