Menu Content/Inhalt
Молодякова Э.В. Есть ли место исламу в плюралистической религиозной жизни японцев? Печать E-mail
10.12.2014 г.

Есть ли место исламу в плюралистической религиозной жизни японцев?

Молодякова Эльгена Васильевна, зам. директора Института востоковедения РАН

1. В настоящее время наблюдается тенденция возвращения религии в мир политики. Синтез религии и политики связывается, прежде всего, с исламом. Кроме политической, он играет и экономическую роль, поскольку многие исламские страны обладают ключевыми запасами энергоресурсов.

2. Говоря об исламе и его перспективах, следует обратить внимание не только на собственно исламские страны и регионы, но и на продвижение ислама в традиционно немусульманские страны. Перспективы этого продвижения полностью не осознаны, но могут иметь далеко идущие последствия.

3. Существует достаточно важных звеньев, которые связывают Японию и исламский мир. Одной из весомых причин устойчивого интереса японской дипломатии является проблема обеспечения энергетическими ресурсами, в первую очередь нефтью и нефтепродуктами собственной экономики, а также проблема борьбы с международным терроризмом, который во многом связывают с исламским миром.

4.  По мнению японских специалистов по исламу, отношение японцев к нему в целом нейтральное, скорее положительное. Часть населения, особенно молодежь, симпатизирует борьбе мусульман за свободу и выступает против политики США на Ближнем и Среднем Востоке, однако, напрямую не связывает ислам или исламский мир с терроризмом.

5. История появления ислама в Японии сравнительно коротка. По-настоящему он проник в страну в начале 20-х годов прошлого века вместе с беженцами-тюрками с территорий бывшей Российской империи. В политических кругах исламский мир рассматривали, как потенциального, никем не ангажированного союзника в борьбе с белым империализмом. После войны все исламские организации были запрещены.

6. Мусульманская община по-настоящему складывается только после Второй мировой войны. Но надежных данных относительно мусульманского населения в Японии не существует. По данным полиции, в Японии проживает около100 тыс. приезжих мусульман. Среди японских мусульман 90% иностранцев и 10% японцев.

7. В настоящее время исламское сообщество существует в Японии в относительно благоприятных условиях, несмотря на то, что еще 30 лет тому назад в стране сохранялся негативный образ ислама. В 90-е годы прошлого века предвзятое мнение японцев в отношении ислама стало заметно меняться. По мнению самих мусульман-иммигрантов, им в Японии живется неплохо, и они могут занять определенное место в обществе.

8. Японские СМИ и научно-экспертное сообщество занимает достаточно благожелательную позицию в отношении мусульман. Японцы никак не выделяют мусульман среди общей массы иностранцев. Они сталкиваются с одними и теми же проблемами, которые связаны с особенностями японского общества, как такового. Но ни в коей мере не подвергаются дискриминации. Однако мусульмане - этнические японцы действительно испытывают некоторое давление.

9. В отношении к исламу японское правительство стремится создать благоприятную картину. Всплеск интереса к исламскому миру в 70-е годы прошлого века был обусловлен внешнеполитическими проблемами. Главная причина лежала в области укрепления экономических связей с мусульманскими странами на фоне обеспечения дипломатической и иной поддержки стратегии США в регионе. Этот же курс активно проводит и нынешний премьер-министр Абэ Синдзо, который подчеркнул важность «многослойных отношений», выходя за рамки отношений, «базирующихся на нефти».

10. В целом японцы относятся к исламу скептически, как к полуцивилизованной вере, свойственной бедным и слаборазвитым странам. Большинство из них ничего не знают об исламе, и знать не хотят, поскольку им это не интересно. Но вполне возможно, что по мере расширения знаний об исламе все больше японцев заинтересуется этим учением и обычаями.
 
« Пред.   След. »