Тимонина И.Л. Молодое японоведение: интересы и перспективы |
01.12.2014 г. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Молодое японоведение: интересы и перспективыТимонина И.Л., доктор экономических наук, профессор ИСАА МГУПроблемы «старения» науки. Проблема «старения» научных и научно-педагогических кадров в России известна. Так, за период 1992-2014 гг. численность исследователей в РФ уменьшилась с 804,0 тыс. чел. до 369 тыс. чел.[1] Показатели возрастной структуры научных кадров также не внушают оптимизма. В 2009 г. средний возраст исследователей превышал 48 лет (на 3 года выше, чем в 1994 г.), кандидатов наук - составлял почти 53 года, а средний возраст докторов наук приблизился к 61 году[2]. По мнению экспертов РАН, несмотря на декларируемы и предпринимаемые меры, в настоящее время стимулов, привлекающих молодёжь в науку, и особенно закрепляющих её там, явно недостаточно. Это касается как материально-технического обеспечения, так и социального. При этом, несмотря на существенное повышение зарплаты научных сотрудников (в системе РАН), она существенно отстаёт от зарплаты в других отраслях российской экономики - конкурентах за наиболее интеллектуально развитую молодёжь: бизнес, власть, современные IT - компании и т.п. По данным Госкомстата, средняя заработная плата научных сотрудников составляет 70,8% от средней заработной платы работников соответствующей категории по Москве[3]. Что касается ситуации самых последних лет, то, на первый взгляд, она улучшилась: в период 2008-2013 гг. доля исследователей в возрасте 30-39 лет выросла с14 до 20%, однако произошло это на фоне общего сокращения численности научных работников[4]. И проблема привлечения и, что не менее важно, закрепления в науке и образовании молодых кадров по-прежнему стоит со всей остротой. Федеральная целевая программа «Научные и педагогические кадры инновационной России» на 2009 - 13 гг.[5] в качестве одной из главных целей ставит увеличение доли исследователей в возрасте от 30 до 39 лет в общей численности исследователей до 13,8 - 14,6 %, в секторе образования - до 20,5 - 21%. В программе констатируется, что несмотря на некоторые положительные сдвиги в направлении «омоложения» науки сохраняется возрастной дисбаланс в структуре исследователей с доминированием старшей возрастной группы (59 - 69 лет), который обусловлен недостаточными масштабами вовлечения талантливой молодежи в научную и научно-образовательную сферу и ее закрепления в ней, в том числе в связи с низкой внутриорганизационной мобильностью научных и научно-педагогических кадров, затрудняющей карьерный рост талантливых молодых ученых[6]. Вся надежда на аспирантов... В целом, ситуация в японоведении, по-видимому, не отличается от положения в гуманитарных науках. Вместе с тем, как представляется, наша сфера обладает рядом особенностей. Востоковедение, в том числе и японоведение, с одной стороны, узкоспециализированный сегмент научного и образовательного процесса, а другой стороны, это междисциплинарная область науки. Поэтому японоведы - это штучный «товар» и статистические обобщения здесь не всегда дают представление о реальном положении вещей. И все же совсем без статистики не обойтись. Проведем краткий обзор диссертационной активности, полагая, что кандидатские диссертации защищаются, в основном, молодыми людьми. За последние 10 лет (2005 - 2014гг.) в России было защищено 117 диссертаций (в том числе 13 докторских), так или иначе касающихся японской проблематики, что даже несколько больше, чем в предыдущее десятилетие. География научных изысканий и соответственно защит, в общем-то, традиционна[7]:
Более половины диссертаций было защищено в Москве, далее следует Санкт- Петербург. На города к востоку от Урала приходится 24% защит, при этом лидирует, как и раньше Владивосток. На «японоведческой карте» появились и новые точки: города европейской части страны - Ростов-на-Дону, Ставрополь, Казань, Саратов, Волгоград, Нижний Новгород. Японоведческие исследования ведутся во многих областях науки, но в приоритете история, экономика, политология и педагогика[8]:
Экономика: 3 работы посвящены проблемам энергетики и торговли углеводородным сырьем; внешнеэкономические связи страны исследованы в 4 работах, 6 исследований затронули проблемы макроэкономической политики, экономического роста, государственного регулирования. Если говорить об интерпретации проблематики, то следует отметить, что 6 работ заявлены как компаративные. Данный факт стоит отметить как позитивный, поскольку в основном тематики диссертаций весьма традиционна. Исторический блок предлагает нам большее разнообразие проблематики, включая и чисто исторические темы и темы на стыке истории и внутренней и международной политики страны. Разбивка по хронологическим рамкам исследования показывает, что в половине работ исследуется история Японии до 1945 г., остальные же работы или закрывают длительный исторический период вплоть до начала XXI века, или посвящены современности. Среди проблем, вызвавших наибольший интерес у соискателей, - отношения Японии с отдельными странами и регионами, в том числе и с Россией; формирование взаимных представлений японцев и россиян; проблемы национальной безопасности, женщин, миграции, этносоциальные и традиционные мотивы (личность, культы, имя). Тематика политологических работ направлена на изучение проблем функционирования механизмов политической системы страны, ее гражданского общества, а также внешней политики Японии. При этом в подавляющем большинстве работы нацелены на современную проблематику. Социологический блок диссертаций содержит всего пять работ, и выделить явные тенденции в выборе тем исследований в этом случае достаточно сложно: это и государственная политика, и общественное мнение, и корпоративная культура, и рынок. Из 6 работ по философии, хотя здесь стоит отметить, что 3 посвящены философским аспектам исследования культуры. Юридические науки. Судя по темам исследований, молодых правовиков интересуют проблемы избирательного права и конституционно-правовой системы, а также уголовного законодательства и авторского права Японии. В работах по культурологии и искусствоведению авторы обращаются к исследованию различных видов искусства, проблемам духовной культуры, обрядам, вопросам межкультурной коммуникации и сохранения традиций. Филологи посвятили свои исследования вопросам вербализации ценностей и интерпретаций, языка молодежи и анализу литературного произведения. В работах по педагогике авторы анализируют японский опыт в сфере обучения иностранным языкам и другим школьным дисциплинам, балету, а также эстетического и нравственного воспитания. В целом, проблематика исследований, в основном, заявлена весьма традиционно, что, впрочем, не может свидетельствовать об отсутствии у авторов креативных способностей. Возможно, стандартная постановка вопросов связана со стремлением максимально упростить процесс подготовки диссертации к защите. Студенческие исследования. На уровне бакалавриата и магистратуры интерес к изучению Японии, безусловно, есть, хотя преувеличением было бы утверждать, что все курсовые и выпускные работы, а также магистерские диссертации можно рассматривать как самостоятельные научные исследования. По результатам опроса фокус-группы, проведенного автором с помощью студентов в ИСАА[10] и МГИМО (факультет международных отношений), выяснилось, что при выборе тематики своих работ большинство руководствуется личными научными интересами, среди мотивов выбора той или иной проблематики - актуальность проблемы (в том числе с учетом возможностей применения знаний в будущей работе или в процессе обучения в магистратуре, в том числе и зарубежной) и рекомендации научного руководителя. Относительно небольшая часть студентов-японистов (соц.- экон. отд.) участвовали в Ломоносовских чтениях, т.к. «не было достойной темы», «не был точно определен научный интерес», «тяжело выступать публично». Вместе с тем некоторые студенты уже публиковали свои статьи и считают, что это хорошая возможность попробовать себя в исследовательской работе и, возможно, показать свою работу за пределами учебного заведения. Абсолютное большинство студентов намерены продолжить свое образование в магистратуре, в том числе в других учебных заведениях в России и за рубежом. Однако, в качестве мотива такого решения лишь незначительная часть указала на стремление продолжить изучать интересующую область». Тем не менее, более 40% опрошенных заявили о своем желании заниматься научной и/или преподавательской деятельностью. При этом стоит отметить, что студенты и магистранты гораздо более смелы в постановке научных задач (по сравнению с диссертантами) и не боятся обращаться к самой актуальной проблематике, по которой еще нет фундаментальных работ, брать темы на стыке различных областей исследований (например, экономика-социология). Таким образом, интерес к японоведческим исследованиям есть, но, к сожалению, в большинстве случаев он заканчивается после окончания университета, хотя есть примеры, когда наши выпускники выбирают все же научную деятельность и преподавание. Выводы и предложения. Задача привлечения молодежи к исследовательской и педагогической деятельности, по нашему мнению, требует индивидуального подхода и гибкости. Важно учитывать личностный момент (учитель - ученик), а также социальные тенденции, в том числе изменение требований молодых людей к характеру работы: молодежь стремится к дополнительной реализации. И способом такой самореализации может стать участие в научных проектах или преподавание на условиях неполной занятости. Что может сделать наша Ассоциация, помимо той большой работы, которая уже проводится (в частности, организация и проведение конкурса работ):
[1] По данным Госкомстата. - http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/science_and_innovations/science/# Серѐгина И.А. (аспирант, ведущий специалист-эксперт Роснауки). ХАРАКТЕРИСТИКА КАДРОВОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ НАУЧНОГО ПОТЕНЦИАЛА РОССИИ. ВОЗРАСТНАЯ СТРУКТУРА НАУЧНЫХ КАДРОВ rgazu.ru›db/vestnic/2010(1)/economica/001.pdf [2] Сергина И.А. (аспирант, ведущий специалист-эксперт Роснауки). ХАРАКТЕРИСТИКА КАДРОВОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ НАУЧНОГО ПОТЕНЦИАЛА РОССИИ. ВОЗРАСТНАЯ СТРУКТУРА НАУЧНЫХ КАДРОВ rgazu.ru›db/vestnic/2010(1)/economica/001.pdf [3] Комплексная система мер, направленная на улучшение возрастной структуры научных кадров, привлечение и закрепление в научных организациях, подведомственных РАН, талантливой молодежи, обеспечение научного и административного роста молодых ученых, с. 10 - М.: 2010 (yras.ru›docs/report.pdf ) По данным Госкомстата. - http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/science_and_innovations/science/# [4] Подсчитано по данным Госкомстата. - http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/science_and_innovations/science/# [5] Государственная программа Российской Федерации "Развитие науки и технологий" на 2013-2020 годы http://rosmu.ru/activity/events/1178.html (Российский союз молодых ученых) [6] ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2014 - 2020 годы - http://rosmu.ru/activity/events/1078.html [7] Составлено на основе данных Российской государственной библиотеки. Каталог авторефератов диссертаций. - http://aleph.rsl.ru/F/?func=file&file_name=find-b&local_base=xref [8] Составлено по: данным электронного каталога Российской государственной библиотеки. Каталог авторефератов диссертаций. - http://aleph.rsl.ru/F/?func=file&file_name=find-b&local_base=xref [9] Анализируются научные направления, представленные более чем одной диссертацией. [10] Анкетирование студентов и обработка анкет были проведены студенткой 4 курса соц.- экон. отделения ИСАА А. Мизиновой. [11] Предусмотрен отбор около 100 проектов с объемом финансового обеспечения за счет средств федерального бюджета до 3 млн. рублей. - ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2014 - 2020 годы, с. 16- http://rosmu.ru/activity/events/1078.html с. 16 |
« Пред. | След. » |
---|