Menu Content/Inhalt
Куланов А.Е. Роман Ким - ключевая фигура тайной войны СССР и Японии в 20-30 гг. ХХ века Печать E-mail
01.12.2014 г.

Роман Ким - ключевая фигура тайной войны СССР и Японии в 20-30 гг. ХХ века

Александр Куланов

Исследования советско-японских отношений в довоенный период не относятся к числу наиболее популярных тем в современном японоведении. Что же касается тайной стороны этих коммуникаций, то есть, по сути, противостояния советских и японских спецслужб, то здесь интересы отечественных исследователей фокусируются на фигуре Рихарда Зорге и его разведгруппы, что справедливо лишь отчасти. Исключение составляют работы Е.А Горбунова и О.Б. Мозохина, во многом спорные, но ценные тем, что вводят в оборот массу новых материалов и привлекают внимание к фигурам, ранее скрытым от нас особенностями профессии.Исследование биографии одного такого персонажа привело к неожиданным результатам. Речь идет об известном в послевоенный период писателе детективного жанра и переводчике-японисте Романе Николаевиче Киме.

В биографии этого человека можно выделить несколько ключевых и не выясненных до конца пунктов, приковывающих внимание историков-исследователей разных специализаций:

1. Связь родителей Романа Кима с убитой японцами королевой Кореи Мин и высокопоставленным чиновником Ким Оккюном, а через него с левым и правым крыльями японской политики.

2. Участие отца Кима в заговоре, в результате которого в октябре 1909 г. в Харбине был убит граф Ито Хиробуми.

3. История обучения Романа Кима в Японии и его связь с идеологом японского национализма СугиураДзюго, и, как результат всех взаимодействия всех перечисленных моментов, сложная схема взаимодействия корейских и японских спецслужб и тайных обществ на российской территории.

4. Уникальный опыт работы Романа Кима в советской контрразведке на Дальнем Востоке, появление документальной основы для будущего главного героя советских детективов - полковника Исаева (Штирлица).

5. Работа Кима с журналистом Отакэ Хирокити, проникновение в высшие эшелоны японской дипломатии в Москве, создание условий для постановки под контроль японской диаспоры в советской столице.

6. Деятельность Кима по дешифровке японских военных и дипломатических кодов, вскрытию сейфов посольства и военного атташата. Участие в операции по дезинформации японского Генерального штаба и вербовка целого ряда японских военных и дипломатов, служивших в СССР. Добывание документов особой важности на рубеже 1931-1932 гг. и влияние на советско-японские отношения. Устойчивое обеспечение раскрытия режима секретности японской миссии в Советском Союзе и инициативное влияние на строение системы дезинформации Японии вплоть до конца 1945 г., что дает возможность сравнивать Романа Кима с его коллегой, работавшим в Токио - Рихардом Зорге.

7. Загадочная послевоенная деятельность Кима и его становление как одного из основоположников жанра советского «шпионского романа».

К сожалению, из-за недоступности для исследователей значительного массива архивных материалов, связанных с биографией Р.Н. Кима, мы не можем сегодня достаточно четко и полностью восстановить. Однако, анализ даже имеющихся материалов позволяет сделать вывод о появлении на историческом горизонте новой масштабной фигуры, участвовавшей во всех перипетиях японо-советских отношений рассматриваемой эпохи, но до сих пор остававшейся в тени.
Последнее обновление ( 08.12.2014 г. )
 
« Пред.   След. »