Menu Content/Inhalt
Главная arrow Публикации arrow История arrow Ложкина А.С. Образ Японии в советском массовом сознании 1931-1939 гг.
Ложкина А.С. Образ Японии в советском массовом сознании 1931-1939 гг. Печать E-mail
16.07.2012 г.
Анастасия Ложкина

Глава I. Образ Японии в сознании политического и военного руководства 1930-х годов

Целью данной главы является рассмотрение через образ Японии особенностей сознания, мышления советского политического и военного руководства 1930-х годов.


Образ Японии в представлениях советского руководства играл значительную роль в выработке как внешне, так внутриполитического курса страны. Образ Страны восходящего солнца для политических лидеров был средством самоидентификации, демонстрации растущей военной силы СССР перед капиталистическими странами. Образ Японии помогал советскому руководству легитимизировать себя в народном сознании, он был одним из средств социальной мобилизации населения. Образ Японии в сознании правящей группы формировался под воздействием различных информационных каналов (сводки ОГПУ-НКВД, личные встречи с представителями этой организации, обзоры, подготовленные ВОКСом, информация ТАСС), однако доминирующую роль в создании внешнеполитических представлений играли И.В. Сталин и его ближайшие соратники. В дальнейшем сформировавшиеся представления руководства при помощи различных каналов пропаганды ретранслировались в массовое сознание.

Среди военной элиты не было однозначной оценки военного потенциала, тактики и стратегии Японии. Её представления о Стране восходящего солнца зависели от совокупности факторов, в том числе от профессионального опыта. Военная элита, за редкими исключениями, оценивала японскую армию только с узкопрофессиональной точки зрения, однако для понимания японских стратегии и тактики важно было знание и понимание всех аспектов жизни Японии, включая традиции, культуру, менталитет японцев.

Условно можно выделить три этапа эволюции образа Страны восходящего солнца в сознании политического и военного руководства.

На первом этапе (1931-1933) Япония воспринималась в образе сильного геополитического и военного соперника, угрожающего интересам СССР на Дальнем Востоке, нового игрока на международной политической арене. Этот этап характеризуется накоплением информации о данной стране, так как восприятие японцев как «макак» [1] противоречило реальным событиям в Китае. Исходя из поступавшей информации об активной политике Японии, учитывая тяжелую, нестабильную ситуацию внутри Страны Советов, И.В. Сталин занял нейтральную позицию в отношении дальневосточного соседа, но, с другой стороны, во внутренних делах был взят курс на укрепление дальневосточных границ и развитие этого отдаленного региона СССР.

На втором этапе (1933-1936) представления руководства страны о Японии значительно расширяются. Правящая группа проявляет интерес к изучению не только политических и экономических сторон жизни Страны восходящего солнца, но и к ее социальным и культурным аспектам.

Политическое руководство, в частности Сталин, начало антияпонскую компанию с целью создания «образа врага», призванного отвлечь население страны от внутренних социально-экономических проблем, мобилизовать человеческие ресурсы для решения поставленных партией задач.

На третьем этапе (1937-1939) в сознании советского руководства и военной элиты закрепляется негативное отношение к Японии, которая предстает в образе милитариста, агрессора, военного соперника. Данные представления усилились в результате многочисленных отказов японской стороны на предложения СССР подписать пакт о ненападении, заключения «Антикоминтерновского пакта» между Японией и Германией в 1936 г., военных конфликтов на оз. Хасан и р. Халхин-Гол.

По сравнению с началом десятилетия во второй половине 1930-х гг. у советского руководства сложились более четкие представления о Японии, в частности о политической ситуации в этой стране, при которой определяющую роль играли военные круги, потерявшие, как свидетельствуют документы, чувство реальности и меры.

Глава II. Образ Японии в представлениях советской интеллигенции 30-х гг. ХХ в.

В данной главе анализируются особенности социальной психологии научных кругов, в частности, японоведов, сотрудников ВОКС, ТАСС и представителей творческой интеллигенции.

Образ Японии в представлениях советской интеллигенции был многокомпонентным и включал в себя и научные, и «обыденные» знания; у одних представления основывались на практическом опыте, полученном в результате непосредственного знакомства с Японией, на основе анализа научной литературы, у других - главным источником информации была советская пропаганда, у третьих - и зарубежная пресса, радио. Специфика положения советской интеллигенции заключалось в том, что, с одной стороны, она формировала образ Японии, с другой – сама являлась его «потребителем», следовала идеологическим установкам и была подвержена влиянию общих настроений.

Исследуемый период характеризуется развитием советского японоведения: формируются научные школы, закладывается источниковедческий, методологический фундамент, поднимаются новые проблемы, расширяется круг изучавшихся вопросов, особое внимание уделяется исследованию проблем современной истории.

Для части исследователей это был тяжелый период, прежде всего из-за внедрения нового методологического подхода, полного контроля власти, «навязывания» тематики работ, что сказывалось на отношении ученых к миру, на их сознании.

Однако следует отметить, что, несмотря на влияние официальной линии, советские японоведы в своих исследованиях сумели подчеркнуть рациональность японцев, их стремление к инновациям. Советские востоковеды выделили основные направления развития японской экономики, в частности, ориентацию на технические достижения, импорт в страну достижений научно-технической мысли из-за рубежа. Одной из заслуг является разработка вопроса периодизации японской истории на основе анализа содержания переходных эпох в социально-экономическом развитии страны.

Образ Японии способствовал процессу самоидентификации советской интеллигенции: для одной ее части он представлял собой приспособление и принятие новой системы ценностей, новых условий существования, для другой части – становление как социальной группы с характерным образом мышления, восприятия, оценки окружающего мира.

В целом, анализ взглядов советской интеллигенции показывает, что Япония воспринималась как реальный военный противник, однако не только для СССР, но и многих других стран. Типичным представлением о Японии было признание того, что она шла по капиталистическому пути развития, но со своей спецификой - общество оставалось в своей основе традиционным, но при этом японцы тяготели к инновациям, то есть Япония была уникальной страной со значительными культурными, научными достижениями.

Глава III. Пропаганда и представления о Японии в массовом сознании СССР (1931-1939)

В главе на примере формирования образа Японии рассматриваются основные средства пропаганды и манипуляции общественным сознанием, их особенности и преимущества в создании «образа врага»; эффективность их воздействия на массовое сознание; через представления о Стране восходящего солнца анализируются особенности, специфика советского массового сознания.

Власть осознавала важность и значение применения средств политико-идеологических коммуникаций в формировании нового советского общества.

Можно выделить некоторые особенности формирования образа Японии. Во-первых, создаваемые представления были связаны с внешнеполитическим курсом страны, с официальной линией руководства, которая менялась на протяжении 1930-х годов; следовательно, данный образ не был статичным. Во-вторых, в основе образа лежала бинарность: с одной стороны Японию изображали агрессивной страной, с другой – слабым, зависимым государством. Основными символами Японии, получившими отражение в образах кино, плаката, карикатуры, были в первой половине десятилетия капиталист в цилиндре, во второй – самурай, военный в очках, с мечем. Эти тенденции в изображении прослеживались во всех средствах пропаганды и несли в себе глубокий идеологический, классовый смысл.

Однако следует отметить, что при формировании представлений о Японии пропаганда отталкивалась от реальных событий на Дальнем Востоке, поэтому нельзя категорично утверждать, что вся транслировавшаяся на советское общество информация была ложью.

Анализ советской пропаганды 1930-х годов показывает, что для нее был характерен процесс «военизации», что, конечно, отразилось и на общественном сознании. Активно отрабатывались технологии формирования «образа врага». Характерным приемом являлось дегуманизация предполагаемого противника, например, изображение его в образе животных. Ярким примером являлись политические карикатуры, представлявшие японцев в виде обезьян, собак, котов. Анализ материалов основных средств пропаганды показывает, что главными характеристиками «образа врага» являлись лексемы «тупой», «эгоистичный», «коварный», «враждебный», «агрессивный».

Картина мира многих людей достаточно уверенно формировалась мифологемами и советской официальной культурой. Однако при этом не исчезли и протестные настроения. Свое недовольство политикой советского руководства, свою реакцию на конкретные действия представителей власти на местах часть населения выражала своим сочувственным отношением к Японии и видела в ней защитницу и освободителя от власти Советов, в частности, от колхозов. То есть Страна восходящего солнца виделась средством решения социальных проблем.

Сводки, письма во власть показывают, что сталинской пропагандисткой машине не удалось до конца подавить независимые от власти представления. Параллельно официальной существовала и народная культура (фольклор), в которой отразились взгляды и идеи простого человека.

В свою очередь, все эти представления показывают специфику и особенности советского общества данного периода. Через призму образа Японии происходила самоидентификация населения, осознание своего места в мире и в обществе, а также процесс определения отношения к власти и режиму.

Образ внешнего мира в массовом сознании представлял собой сложный комплекс мифов, стереотипов, так как, по большей части, он являлся продуктом пропаганды и мифополагания. Однако в массовом сознании существовали и рациональные представления и оценки внешнеполитической ситуации. Таким образом, можно говорить о том, что общественные настроения граждан СССР предстают далекими от однородности, хотя и находящимися под глубоким воздействием пропаганды.

Примечания
  1. Восприятие японцев в образе «макак» сложилось в период русско-японской войны 1904-1905 гг.
Ложкина Анастасия Сергеевна, кандидат исторических наук, преподаватель РГГУ, специалист благотворительного фонда «Даунсайд Ап»
Последнее обновление ( 26.12.2012 г. )
 
« Пред.   След. »
Яндекс.Метрика
Институт Дальнего Востока РАН