Забережная О.А. Индивидуалистическая мысль в творчестве писателей объединения «Сиракаба-ха» |
26.02.2015 г. | |
Индивидуалистическая мысль в творчестве писателей объединения «Сиракаба-ха»Забережная О.А.Литературное объединение «Сиракаба» («Белая береза») известно в первую очередь как группа молодых литераторов, знакомивших Японию начала ХХ века с западным искусством и приверженных идеалам индивидуализма, гуманизма, идеализма и пацифизма. Этот набор «измов» японские литературоведы относят к «сиракабовской мысли» (сиракаба-тэки сисо), выделяя ее в отдельное идеологическое течение, которое играло заметную роль в общественной и культурной жизни Японии конца Мэйдзи (1868-1912) - начала Тайсе (1912-1926) - времени, когда Япония только начинала знакомиться с литературой, живописью и философией Европы. Однако, несмотря на общность происхождения и среды, писатели, входившие в «Сиракаба», были очень различны по художественным методам, стилю и восприятию мира, поэтому неверно были бы утверждать, что все они были гуманистами и пацифистами, утопистами или идеалистами. В то же время можно сказать, что все участники были в той или иной степени привержены идеям индивидуализма, который стал распространяться в Японии уже в конце эпохи Мэйдзи, породив новые ценности - личность, самореализация, свобода выбора, независимый взгляд. Тем не менее, говорить об общем для сиракабовцев индивидуализме также необходимо крайне осторожно. При общей убежденности в преобладающей роли личности в искусстве, номинально одни и те же понятия «я» (дзико), «эго» (дзига), «инстинкт» (хонно) воспринимались различным образом. Для сравнения мы приведем идеи наиболее ярких представителей объединения - Мусянокодзи Санэацу, которого вместе с Ёсиро Нагаё относят к так называемой идеалистической ветви мысли «Сиракаба», Наоя Сига, который вместе с Сатоми Тон относится к сенсуалистско-реалистической ветви, и Такэо Арисима, который по своей жизненной философии считается «искючительным явлением» (рэйгайтэки сондзай) для объединения. Индивидуализм Мусянокодзи оптимистичен, утопичен и проникнут безусловной верой в человека и его возможности. Человек находится под покровительством «мировой воли», при следовании ее законам он осуществляет свою основную цель - «реализует себя» (дзико о икасу). «Я» (дзико) - абстрактное понятие для Мусянокодзи, это один из индивидов в составе человечества. Будучи нацелен на «развитие себя», он силой разума ограничивает свои инстинкты, уважает другого и позволяет ему также реализовать свои возможности. В конечном итоге Мусянокодзи рисует утопическую картину мира, где в центре находится активный и деятельный человек, живущий в гармонии с собой и миром. С другой стороны, индивидуализм Мусянокодзи сродни пантеизму. Это выражается в увлечении, почти поклонении яркими личностями эпохи - Толстому, Метерлинку, Ван Гогу, религиозным лидерам - Христу и Будде. Мусянокодзи развивает «культ учителя», авторитет которого строится на ценности или новизне идей, а скорее на харизме. Сига схож с Мусянокодзи в своих оптимистических представлениях о человеческих возможностях, однако его индивидуалистическая концепция и понятие о «себе» значительно отличаются. Индивидуализм Сига - это, скорее, эгоцентризм (дзикотюсинсюги). Он не развивает универсальную теорию жизни, как Мусянокодзи, а наоборот, концентрирует все внимание на деталях и конкретных эпизодах, раскрывая таким образом правду жизни. Герой Сига уже не абстрактный человек. Сига ограничивает Вселенную комнатой или садом, бесконечность - несколькими днями, а человечество - одним человеком в лице чаще всего себя самого. «Реализация себя» для него - как можно более точная воплощение в художественном произведении ощущения, выхваченного из окружающего мира. Такэо Арисима прямо противоположен Мусянокодзи и Сига в восприятии позиции человека в мире. Если для Мусянокодзи человек - это центр мироздания , то для Арисима это слабое и жалкое существо, вечно раздираемое противоречием между духовным и телесным. Идеал «реализации себя» для Арисима - это достижение состояния, когда возможно преодолеть данное диалектическое противоречие и тем самым достичь истинной свободы творчества и независимости от окружающего мира. Различия в идеях писателей обусловлены их историей взаимотношений с христианством, различными вопросами морально-этического характера, с которыми им пришлось сталкиваться в течение жизни и многими другими факторами. Подробное рассмотрение показывает, что раскрытие содержания понятия «индивидуализм» необходимо для полноценного понимания идей группы «Сиракаба». Иначе мы рискуем ограничиться формальным подходом при утверждении о приверженности участников группы ряду «измов», от чего, кстати, сами сиракабовцы отказывались. Литература 1. Keene, D. Dawn to the West: Japanese Literature in the Modern Era. Columbia University Press, 1998. 2. Mortimer M. Meeting the Sensei: The Role of the Master in Shirakaba Writers. Brill Academic Pub, 2000. 3. Арисима Такэо. Осими наку аи ва убау (Любовь - безжалостный похититель). Токио, Иванами сётэн, 1980. 4. Мусянокодзи Санэацу. Собрание сочинений. Токио, Тикума сёбо, 1970. 5. Полное собрание литературы Мэйдзи, т.76. Сёки сиракабаха бунгаку сю (Ранние произведения Сиракабы). Токио, Тикума сёбо, 1973. 6. Нисигаки Цутому. Сиракаба-ха сакка-рон (Исследования творчества писателей группы «Сиракаба»). Токио, Юсэйдо, 1981. 7. Ота Тэцуо. Арисима Такэо то кирисуто кё (Такэо Арисима и христианство). Оberlin Unoversity, The Review of International Studies 20. 9-26, 2009. 8. Cига Наоя. Полное собрание сочинений: в 15 т. Токио, Иванами сётэн, 1973-1984. 9. Сиракаба-ха но бунгаку (Литература «Сиракаба»). Токио, Юсэйдо, 1977. |
« Пред. | След. » |
---|