Menu Content/Inhalt
Сычева Е.С. Образ синтоистских божеств ками в анимэ и манга Печать E-mail
26.02.2015 г.

Образ синтоистских божеств ками в анимэ и манга как критерий культурной идентичности современного японского общества

Сычева Е.С.

В последние годы в современной массовой культуре Японии - в частности, комиксах манга и анимационных фильмах и сериалах анимэ, - нередко возникает образ синтоистских божеств ками. Стоит отметить, что ещё порядка двадцати лет назад сам характер этих видов массовой культуры практически исключал возможность обращения к подобного рода тематике. Однако же, приблизительно за последние десять лет количество отсылок к элементам традиционной культуры Японии (включая религиозную) в манга и анимэ возросло скачкообразно и продолжает увеличиваться до сих пор.

Присутствие разнообразных ками в современной массовой культуре можно интерпретировать как попытку переосмысления роли Японии и её культурного наследия в современных обстоятельствах. Японские ками мыслятся как совершенно неотъемлемая часть национальной традиционной культуры. Однако в условиях современного мира, когда даже японцам приходится быть более открытыми миру, силы авторитета локальных богов, похоже, становится недостаточной для того, чтобы чувствовать себя уверенно за пределами родной страны. Соответственно, ставится под сомнение и их значимость внутри Японии, для самого народа. И дело здесь не в религиозном чувстве как таковом (которое японцам, по большому счёту, не так уж присуще), а именно в вопросе национальной культурной идентичности, которая с эпохи Мэйдзи продолжает сталкиваться с серьёзными вызовами времён, - сначала вестернизацией, а затем и глобализацией.

Вообще в принципе обращение к теме богов в настолько массовых видах искусства, как анимэ и манга, напоминает попытку переосмысления собственной национальной идентичности в условиях современной реальности. Авторы словно выносят вопрос на общее обсуждение, достаточно чётко при этом очерчивая свою индивидуальную позицию по данной теме. Похоже, чтобы ответить на вопросы "кто мы?", "зачем мы?" и "чем мы отличаемся от других?", японцам сначала нужно обратиться к тем, в ком воплощено их национальное понимание мира, и взглянуть на них через призму современности. На себя самих со стороны смотреть очень сложно, но на своих ками - проще, потому что они и есть те абстракции, в которых в отвлечённой и абсолютизированной форме нашла своё воплощение культурная уникальность народа. Соответственно, три вышеприведённых вопроса превращаются в менее риторические: "кто они?", "зачем они?" и "чем они отличаются от других?". Конечно, вопросы эти, относящиеся теперь уже к концепции ками, можно при желании переформулировать и развернуть, но суть от этого не поменяется. Стоит, правда, добавить ещё один вопрос, имеющий, на мой взгляд, ключевую важность в контексте именно современной массовой культуры, предназначенной для юной аудитории, а именно - "кто такие ками и что они значат для нас, японцев, сегодня?".

Концепция "яоёродзу-но камигами" используется авторами очень активно: главными героями анимэ и манга обычно становятся не основные боги синтоистского пантеона, а именно кто-то из «мириад богов». Обычно это какие-то небольшие, локальные ками, зачастую придуманные самим автором, или же те, о ком мало что известно (например, божество луны Цукуёми).

Также стоит отметить определённую параллель между темой ками и темой сверхъестественных существ ёкаи, которая в современной массовой культуре также крайне популярна. И те, и другие до определённой степени символизируют национальные культурные традиции, мировоззрение, а также природу, силу стихии. Однако, ёкаи скорее выступают в качестве воплощений природы и косвенно связаны с экологической тематикой, хотя тема традиционного восприятия мира не чужда и им. А вот ками уже «отвечают» за нравственно-ценностные ориентиры, основанные на традиционном мировоззрении. Правда, и само это мировоззрение явно претерпело за последние десятилетия определённые изменения, - причём суть этих изменений авторами тоже вполне отчётливо очерчена.
 
« Пред.   След. »