Menu Content/Inhalt
Главная arrow Публикации arrow Политика arrow Сенина Д.Н. Экономика Японии в 2011 году
Сенина Д.Н. Экономика Японии в 2011 году Печать E-mail
11.05.2012 г.
Дарья Сенина

В 2011 году Банк Японии продолжал удерживать учётную процентную ставку на уровне 0-0,1% и придерживаться политики количественных послаблений, опираясь на статистические данные о постепенном, но устойчивом восстановлении японской экономики. Банк Японии также создавал фонды для поддержки экономического роста.

Ситуация резко меняется после 11 марта 2011 года, когда произошло Великое восточно-японское землетрясение, а затем и последовавшая за ним аварийная ситуация на атомной электростанции «Фукусима 1». В ходе землетрясения пострадал район Тохоку, где были сконцентрированы многие промышленные предприятия. В итоге, пострадала как вся экономика страны, так и финансовая система, потому что Банк Японии принял решение о ещё больших количественных послаблениях. 14 марта 2011 г. на заседании политического совета Банка Японии были приняты следующие решения:

- Банк Японии обеспечит резервы, достаточные для удовлетворения спроса на финансовых рынках и сделает всё, что от него зависит, чтобы обеспечить стабильность финансового рынка,

- Банк Японии по-прежнему придерживается политики нулевых ставок процента,

- Банк Японии принял решение об увеличении фондов Программы выкупа активов (Asset Purchase Program) на 5 трлн. иен до 40 трлн. иен в целом.

Выше упомянутая программа распространялась на следующие виды активов:

1. японские государственные облигации – 0,5 трлн. иен,
2. учтённые казначейские векселя – 1,0 трлн. иен,
3. свободно обращающиеся обязательства без обеспечения больших номиналов (CP) – 1,5 трлн. иен,
4. корпоративные облигации – 1,5 трлн. иен,
5. биржевые инвестиционные фонды (ETF) – 0,45 трлн. иен (только при авторизации в соответствии с Законом о Банке Японии),
6. инвестиционные трасты японских компаний в сфере недвижимости (J-REIT) – 0,05 трлн. иен (только при авторизации в соответствии с Законом о Банке Японии) [1].

7 апреля 2011 г. Банк Японии посчитал необходимым ввести дополнительные операции для финансово-кредитных институтов в районах стихийного бедствия. Эти операции заключались в предоставлении долгосрочных средств для удовлетворения возможного спроса со стороны заёмщиков в этих районах на восстановление и застройку. Банк Японии составил предварительную схему и перечень приемлемых обеспечений для операций на денежных рынках для поддержания финансовых возможностей кредитных институтов в районах бедствия. Согласно схеме возможными партнёрами Банка Японии были обозначены финансовые институты, которые имеют офисы в районах бедствия и уже сотрудничают с Банком Японии в рамках предоставления фондов по единому залогу всех своих офисов. Финансовые кооперативы, которые в рамках выше указанного сотрудничества не участвовали, должны были обеспечиваться капиталом через финансовые институты-партнёры. Понятие «район бедствия» определяется Законом о помощи при массовых бедствиях №118 от 1947 г. По схеме кредиты предоставлялись под единый залог на один год по ставке 0,1% в год. Предполагаемая общая сумма кредитов – 1 трлн. иен [2].

Следует отметить, что экономика Японии после землетрясения оказалась в очень сложном положении, особенно производство. В регионе Тохоку расположены предприятия, которые являются подрядчиками многих крупнейших автомобильных концернов. В итоге, даже такие крупные компании, как “Mazda”, остановили свои производственные линии. Однако, многие японские эксперты считали это временным явлением, так как экспорт несколько увеличился вслед за улучшением экономического положения стран, с которыми Япония ведёт торговлю, и ростом спроса на акции.

Тем не менее, в июне 2011 г. Банк Японии посчитал необходимым поддержать усилия финансовых институтов и сфокусироваться на обеспечении их капиталом без традиционных закладных или гарантий. 14 июня 2011 г. руководство Банка Японии приняло решение об открытии новой кредитной линии с целью инвестирования в ценные бумаги и так называемое финансовое кредитование под залог активов (ABL) [3]. По мнению руководства Банка Японии, подобные меры могли способствовать дальнейшему расширению инициатив и усилий финансово-кредитных организаций и экономическому росту в Японии. Новая кредитная линия была выделена на инвестиции в ценные бумаги и кредиты без обеспечения, включая ABL. Кредиты предоставлялись под единый залог в общей сложности на 2 года и могли быть пролонгированы только один раз на общий срок до 4 лет. Годовая ставка процента по данному виду кредитования составила 0,1% в год. Банк Японии зарезервировал под данную кредитную линию 500 млрд. иен. Минимальная сумма инвестиций или кредита составляла 1 млн. иен. Последним сроком подачи заявок была обозначена дата окончания 2011 финансового года – 31 марта 2012 г. [4].

Восстановление после землетрясения как страны, так и её экономики оказалось медленнее, чем ожидалось. Некоторые экономисты, как Такахидэ Киути из “Nomura”, считали, что землетрясение и цунами «имели положительное воздействие на экономику» [5]. Это событие действительно могло бы спровоцировать рост внутреннего спроса при наличии строительного бума в районах бедствия (Тохоку), но позитивных последствий не последовало. Для восстановления после Великого восточно-японского землетрясения Японии потребуется 15,5 трлн. иен в течение ближайших 5 лет.

Япония рассматривала свою атомную энергетику в качестве перспективного экспортного направления в страны с аналогичными сейсмическими условиями (Турция, Иран и др.). Но катастрофа на атомной электростанции «Фукусима 1» показала ненадёжность японских станций. Поэтому Япония, скорее всего, сократит свои программы развития атомной энергетики, в которые она уже достаточно инвестировала, в том числе и под давлением японской общественности. Более того, стабильное укрепление иены ухудшало конкурентоспособность японского экспорта на внешних рынках и состояние экономики страны в целом. Следует отметить, что укрепление иены выявило нелицеприятную особенность японского бизнеса – глубоко укоренившееся отвращение к риску. Резервы наличности у японских компаний находятся на как никогда высоком уровне, а спрос на кредиты подавлен. Две трети из 70 ведущих компаний страны считаются менее рискованными для инвестирования и кредитования, чем сама Япония, судя по ценам на кредитные дефолтные свопы  [6]. Под руководством нового премьер-министра Японии, в прошлом министра финансов, Ёсихико Нода, в 2010 г. было осуществлено три валютных интервенции с целью удешевления иены. Но их воздействие на ситуацию оказалось краткосрочным.

4 августа 2011 г. Банк Японии на заседании по денежно-кредитной политике принял решение об усилении количественных послаблений и увеличил Программу выкупа активов на 10 трлн. иен (до 50 трлн. иен), оставив учётную ставку на уровне 0-0,1%. Уже в сентябре аналитики Банка Японии констатировали выход экономики страны из кризиса, вызванного землетрясением в регионе Тохоку. Производство и экспорт почти достигли уровня февраля 2011 г., а напряжённость в финансовой сфере значительно снизилась, за исключением некоторых малых компаний, финансовые позиции которых были слабы [7].

19 августа 2011 г. японская иена впервые после Второй мировой войны опустилась до показателя 75,95 иен за 1 американский доллар, что вынудило Банк Японии провести заседание политического совета 7 сентября, на котором банк решил придерживаться ранее принятых решений о количественных послаблениях, а также сохранить размеры фонда для выкупа государственных облигаций и других активов в размере 50 трлн. иен, несмотря на то, что многие эксперты ожидали, что Банк Японии увеличит размер фонда в целях дальнейших количественных послаблений. Как заявил управляющий Банком Японии, Масааки Сиракава, на пресс-конференции 7 сентября, «решение о количественных послаблениях было принято на предыдущем заседании заранее, с учётом рисков, на которые может натолкнуться экономика». По заявлениям чиновников Банка Японии, они не могут увеличивать количественные послабления всякий раз, как иена резко дорожает [8].

Новому премьер-министру пришлось решать множество сложных вопросов, таких как оживление переживающей тяжёлые времена экономики Японии и приведение государственных финансов в порядок. В первую очередь это касается внутреннего государственного долга, который уже составляет 220% ВВП. С мая по июнь 2011 г. уровень безработицы в Японии поднялся до 4,7%, а внутреннее потребление в июле 2011 г. упало на 2,1% по сравнению с 2010 г. В июне 2011 г. этот показатель составил 3,5% [9] . Это только способствует развитию дефляционных процессов в экономике Японии.

Бывший премьер-министр Японии, Наото Кан, был прав, когда утверждал, что у Японии нет надежды сбалансировать свой бюджет после 18 последовательных лет первичного дефицита без повышения доходов [10] . Потребительский налог, который составляет одну пятую всех бюджетных поступлений, будет первым объектом рассмотрения. По подсчётам экспертов МВФ, повышение данного налога с 5 до 15% может обеспечить до 50% корректировки бюджета страны. Остальное могли бы восполнить реформы, ограничивающие субсидии, в особенности в области соцобеспечения, и расширение базы налога на личный доход. Администрация нового премьер-министра планирует увеличить налоговые поступления больше, чем на 10 трлн. иен и урезать правительственные расходы на 5 трлн. иен [11]. Ёсихико Нода проделал «черновую работу», учредив Комиссию по исследованию налоговой системы, которую возглавил бывший министр финансов Японии Хирохиса Фудзий.

Необычным трендом для Японии стало оживление спроса со стороны населения на облигации государственного займа из-за увеличения их доходности. В Японии существует три типа облигации государственного займа для реализации населению: со сроком погашения 3, 5 и 10 лет. Процентные ставки по облигациям со сроком погашения 3 и 5 лет фиксированы. Процентные ставки по облигациям со сроком погашения 10 лет пересматриваются каждые 6 месяцев. Министерство финансов Японии изменило метод вычисления переменной процентной ставки для этого типа облигаций. Согласно новой системе, базовая процентная ставка умножается на 0,66 для облигаций, начиная с июля 2011 г. Базовая ставка по облигациям со сроком погашения 10 лет, выпущенным в июле 2011 г., составила 1,17%, поэтому процентная ставка для индивидуальных инвесторов составила 0,77% (до июля 2011 г. – 0,37%). Для облигаций со сроком погашения 3 и 5 лет, выпущенным в июле 2011 г., процентные ставки составили 0,2% и 0,41% соответственно. В апреле 2011 г. продажи облигаций со сроком погашения 10 лет составляли лишь 10-20% всех продаж облигаций государственного займа гражданам компании “Nomura Securities Co.” В июле их продажи увеличились до 60%. По данным министерства финансов, в июле 2011 г. облигаций этого типа было продано на сумму 231,9 млрд. иен, что в 18 раз больше, чем в апреле 2011 г. [12].  Это демонстрирует желание японских фискальных органов использовать машину государственного долга и дальше для пополнения бюджета с учётом склонности японцев экономить и вкладывать свои средства. Но это также является и признаком некоторой безысходности в поисках решения накопившихся в государственных финансах проблем.

Инвестиционный климат в Японии после событий марта 2011 г. оставляет желать лучшего. Так, в начале сентября 2011 г., министерство финансов Японии сделало обзор корпоративных финансовых отчётов, который показал, что «среда для корпоративных капиталовложений находится на низком уровне», а частные инвестиции нерезидентов упали на 0,9% [13] .

Плохой тенденцией для экономики является то, что сильная иена выталкивает японские компании за пределы страны. В купе с высокими ставками на электроэнергию, вызванными кризисом в атомной отрасли, их издержки сильно возросли. В итоге, в первую очередь малый и средний бизнес стал подыскивать производственные площадки в соседних странах Азии. Ранее главным плацдармом зарубежного производства Японии долгое время был Китай. Но экономически и политически окрепший сосед начал вызывать у японского бизнеса некоторые опасения. Сейчас выбор японских компаний останавливается на таких странах, как Вьетнам и Южная Корея. По данным JETRO (Японская организация внешней торговли), начиная с 2009 г. наблюдается рост запросов об инвестировании за пределами Японии. С апреля по июль 2011 г. количество консультаций по данному вопросу возросло на 32%. Трёхкратное увеличение запросов касалось инвестиций в Южную Корею. Запросы относительно Таиланда и Малайзии выросли в 2,7 раз, а относительно Вьетнама – в 1,5 раз. Запросы направляют небольшие компании, вовлечённые в производство транспортного оборудования, химии и информационных технологий [14].

В конце 2011 г. Япония вступила в переговоры по созданию Транстихоокеанского партнёрства (ТТП), которое будет представлять своеобразную альтернативу АТЭС. Партнёрство должно стать основой создания зоны свободной торговли в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Тем не менее, в самой Японии существуют разные точки зрения о целесообразности участия Японии в данном партнёрстве. Устойчивость японских компаний, вовлечённых в сферу медицинских, финансовых и почтовых услуг, может оказаться под вопросом в случае вступления Японии в ТТП. Государственная система страхования здоровья может обанкротиться из-за выхода на рынок медицинских услуг иностранных конкурентов, ориентированных только на получение прибыли. Япония будет вынуждена ещё больше открыть свою финансовую сферу для иностранных игроков, хотя представители правящих кругов заявляют, что она и так уже достаточно либерализована и ей ничего не угрожает при вступлении Японии в ТТП. Население страны пугает возможный приток иностранных специалистов, например, врачей и юристов. Япония также будет вынуждена понизить стандарты безопасности для импортных продуктов [15].

Вывод: 2011 год оказался сложным для Японии из-за стихийного бедствия, которое нанесло большой урон всем сферам социально-экономической жизни страны. Тем не менее, Япония активно ликвидировала его последствия и искала выход из сложной экономической ситуации. На основе выше приведённых фактов, можно сделать вывод, что Япония по-прежнему не готова к смелым экспериментам и решениям в экономике, что усугубляет дефляционные процессы и не способствует оживлению экономической активности.

Примечания
1. www.boj.or.jp
2. Там же
3. www.boj.or.jp
4. Там же
5. Financial Times, 09.09.2011
6. Financial Times, 29.08.2011
7. www.boj.or.jp
8. www.boj.or.jp
9. Financial Times, 30.08.2011
10. Там же
11. Asahi Shimbun, 09.09.2010
12. The Yomiuri Shimbun, 24.09.2011
13. Financial Times, 09.09.2011
14. Asahi Shimbun, 10.09.2011
15. The Yomiuri Shimbun, 29.11.2011

Сенина Дарья Николаевна, научный сотрудник ИДВ РАН
Последнее обновление ( 26.12.2012 г. )
 
« Пред.
Яндекс.Метрика
Институт Дальнего Востока РАН