Menu Content/Inhalt
Скворцова Е. Оновой эстетике Имамити Томонобу Печать E-mail
06.07.2015 г.

Оновой эстетике Имамити Томонобу

Е.Скворцова, д.ф.н.

В перечне многочисленных имён современных японских эстетиков особого внимания заслуживает имя Имамити Томонобу (1922-2012), крупнейшего мыслителяХХ века. Он создал оригинальную концепцию, которая стала объектом пристального изучения мирового эстетического сообщества. В нашей стране они получили явно недостаточное освещение[1]. .... Согласно учению японского ученого, ценностный выбор современного человека, потерявшегося в море рекламных лозунгов, переусложнённой технологической среды, агрессивной масс-медиа - весьма сложен. Имамити высказал идею изменить всю структуру философской науки, приняв в качестве фундамента не онтологию и гносеологию, а ту философскую дисциплину, которая провозглашает ценностный подход к миру и человеку. Именно такой дисциплиной должна стать калонология - новая эстетика. Следуя традиции компилирования новых терминов из древних, проф. Имамити сконструировал термин калонология из четырёх понятий древнегреческой философии: kalon, on, nous, logos (соответственно, «красота», «бытие», «ум», «слово, наука»). То есть новая эстетика - это наука о разумно постигаемой трансцендентной бесформенной красоте, пронизывающей..все..«слои»..бытия. .... Имамити считает, что в зависимости от нашей интенции, красотапроявляется в четырёх ипостасях или «фазах»: как непосредственная данность - в природе; как воплощение утилитарной потребности - в технике; как свободное самовыражение художника - в искусстве, и, наконец, как самоограничение, как жертвенность - в этике (это - высшая «фаза» красоты)[2]. Большая часть современного искусства, проповедующего распущенность, жестокость, извращённый вкус, примитивизм или, напротив, преднамеренную усложнённость, должна, по мнению проф. Имамити, быть выведена за скобки калонологии. Структурно калонология подразделяется ученым на три состовляющих:метатехнику, урбанику и эко-этику.Что понимал японский философ под этими понятиями?

Метатехника - философская наука о первых началах и причинах в природном окружении, которую было принято называть метафизикой. Имамити предлагает это новое название для философии, изучающей элементы окружающего мира:из преимущественно природного он всё более становится технологическим, поэтому дисциплиной, изучающей основания окружающей среды,будет метатехника.

....Прежде всего, метатехника должна обратить внимание на появление новой абстракции - абстракции процесса. В мире природных феноменов время появляется как совершенно определённая конкретная длительность. Такая длительность в природе - видима, она имеет свои «узловые точки» для каждого вида существ (например, момент движения сока и появления почек, момент цветения, момент появления листьев, момент созревания семян или плодоношение, момент изменения цвета листьев и листопада - у деревьев). В мире растений, животных, человека и даже в неживой природе существует свой вид длительности. «Время в природе, - пишет Имамити, - как приливы и отливы на море. В мире технологии - это всего лишь математическое исчисление скорости процесса для получения желаемого результата. В таком измерении время должно быть исключено так скоро, как только возможно. Выше скорость, меньше затраты времени» - девиз любой технологической операции»[3]. Разные виды длительности, свойственные разным видам существ, в технологической среде должны быть унифицированы для удобства машинного диктатора - компьютера. Мир, в котором изменения носят неприродный характер - это мир скорости.

Высокая скорость.Здесь, в мире высоких скоростей, всё,казалось бы, создаётся для блага человека. Трудовые процессы, занимавшие раньше львиную долю времени человека, отданы на откуп машинам. Жизнь стала легчеи намного комфортнее, у людей появилось свободное время, которое человек может потратить с пользой для себя и своей семьи. Но, оборотная сторона современной цивилизации - гиподинамия, усталость от политики и телевещания. Почему люди всё меньше читают серьёзных книг? - задаётся вопросом проф. Имамити. «Здесь много досуга, но нет времени зрелости. Здесь нет времени как природной длительности. А где нет времени как природной длительности, там нет темпоральности, а только пространственная идентичность,топология без хронологии»[4].

«Под сенью победоносных высоких скоростей время умирает»[5], - заявляетИмамити Томонобу и отмечаетследующие характерные черты абстракции времени:

-Это - иссечение посредством технологических операций одного фрагмента природного процесса (кайрос).

- Утверждается изолированный «маленький мир», на основании одного из многих кайросов, которые в смешанном виде существуют в большом мире Природы[6]. Из подобных изолированных миров возникает искусственная среда..обитания. - Вещи становятся взаимозаменяемыми, поскольку игнорируется индивидуальное существование.

- Функция тоже может быть абстрагирована и изолирована, и взаимозаменяемые вещи становятся ненужными вовсе. Мы, таким образом, приходим к тому, что хотим жить в реальности, где есть только желаемые функции. - Это приводит к действительным изменениям в ценностях (агатодинамике)[7].....«Таким образом, очевидно, что высокоскоростное общество установило новый, отличный от природного, порядок, и этот новый порядок, берущий за норму действие разума человека, является антиприродным»[8],- считает Имамити. В этом новом измерении и человеческая жизньне рассматривается как целостность. Цивилизация производит деформацию человека, её цель -постоянное цветение. Вечная молодость, ставшая для многих вожделенной целью, требует жертв. Но иссечение старости, болезни, горя, кризиса, тяжёлого рутинного труда - это иссечение поры зрелости.

Акцент на результате - это отрицание важности усилия.«Мы, - пишет учёный, - воспитывались на основе таких ценностей, как служение и жертвенность, а также на упорстве, усилии и терпении, необходимых для трудового процесса»[9].Любой, даже самый творческий, труд на 90% состоит из рутины. Следствие лёгкого доступа ко всем благам, избыточность всевозможных неприродных вещей - ещё больше изолирует человека от природы. .....В технологической среде форма не является выражением сущности и функции. Этьен Сурьё[10] определил предмет эстетики так: «Эстетика - философская наука о форме, где форма противопоставляется не содержанию, а материалу»[11]. Поскольку в форме проявляется сущность, Сурьё считал, что это - наука и о сущности. Однако в современных условиях, возражает Имамити, форма ничего о сущности не говорит. В наше время мы живём в совершенно другой окружающей среде, где форма - предмет произвольного решения дизайнера и только.

«В мире природы, - рассуждает японский учёный, - действительно, форма вещей указывала на их сущность, обнаруживала их функции. В природе все коровы имеют примерно одну и ту же форму, и при одном взгляде на это животное становилось ясно, что это не лошадь, а корова: её острые рога указывали на то, что она их использует в конфликтных ситуациях как оружие. Такие фиксированные отличия в природном мире стали базой для классификаций, морфологии. Именно поэтому Платон и Аристотель считали видимую форму одновременно сущностью (idea, eidos[12].

Но со второй половины ХХ века происходит структурная трансформация: изменилось соотношение формы и функции. Произошло это вместе с внедрением новых источников энергии, в частности, электричества. Электроприборы стали первыми ликвидаторами традиционного формально-функционального соответствия в сознании человека. Они, обретая всё более массовый характер, создали новое, технологическое окружение человека. Кроме того, форма новых приборов постепенно утратила всякую связь с функцией: фотоаппарат, радиоприёмник, электробритва, калькулятор - несмотря на кардинальное функциональное различие - имеют теперь примерно одну форму: чёрной (как правило) коробочки.

Проф. Имамити отмечает, что,пока в этих приборах преобладала «вещественная» составляющая, у каждого из них была своя особая форма. Но как только стала доминировать энергетическая составляющая, «обыденное, природное сознание человека, для которого форма соответствовала функции, было перевёрнуто вверх дном. Мир наполнился предметами одинаковой формы, но с совершенно различными функциями»[13], вследствие чего внешний вид предмета перестал свидетельствовать о своих функциях тому, кто на него смотрит.

В современном миреформа ничего не говорит о функции, она никоим образом не связана с сущностью предмета, а таких предметов в жизни человека становится всё больше, они уже сформировали «технологическую мембрану» между человеком и природным миром. Ещё в начале ХХ векаискусство ярко выразилосвоё недоверие к традиционной форме.Художники буквально взорвалитрадиционные природные формы. Среди первых выразителей этой тенденции Имамити называет композитора, автора атональной музыки А. Шёнберга и художника-абстракциониста В. Кандинского[14]. Феноменология бесформенной энергетики породила тенденцию полного отрицания формы в искусстве......

Учитывая кардинальные перемены в сознании художников и простых людей, проф. Имамити ратует за формулировку по-новому предмета эстетики. Она должна изучать бесформенную, бесконечную трансцендентную красоту, по-разному проявленную в разных измерениях бытия. Она видима как непосредственная данность - в природной фазе красоты; как результат осуществления практических целей - в техническом окружении; как результат свободного самоопределения «я» художника - в искусстве, и, наконец, как результат красоты человеческих слов, дел и помышлений - в поступках человека, особенно связанных с самопожертвованием (в китайском написании понятия долга, добра и красоты имеют один и тот же главный компонент - жертвенный агнец).

Выработкой нового кодекса для новых условий жизни и должны заниматься урбаника и эко-этика - подразделения калонологии. Несколько слов об урбанике[15]. В ХХ веке всё большая часть человечества стала жить в городах и даже в целых мегаполисах. Мегаполис - место, где люди, независимо отсвоей этнической принадлежности, ведут практически одинаковый образ жизни. Это продукт неэтнической урбанистической культуры, которая этнически абсолютно нейтральна. Тем не менее, её повсеместное распространение не нейтрально для сущности человека. Город - место, где все живут в спешке и передвигаются на скоростном транспорте;место, где искажено представление о трудовом процессе, по сравнению с традиционным обществом; это место, где постепенно размываются традиционные семейные ценности;место, где размываются привычные гендерные представления. Глобализация делает этот процесс ещё более мощным и суггестивным. В мегаполисе всё, что можно только пожелать, находится в шаговой доступности.

Теперь о понятииэко-этика[16]. В прежние времена, рассуждает Имамити, этика считалась философской наукой оморали, т.е. о межчеловеческих отношениях (eticainterhomines)[17]. Но в новом технологическом окружении отношения между людьми всё более опосредуются технологической «мембраной». Люди всё реже вступают в контакты непосредственно, «лицом к лицу». Они всё чаще выступают как наборы букв и цифр в поисковике электронной почты и соцсетях, как коды доступа, как цепочка цифр мобильных телефонов. Таким образом, отношения людей между собой опосредованы технологической средой, и поэтому предмет философской дисциплины «этика» - мораль - должен включать в себя и техносреду, то есть неодушевлённую компоненту межчеловеческих связей.

Вот почему в нынешних изменившихся условиях жизни мораль и этика не могут не измениться.Теперьв нормативные отношения должны быть включены как предметы технологической среды, так и яления природы. Этика непременно должна учитывать изменившиеся обстоятельства, становясь не только наукой, изучающей межчеловеческие отношения (eticainterhomines), но и этикой в отношении вещей (eticaadres), т.е. стать «эко-этикой». Эко-этика и урбаника, по представлениям проф. Имамити, должны заниматься, прежде всего,вопросами изменения набора традиционных ценностей.Одними из главных ценностей XXI в., по мнению японского философа, будут «ответственность», «точность» и «быстрота реакции на сигнал». Сами собой, спонтанно, новые ценности возникнуть не могут: слишком быстро меняется среда обитания, слишком мощное влияние оказывают на людей деструктивные образы глобальных СМИ.....ХХ век ушёл в прошлое, и тексты проф. Имамити постепенно становятся традицией[18], образцом для подражания как с точки зрения широты познаний, так и глубины проникновения в суть современной эпохи.

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

Бигаку - Бигаку(Эстетика) в 5 тт./ Ред. Имамити Томонобу.- Токио: Токёдайгакусюппанкай, 1984.

JFLUTA - Journal of the Faculty of Letters, University of Tokyo. Aesthetics.

AIPA- Acta Institutionis Philosophiae et Aestheticae.

НФЭ- Новаяфилософскаяэнциклопедияв 4 тт.- М.: Мысль, 2010.


[1]См.:Имамичи Томонобу. Моральный кризис и метатехнические проблемы //Вопросы философии, № 3, 1995;Скворцова Е.Л. Восток и Запад в новой эстетике японского философа Имамити Томонобу //Философские науки. № 3, 2010; она же: К вопросу об особенностях дальневосточной эстетики (на примере исследований Имамити Томонобу) //Филология: научные исследования. № 3, 2011; она же: Специфика дальневосточной эстетики в воззрениях японского философа Имамити Томонобу // Восток. Oriens. № 5, 2012.

[2]См.: Имамити Томонобу. Би-но исо то гэйдзюцу (Фазы красоты и искусство). Токио. Токёдайгакусюппанкай. 1984.

[3]Imamichi T. High Speed Society and Art // JFLUTA, v.7,1982, p.85

[4]Ibidem.

[5]Ibidem.

[6]См.: Ibid., p. 86.

[7]См.: Ibidem.

[8]Ibid., p. 87.

[9]Ibid., p.88.

[10]СурьёЭтьен (Souriau,1892-1979) - известныйфранцузскийэстетик.Считал, что научная эстетика должна заниматься описанием и классификацией художественных форм и формальных структур как продуктов человеческой деятельности.

[11] Цит. по: Имамити Томонобу. Бигаку но сёрай (Будущее эстетики)// Бигаку в 5 тт., Токио, 1984; т.5, с.9.

[12] Бигаку, т.5, с. 13.

[13]Там же, с. 14.

[14] См.: там же, с.15. Почему-то проф. Имамити не назвал здесь имени К. Малевича, чей «Чёрный квадрат» и явилсяпрообразом той самой «чёрной коробочки», которая стала нашим повседневным спутником.

[15]Проблемы культуры мегаполиса рассматриваются проф. Имамити в следующих работах: Тоси-но бигаку (Эстетика города - Урбаника)// Бигаку, т.5, с.47-66; Metatechnica, UrbanicaetEco-etica// AIPA, v.2,1984, p.1-6; TrilogiaCalonologica. ArsetHomo//JFLUTA, v.3, 1978, p.93-104.

[16] Проф. Имамити является основателем международного движения «Эко-этика». Организационным центром движения стал Институтсравнительной философии и эстетики (InstitutionisPhilosophiaeetAestheticae), проводивший ежегодные конференции по теме Эко-этики (при спонсорской помощи проф. Танигути Тоёсабуро) и издававший ежегодник ActaInstitutionisPhilosiphiaeetAestheticae (AIPA). Проблемы эко-этики рассматриваются, в частности, в следующих работах проф. Имамити: Human Being and Its Possibility// JFLUTA, v.2, 1977, p.131-135; Reflections on "Language and Act" from Eco-Ethical Point of View// AIPA, v.3, 1985, p. 1-8; Auto-Installation of Art and Eco-Ethical Dimention// JFLUTA, v.1, 1976, p.29-38.

[17]Новая философская энциклопедия даёт такое определение морали и этики: «Мораль трактуется как способ регуляции (в частности, нормативной) поведения людей» (Апресян Р.Г. Мораль// НФЭ, т.2, с.610); Этика- «практическая философия, наука о морали» (Гусейнов А.А. Этика// НФЭ, т.4, с.472).

[18] Проф. Имамити ратовал за создание истории эстетической мысли Японии ХХ века и сам активно занимался сбором материалов и написанием статей о ведущих мыслителях в этой области философского знания. См., в частности, его работы:Бигаку то ва нани ка (Что такое эстетика?)//Бигаку, т.1, с. 6-9 (раздел, посвящённый Ниси Аманэ); Гэндай-но сисо. Нидзюсэйки гохан-но тэцугаку (Философская мысль 2-й пол.ХХ века).- Токио: Нихон хосо сюппанкай, 1985 (разделы, посвящённые творчеству Нисида Китаро, Куки Сюдзо, Ониси Ёсинори);AestheticsattheUniversityofTokyoafterWW2 (p. 204-210);BiographiesofAestheticians:OtsukaYasuji (p.151-163) - обе статьи в издании:AHistoryofModernJapaneseAesthetics/ Tr., ed. M.Marra.- Honolulu: Univ. OfHawaiiPress, 2001.

 
« Пред.   След. »