Menu Content/Inhalt
Полхов С.А. «Роккаку-си сикимоку» - свод законов периода «воюющих провинций» Печать E-mail
17.07.2012 г.
Святослав Полхов

В истории Японии эпоха «воюющих провинций» (сэнгоку дзидай, - последняя четверть XV - конец XVI вв.) характеризовалась упадком сёгуната Асикага, нарастанием политической децентрализации и возвышением фактически независимых от Киото правителей (сэнгоку даймё), нередко создававших уложения законов для управления своими княжествами. В данной статье представлено исследование и первый перевод со средневекового японского на русский язык «Роккаку-си сикимоку» (далее «РС», 1567г.) - одного из таких законодательных сводов. Этот юридический памятник в японской и американской историографии нередко сравнивают со знаменитой «Великой хартией вольностей», одобренной английским королем Иоанном Безземельным под давлением восставших баронов в 1215 г.

«Роккаку-си сикимоку» в зарубежной историографии посвящено немало работ, в одних уложение анализируется преимущественно в контексте социально-экономических проблем, в других - в рамках социально-политической истории. Кацумата Сидзуо рассматривал «РС» как взаимный договор вассалов-землевладельцев, в котором они ограничивали не только власть даймё, но и интересы некоторых представителей своей социальной группы во имя общей выгоды[1].

Для Цудзимото Хироаки «РС» - это, по сути, двусторонний феодальный договор, в котором даймё давал вассалам юридические гарантии их прав на земельные владения. «РС» призван был обеспечить наилучшие условия для присвоения землевладельцами ренты и подавления сопротивления крестьян[2]. Вместе с тем историк отмечал, что в своде также регулировались противоречия между вассалами и ближним кругом служилых людей даймё[3].

Дэвид Изон рассматривал «РС» как мирный договор между даймё и вассалами, призванный зафиксировать политический компромисс, достигнутый после междоусобной войны. Проводя параллели между содержанием «РС» и «Великой хартии вольностей», он не видел в социальной борьбе и противоречиях между крестьянскими общинами и землевладельцами главного фактора, обусловившего создание «РС». По его мнению, в «РС» отражено изменение отношения воинов к способам регулирования конфликтов; они стали выбирать не месть и насилие, а четко прописанные в законах принципы для разрешения взаимных противоречий[4].

Со своей стороны Миядзима Кэйити подчеркивал, что власть даймё Роккаку была серьезно ограничена вассалами еще до принятия «РС». Кроме того, он высоко оценивал уровень автономии и самоуправления, достигнутый крестьянскими общинами, которые фактически были признаны Роккаку субъектами судебной системы[5].

Свод «Роккакуси сикимоку» был написан в 1567г. В научный оборот этот источник был введен сравнительно недавно - в 1937г. японским ученым Маки Кэндзи, который назвал его «Ёсихару сикимоку» по имени даймё Роккаку Ёсихару[6], монограмма[7] которого стоит в конце текста уложения. Тем не менее, в синхронных источниках «РС» именовался гоокимэ (дословно - «высочайшие установления»)[8]. Подлинник свода не сохранился. До нашего времени дошло в общей сложности пять списков «РС», в некоторых рядом стоят монограммы Ёсихару и его отца Ёсиката[9], который, приняв монашеский обет, формально передал власть сыну, но фактически по распространенной в ту эпоху традиции стал его соправителем.

«РС» состоит из короткой преамбулы, основного текста (67 статей), клятв вассалов (из пяти статей) и даймё (из трех статей), обязывавшихся соблюдать законы, а также шести позднее добавленных к основному тексту «РС» статей (цуйкахо)[10].

Источники «Роккаку-си сикимоку». Японские исследователи считают, что прообразом «РС» было так называемое «Уложение из двадцати трёх статей» («Дзёмоку нидзюсанкадзё», далее - «ДН»)[11]. Симомура Исао убедительно показал, что 23 статьи были составлены в период правления Роккаку Ёсиката[12], обратив внимание на их поразительное сходство с «РС».

Определенная преемственность обнаруживается между «РС» и законодательством Камакура и Муромати бакуфу. Вместе с тем в ряде статей кодекса признается действие норм обычного права. Так в ст.11,14,17 говорится об обычаях сёэн (вотчин) и деревень (сёрэй, горэй[13]), в ст.34 - об обычаях сёэн и законах разных областей и мест.

Кроме того, ст.11,12,53, а также ст.1 (добавленная) содержат слово гохо - («высочайший закон»), которое можно трактовать как законы, введенные домом Роккаку[14]. В приказах, издававшихся вассалами (бугёнин) дома Роккаку[15], можно найти многие нормы, впоследствии ставшие частью «РС»[16]. Вместе с тем судебно-процессуальные положения, которые вошли в «РС», как следует из анализа актового материала, действительно использовались в юридической практике[17].

Таким образом, в основу законов «РС» была положена судебная практика и отдельные указы дома Роккаку, а также (в меньшей мере) юридическая традиция, восходившая к периоду Камакура бакуфу. При этом законодателями в ряде случаев не отрицались и обычно-правовые нормы различных областей провинции Оми.

Клан Роккаку в периоды Камакура и Муромати. Дом Роккаку был главной линией рода Сасаки, происходившей от потомков императора Уда (так называемые Уда Гэндзи). Роккаку в период Муромати постоянно назначались на должности сюго (военных наместников) южной части провинции Оми[18].

После ослабления центральной власти в результате междоусобных войн сюго Роккаку Такаёри (?-1520) начал захватывать вотчины храмов и столичных аристократов (кугэ), а также владения прямых вассалов сёгуна в Оми. В 1487г. и 1491гг. бакуфу предприняло два неудачных карательных похода против него. Зенита могущества дом Роккаку достиг при сыне Такаёри - Садаёри (1495-1552), который стал влиятельнейшим советником сёгуна Асикага Ёсихару [19].

Политический кризис в княжестве Роккаку и создание «Роккаку-си сикимоку». В 1560-х годах княжество Роккаку переживало острейший политический кризис и едва сдерживало натиск внешних врагов. В 1563г. по приказу Ёсихару, внука Садаёри, в замке Каннондзи был убит могущественный вассал Гото Кататоё и его сын. Их гибель положила начало серьезному конфликту Роккаку с их вассалами (т.н. смута Каннондзи)[20]. Когда стало известно о гибели Гото Кататоё, многие вассалы немедленно покинули замок Каннондзи вместе с семьями и челядью и отложились от Роккаку, перейдя на сторону их злейших недругов из дома Адзаи. Столкнувшись с мятежом вассалов, Ёсиката и Ёсихару бежали из своей твердыни Каннондзи. В том же 1563г. Гото Такахару - другой сын Кататоё - осадил и захватил эту крепость[21]. Однако затем при посредничестве Гамо Садахидэ[22] - вассала Роккаку - между даймё и Гото Такахару было заключено перемирие. Роккаку вернулись в Каннондзи-дзё, а Такахару был признан Роккаку главным наследником земель и клана Гото[23]. Связь между созданием «РС» и политическим кризисом в княжестве Роккаку 1563г. четко прослеживается в тексте уложения (преамбула, ст.3,4).

Другие фрагменты памятника указывают на чрезвычайные внешние обстоятельства, сопутствовавшие его принятию: неудачную войну с кланом Адзаи (Асаи), который контролировал север Оми.

Представляется, что непосредственные причины принятия «РС», если исходить из его содержания, следует искать в политической сфере. Это, во-первых, смута Каннондзи, а, во-вторых, борьба Роккаку с Адзаи. Согласие даймё Роккаку на создание уложения, серьезно ограничивавшего его власть, было возможно лишь в обстановке политического кризиса: после раскола среди вассалов во время смуты Каннондзи и разгрома войск Роккаку силами Адзаи. Само принятие «РС» можно рассматривать как уступку со стороны правителя.

Ограничение власти даймё вассалами -- прежде всего в сфере законодательства и судопроизводства -- одна из ключевых тем «Роккаку-си сикимоку». В уложении защищались от посягательств даймё и ближнего круга его служилых людей традиционные права и вольности вассалов. Это косвенно свидетельствует о том, что ранее вассалы терпели обиды и злоупотребления от даймё и его ближайшего окружения.

Как следует из ст.1 клятвенной присяги текст уложения был написан двадцатью вассалами дома Роккаку. При этом они выступили не просто в роли исполнителей воли даймё, а определили содержание «РС» и санкционировали его введение в силу наряду с князем. Текст, разработанный вассалами, поступил на рассмотрение отца и сына Роккаку, которые его одобрили и затем дали клятву соблюдать законы свода под страхом божественной кары. Такую же клятву принесли и сыгравшие решающую роль в составлении уложения двадцать вассалов.

Согласно тексту клятвенной присяги (ст.1 и 6) даймё мог принять новые законы лишь после совета со всеми двадцатью вассалами. Наконец, в ст. 38 «РС» провозглашалось, что прежние указы и вердикты даймё Роккаку остаются в силе. При этом прямо указывалось, что среди них могли быть «несправедливые» решения, которые не должны использоваться в качестве прецедента в будущих делах.
 
В сфере судопроизводства двадцать вассалов фактически составляли судебную «коллегию», которая вместе с даймё была наделена высшей судебной властью. В «РС» четко определялся круг судебных посредников (госата содзя), имевших право докладывать даймё о тяжбах и жалобах: это те самые двадцать вассалов, подписавших присягу. При этом даймё был властен увеличивать число госата содзя только с согласия давших клятвы вассалов (ст.65,66). Наконец, в ряде статей свода ограждались от посягательства традиционные вольности и привилегии землевладельцев-вассалов, в частности в жесткие рамки ставились «фискальные» прерогативы даймё (ст.33,34,35).

Власть даймё и интересы вассалов. Действие «РС» как законодательного свода должно было распространяться не только на воинов-вассалов Роккаку, но и на остальные социальные слои княжества. Суд даймё Роккаку до написания уложения разбирал не только споры между вассалами, но и тяжбы торговцев[24], а значительная часть грамот, составленных бугёнин Роккаку адресована верхушке крестьянских общин (мёсю, сатанин)[25]. Однако, естественно, было бы ошибкой считать, что в «РС» в равной мере отражены интересы всех сословных групп. Составителями свода были землевладельцы-буси, которые зафиксировали в нем, прежде всего, свои интересы.

Несмотря на серьезные ограничения власти правящего дома в «РС», вассалы вовсе не стремились к ликвидации власти даймё. В кодексе присутствует «монархическая» идея о важности благополучия и процветания правящего дома. Вассалам предписывалось не выступать посредниками по делам, «которые идут во вред княжеству и высочайшему дому [даймё]», а также молиться о его процветании, и не щадя себя, сражаться за дом Роккаку. Даймё Роккаку представал как сюзерен и правитель южной части Оми, в определенной устойчивости власти которого был заинтересован землевладельческий класс.

Авторитет и иные ресурсы княжеской власти оказались необходимы для сохранения землевладельцами господства и присвоения ренты с поместий и вотчин. В Японии к началу XVI в. крестьянские общины (со) стали серьезной социальной силой и добились широкой автономии по отношению к землевладельцам[26]. В эпоху сэнгоку продолжалась острая социальная борьба между землевладельцами и крестьянскими мирами. Об этих коллизиях красноречиво свидетельствует и «РС» (ст.14-24). Кроме того, даймё был востребован как посредник в урегулировании конфликтов между землевладельцами относительно земельных угодий, зависимых людей.
 


[1] Кацумата Сидзуо. Сэнгокухо сэйрицу сирон. Токио. 2003, с.159.

[2] Цудзимото Хироаки. Тюсэй букэхо-но ситэки кодзо. Токио. 1999, с.276,277,279.

[3] Там же, с.288.

[4] Eason David Anthony. The Culture of Disputes in Early Modern Japan, 1550-1700. PHd. University of California. Los Angeles. 2009, p.73, 74.

[5] Миядзима Кэйити. Сэнгокуки сякай-но кэйсэй то тэнкай. Токио. 1996, с.24,25.

[6] Годы жизни - 1545-1612гг. Годы правления - 1559-1570гг. Южные районы провинции Оми, которыми правили Роккаку, соответствуют части современной префектуры Сига.

[7] Монограмма - один из возможных переводов японского слова као. О као подробнее см. Rubinger Richard. Popular Literacy in Early Modern Japan. University of  Hawaii Press. 2007, p.48.

[8] Кайдай // Тюсэй хосэй сирёсю. Букэ кахо. Т. 3. Часть 1. Токио. 2001, с.458.

[9] Роккаку Ёсиката в клятве после основного текста «РС» упомянут как Дзётэй. Дзётэй - его монашеское имя. Годы жизни - 1521-1598гг., годы правления 1552-1559гг. Согласно утвердившейся в японской науке точке зрения текст подлинника передают те списки, в которых стоят печати и Ёсихару и Ёсиката.

[10] Текст памятника опубликован в наиболее авторитетном на сегодняшний день издании законодательных уложений военных домов японского «средневековья». Роккакуси сикимоку// Тюсэй хосэй сирёсю... Т. 3. Часть 1, с.259-276. В основу публикации авторы положили список Отани, при сличении его с остальными версиями «РС». Перевод «РС», представленный в данной работе, сделан с этого издания.

[11] Цудзимото. Указ. соч., с. 264,265. Симомура Исао. Нихон тюсэй-но хо то кэйдзай. Токио. 1998, с.427.

[12] Симомура, Там же, с.414.

[13] Миядзима. Сэнгокуки..., с.249,250.

[14] Кацумата Сидзуо видел в гохо ст.11,12,53 «великие законы Поднебесной» - естественным образом сложившиеся нормы обычного права периода Муромати (тэнка гохо, тэнка тайхо). Однако выражение «воспротивиться высочайшим законам», употребленное в ст.12 «РС» ясно говорит о том, что гохо - это положения самой ст.12. В этой статье нарушением законов является месть без обращения в княжеский суд.

[15] Бугёнин (бугё) - вассалы, занимавшие административные посты в княжестве Роккаку. Составленные ими по воле даймё приказы именовались бугёнин рэнсё хосё. Это важнейший тип документов, с помощью которых Роккаку управляли и вершили суд в своих владениях.

[16] Миядзима. Сэнгокуки..., с.254-262.

[17] Ито Кадзухико. Сэнгоку даймё Роккаку-си-ка но сосё тэцудзуки ни цуитэ // Сикан. Т.114, март 1986, с.47.

[18] Нихонси дайдзитэн. Т.6. Токио. 1997, с.1277. Имя клана происходит от названия района в Киото, где располагалась усадьба родоначальника клана - Сасаки Ясуцуна.

[19] Нисидзима Таро. Сэнгоку-ки Муромати бакуфу то дзайти рёсю. Токио. 2006, с.49,58,63-65.

[20] Создается впечатление, что убийство Гото Кататоё и его сына - всего лишь устранение неугодного или чрезмерно усилившего свои позиции вассала, а не часть продуманной стратегии для укрепления власти. Между тем Ито Кадзухико считает, что смута Каннондзи возникла по причине недовольства вассалами политикой даймё Роккаку, стремившихся усилить свою власть. Ито. Указ. соч., с.49.

[21] Eason. Op. cit., p.38,39.

[22] Сугияма Хироси. Сэнгоку даймё. Нихон-но рэкиси. Т.11. Токио. 2005, с. 459.

[23] Eason. Op. cit., p.41.

[24] Tonomura Hitomi. Forging the Past. Medieval Counterfeit Documents // Monumenta Nipponica. Vol.40, no.1 (Spring) 1985, p.89-95.

[25] Миядзима. Сэнгокуки...с.20,24.

[26] Крестьянским общинам в эпоху сэнгоку в японской историографии посвящено немало работ. См. например Фудзики Хисаси. Мура то рёсю-но сэнгоку сэкай. Токио. 1999. Пример конфликта деревень из-за земельных угодий и водных ресурсов - ст.13 «РС».

Полный текст статьи: Полхов С. А. «Роккаку-си сикимоку» - свод законов периода «воюющих провинций»// Япония 2011. Ежегодник. М., «АИРО-XXI», 2011, с.181-222.

Полхов Святослав Александрович, кандидат исторических наук, сотрудник Центра японских исследований ИВ РАН
Последнее обновление ( 26.12.2012 г. )
 
« Пред.   След. »
Яндекс.Метрика
Институт Дальнего Востока РАН