Максаковский В.П., Горкин А.П., Тихоцкая И.С. Зачем японоведам нужна география |
01.12.2014 г. | |
Зачем японоведам нужна географияВ.П. Максаковский, академик РАО, д.г.н.,А.П. Горкин, д.г.н., профессор географического факультета МГУ, И.С. Тихоцкая, к.э.н., доцент географического факультета МГУ География - одна из древнейших наук на Земле. В ее истории условно выделяются два главных этапа. Первый, продолжительный, длился практически до конца ХIХ века. Его можно назвать эпохой освоения Земли, эпохой мореплавателей и землепроходцев. С тех пор большинство неискушенных людей под географическими открытиями понимают открытия только новых территорий, рек, морей, пустынь, горных вершин и т.п. Иначе говоря, считают, что когда рано или поздно всё откроют, география закончится как наука. Однако практическая необходимость, научно-технический прогресс потребовали от географии дифференцированного и углубленного исследования природы Земли, условий жизни населения и результатов его деятельности - наступил второй этап развития географии. От некогда «единой» географической науки в конце ХIХ - начале ХХ века начинают постепенно «отпочковываться» частные дисциплины. Это относится как к природоведческим наукам, так и к «географии человека», или «антропогеографии». На стыках географии с другими науками возникли и развиваются «смежные» дисциплины: демогеография, военная, медицинская, историческая, рекреационная, культурная, когнитивная география, региональная экономика, география туризма, геоэкология и др. Всего к концу ХХ века, по нашим оценкам, насчитывалось около сотни самых разных географических наук и дисциплин. Именно поэтому нередко, публикуя свои статьи, многие исследователи и не осознают того, что, по сути, вторгаются в область этой науки, что им пришлось заняться географией, и так или иначе они просто вынуждены расширять свои познания именно в области географии (а если этого не делают, то допускают неточности или очевидный непрофессионализм с точки зрения географии, и научная ценность таких работ снижается). При всем уважении ко всем наукам, ни у кого, по-видимому, не вызывает сомнений, что человек, владеющий литературным языком, знающий географию и историю, литературу и искусство, но забывший бином Ньютона или косинусы, может считаться образованным человеком. В повседневной жизни, в человеческом общении, в печати, на радио и телевидении не так уж часто встречаются химические формулы, тригонометрические функции, законы механики или термодинамики и пр. Зато ежедневно море географической информации буквально захлестывает жителей любой страны, независимо от их профессии - в СМИ регулярно говорят о воздушных массах, циклонах и антициклонах, исследованиях в Арктике, природных зонах, загрязнении окружающей среды, глобальном потеплении, тайфунах и цунами, о человеческих расах, урбанизации и мегаполисах, производственной и непроизводственной сфере, рекреации и индустрии туризма, планах местности и географических картах. Отсюда следует, что любой образованный человек должен разбираться в географии хотя бы в минимальной степени: во-первых, это полезно, а во-вторых, чтобы не оказаться Митрофанушкой из «Недоросля» Фонвизина. У географической науки есть еще одна важная роль - воспитание экологического мышления. На стыке экологии и географии возникла геоэкология, изучающая взаимодействие человека и ландшафтов. Сформировались и другие «экологические» направления (экологическая экономика, экологическое регулирование, экология человека и др.). В основе всех этих экологических дисциплин и областей деятельности лежит осознание все большей взаимосвязи и взаимозависимости природы и человеческой деятельности. Нельзя не упомянуть и о тех, кому география (особенно в ее комплексном, страноведческом виде) необходима как часть профессиональной подготовки, поскольку ее незнание может привести к весьма существенным ошибкам в их деятельности. Это политики, дипломаты, экономисты, переводчики, бизнесмены, военные, градостроители, журналисты, организаторы туризма и многие другие. Без знания географии нельзя стать хорошим специалистом в области мировой экономики, международных отношений, международного права, международного туризма и т.п. И страноведом тем более. Что же дает изучение географии? И будущим представителям многочисленных частных наук, отпочковавшихся от «единой географии», но оставшихся географическими. И тем будущим «не-географам», кому знание географии необходимо по роду работы. И просто всем людям, для кого географические знания - часть повседневной жизни, независимо от характера их будущей деятельности. Если ответить коротко, то это - географическая культура, без овладения которой нельзя стать образованным, культурным человеком нашего времени. В понятие «географическая культура» входят: - Географическая картина мира (природа, население, хозяйство, взаимодействие природы и общества), которая представляет собой конкретное знание конкретных территорий (и акваторий). - Географическое мышление, в основе которого лежит пространственный, территориальный подход, ощущение «образа места» на всех уровнях (локальном, районном, страновом, макрорегиональном и глобальном) и во всех временах. - Язык географии или географическая карта, которая представляет собой, с одной стороны, пространственную модель части или всей земной поверхности, а с другой стороны, - своеобразную «адресную книгу» Земли, с указанием природных, социально-экономических и политических объектов, «населяющих» в совокупности всю территорию и акваторию нашей планеты и называемых в учебном процессе географической номенклатурой. Нет на Земле ни одного более или менее значительного участка ее поверхности, который не имел бы топонима (названия)! И в то же время карта - это инструмент географического исследования и ориентации человека в пространстве. Образно можно сказать, что карта - это язык пространства, а часы - язык времени. Уметь пользоваться картой не менее важно, чем уметь пользоваться часами! В заключение отметим, что обратиться к этой теме нас побудил анализ опубликованных за последние 20 лет японоведческих работ, связанных с географией, проведенный к отмечаемому в этом году юбилею ассоциации японоведов. Страноведение - традиционная географическая дисциплина, занимающаяся комплексным изучением стран и их районов, систематизирующая разнородные данные о них[1]. По словам известного географа Н.Н.Баранского, страноведы призваны вырабатывать «визитные карточки» стран, а через страноведение географическая наука вводится «общепризнанным элементом в сокровищницу национальной культуры» [2]. Иными словами, страноведческие исследования, являясь по сути междисциплинарными, не только имеют большое значение для научного сообщества, но и играют огромную роль в просвещении людей, повышении их образовательного и культурного уровня. «Согласно современным представлениям, существуют два главных вида страноведения»: информационное, отражающее в основном эмпирический уровень познания, и «собственно научное страноведение, которое выполняет исследовательские функции, опирается на научный географический синтез и вносит свой вклад в формирование научной географической картины мира» [3] Несмотря на то, что авторов-географов в японоведении немного, географическая составляющая занимает все больше места в исследовании проблем самого разного характера. К тому же подавляющее число статей, публикуемых японоведами, носит страноведческий характер, что по определению, хотя нередко и с известной долей условности, также можно отнести к публикациям географической направленности. При более строгом подходе также можно сказать, что так или иначе географические аспекты затрагиваются в целом ряде статей, между тем, их авторы далеко не всегда имеют необходимую географическую подготовку. Так, нельзя, не упомянуть, что название «Япония и Австралия - два полюса единого азиатского пространства» у географа, мягко говоря, вызывает недоумение. В Азиатско-Тихоокеанский регион Австралия входит, да, но это термин, имеющий политическое и экономическое содержание, объединение стран, имеющих выход к Тихому океану, что не отменяет тот факт, что Австралия - отдельный материк, который никак не может быть назван «полюсом азиатского пространства». Недоумение вызывает и фраза «в Токийский мегаполис входят 23 городских района Тама (26 городов, 5 городков, 1 деревня), острова Идзу и Огасавара». Токийский мегаполис есть не что иное, как префектура Токио, которая как раз и состоит из 23 специальных районов (токубэцуку) и района Тама (который включает 26 городов, 5 небольших городов, или поселков, и 8 деревень) а также островных территорий Идзу и Огасавара. В интересной статье, посвященной развитию железнодорожного транспорта, география «хромает» - вместо «Такарадзука» дважды упоминается Такарасука, что уже никак нельзя признать случайностью. В весьма содержательной статье по вопросу регионального планирования в написании префектур Яманаси и Тиба также были допущены ошибки. Вывод один - знание географии нужно всем: и студентам, только начинающим свой научный путь, и уже состоявшимся ученым, и редакторам особенно. Кто-то может возразить, что это ерунда - всего лишь опечатка, но беда в том, что такого рода «опечатки» приводят к снижению общего уровня подготовки молодого поколения. Географию любили и хорошо знали Ньютон, Ломоносов (который вообще ввел в науку в 1760 году термин «экономическая география»), Пушкин, Гоголь, Чехов, Жюль Верн, Конан Дойл. А именем великого мореплавателя Христофора Колумба названо целое государство и великое множество географических объектов в разных странах мира. Современная географическая наука, обладая огромным интеграционным потенциалом, объединяет самые разные отрасли знания и методы исследования для того, чтобы помочь решить важнейшую проблему ХХI века - обеспечить устойчивое развитие всего человечества и отдельно взятых людей, в какой бы стране мира они ни жили. 1. Н.С.Мироненко. Страноведение. Теория и методы. М., 2001, с. 3. 2. Н.Н. Баранский. Научные принципы географии. М., 1980, с.50. 3. В.П. Максаковский. Географическая картина мира. М., 1998, с.40-41. |
|
Последнее обновление ( 01.12.2014 г. ) |
« Пред. | След. » |
---|