Menu Content/Inhalt
Главная arrow Публикации arrow Политика arrow Стрельцов Д.В. Япония: итоги выборов председателей крупнейших политических партий
Стрельцов Д.В. Япония: итоги выборов председателей крупнейших политических партий Печать E-mail
09.10.2012 г.
Дмитрий Стрельцов

Во внутриполитической обстановке Японии произошли существенные перемены не только видимые, но и на первый взгляд незаметные. В обеих крупнейших партиях страны - Либерально-демократической и Демократической - прошли выборы председателя.

21 сентября на новый срок был переизбран действующий глава ДПЯ Ё.Нода. Трое его соперников, включая бывшего министра общих дел и коммуникаций К.Харагути, смогли заручиться поддержкой в общей сложности менее трети голосов.

После бегства из ДПЯ части сторонников И.Одзава Ноде удалось консолидировать вокруг себя партийные ряды и практически обеспечить свое переизбрание. Его соперники, не являющиеся сильными политическими фигурами, использовали главным образом тактику негативной мотивации, основанную на критике председателя ДПЯ за его неспособность избежать раскола. В своих выступлениях К.Харагути, например, призывал Ноду «взять на себя ответственность за неоднократное провоцирование раскола партии» [1].

Наибольшую проблему для Ноды представляла опасность для ДПЯ потерять большинство в нижней палате вследствие продолжавшегося бегства из нее действующих депутатов. Многие молодые парламентарии чувствовали себя крайне неуютно, предвидя неизбежную для себя неудачу на предстоящих выборах - теряющая популярность ДПЯ ассоциировалась у них с «тонущим кораблем». Между тем из ДПЯ достаточно было уйти еще десяти депутатам, и она теряла право единолично формировать правительство. В этих условиях Нода проявлял в своих предвыборных выступлениях крайнюю осторожность, опасаясь спровоцировать новые случаи дезертирства. По политически болезненному вопросу об участии в Транстихоокеанском партнерстве Нода избегал однозначно артикулировать свою позицию. Не высказывался он категорично и по вопросу о перспективах развития атомной энергетики. Иными словами, задача сохранения внутрипартийного баланса сил во многом лишила предвыборную кампанию важной функции, связанной с выявлением идейно-политических пристрастий кандидатов.

Стремление во что бы то ни стало сохранить партийное единство, пусть даже показное, наложило отпечаток и на кадровую политику Ноды после его переизбрания. Пост генерального секретаря ДПЯ сохранил за собой Акира Косииси, который считается политическим противником Ноды. Косииси неоднократно заявлял о необходимости сохранения партийного единства и примирения противоборствующих группировок. По меткому выражению газеты «Майнити», А.Косииси является ничем иным как «скобой», предотвращающей внутрипартийный раскол [2]. Однако многие высказали сомнения в этом кадровом решении: Косииси, имея тесные отношения с И.Одзава, не смог, тем не менее, предотвратить уход того из партии с группой своих сторонников.

Задаче поддержания баланса сил было подчинено и переформирование кабинета министров, которое предпринял Нода 1 октября. Лидер ДПЯ заменил более половины состава кабинета, оставив на своих постах лишь тех министров, которые впервые получили свой пост в июне этого года, либо занимаются наиболее важными вопросами государственной политики, требующей определенной преемственности (внешняя политика, оборона и макроэкономика). Однако несколько назначений в состав нового кабинета сразу же обратили к себе повышенное внимание. Прежде всего, определенное удивление вызвала кандидатура Макико Танаки, назначенной на пост министра образования и науки. Дочь одного из наиболее известных послевоенных премьер-министров, М.Танака получила скандальную известность, когда, будучи министром иностранных дел в первом кабинете Дз.Коидзуми, вступила в публичный конфликт со своими подчиненными и в результате лишилась должности. В 2009 г. Танака перешла в Демократическую партию и возглавляла уже после перехода власти к ДПЯ несколько профильных парламентских комиссий, включая комиссию по образованию, культуре, спорту, науке и технологиям. Многие обозреватели оценивают данное назначение как сигнал, направленный, скорее, во внешнеполитическую сферу. Речь идет о политических отношениях с Китаем, обострившихся вокруг территориального спора о принадлежности островов Сэнкаку. Считается, что у М.Танака сохранились хорошие неформальные связи с китайским руководством, унаследованные от отца, который ездил в 1972 г. восстанавливать отношения с Пекином. И хотя М.Танаке не доверили внешнеполитическое ведомство, в новом качестве она будет курировать культурные, образовательные и научные связи с Китаем, которые, как ожидается, позволят воссоздать доброжелательную атмосферу в двусторонних отношениях. Следует учесть также то обстоятельство, что именно министерство образования и науки имеет в своей компетенции сертификацию школьных учебников, которые стали камнем преткновения в отношениях с восточноазиатскими соседями Японии.

Другое резонансное назначение касается поста министра финансов. На него был направлен лично преданный Ноде Корики Дзёдзима, не имеющий в своем послужном списке ни одной должности, связанной с финансовыми вопросами. В данном назначении многие видят и укрепление правительства личными сторонниками Ноды, и его нежелание видеть во главе ведомства такого политика, который бы не вмешивался в работу бюрократии (а уж ей-то Нода, сам выходец из «финансового клана», полностью доверяет). Еще одним важным мотивом Ноды, очевидно, является стремление поставить во главе ведомства, которое готовит государственную политику в области налогообложения, политическую фигуру, способную договариваться с оппозицией. Дело в том, что Дзёдзима достаточно успешно работал до этого на посту председателя партийного комитета по парламентским делам и имеет хорошие личные связи с лидерами оппозиционных фракций.

На пост министра, отвечающего за государственную стратегию, был назначен политический тяжеловес Сэйдзи Маэхара, ранее занимавший должность председателя партийного Совета по политическим вопросам (СПВ). На новом посту Маэхара будет отвечать за проведение реформы социального страхования и налогообложения, которой кабинет Ноды намеревается уделять первостепенное значение. В свою очередь, новым руководителем СПВ стал другой видный деятель ДПЯ - Госи Хосоно, перешедший сюда с поста министра экологии. Как считают многие, Хосоно, представляющий новое поколение политиков и популярный среди молодых депутатов ДПЯ, сможет «очеловечить» ее предвыборную платформу, придав ей некое персонифицированное начало.

26 сентября выборы председателя прошли и в Либерально-демократической партии. Свои кандидатуры выдвинули 5 чел. Сперва из гонки вышел действующий глава партии С.Танигаки - представленная им фракция предпочла генсека Н.Исихару. Однако последнего не поддержали «партийные низы» - голосов местных организаций для победы ему не хватило для прохождения в следующий тур. В результате в финал вышли Синдзо Абэ, уже возглавлявший партию в 2006-2007 гг., и бывший министр обороны Сигэру Исиба. В первом туре больше голосов набрал С.Исиба, заручившийся поддержкой префектуральных партийных организаций. Однако во втором туре, исход которого определялся голосами депутатов парламента, с небольшим перевесом победу одержал С.Абэ. Таким образом, выборы показали отсутствие явных фаворитов, а их победитель стал таковым, по выражению газеты «Асахи», «в процессе отсева» [3].

Предвыборная кампания не выявила существенных различий между политическими платформами кандидатов. Практически все они выступали за усиление военного потенциала страны и признание права на коллективную самооборону, против «нулевого варианта» в развитии атомной энергетики, высказывали осторожную позицию по отношению к членству Японии в Транстихоокеанском партнерстве.

В своих экономических программах кандидаты предлагали вернуться к политике «укрепления национального потенциала» путем расширения общественных работ и накачивания экономики через инфраструктурные проекты бюджетными ассигнованиями. В целом выборы показали, что ЛДП находится в еще большей, чем прежде, зависимости от крупного бизнеса, заинтересованного в масштабных государственных программах стимулирования экономики. Во внешнеполитической же сфере ЛДП, которая всегда позиционировала себя как «общенациональная» политическая сила, отражающая широкий спектр взглядов - от леволиберальных до правонационалистических - совершила явный крен вправо. В ходе выборов в полной мере проявилась старая добрая фракционная политика - хотя ни С.Абэ, ни С.Исиба не возглавляли собственных фракций, именно фракционная поддержка помогла Абэ победить, в то время как его соперник не смог найти себе опоры среди лидеров крупнейших фракций. О силе политических традиций говорит и то, что все пятеро кандидатов представляли политические династии и являлись представителями категории «депутатов-наследников».

Обращает на себя внимание тот факт, что в решающей схватке сошлись те политики в лице С.Абэ и С.Исиба, которые позиционируют себя специалистами по вопросам национальной безопасности. На начальной стадии выборов оба они в полном объеме использовали благоприятную для себя политическую конъюнктуру, связанную с разгорающимися территориальными спорами с соседними Китаем и Южной Кореей. Уделяя дипломатическим и военным вопросам первоочередное место в своих предвыборных выступлениях, Абэ и Исиба заявили о твердой решимости защищать территориальный суверенитет Японии над островами Сэнкаку всеми имеющимися средствами [4]. Особенно отличился в использовании националистической риторики С.Абэ, который декларировал намерение добиваться изменения Конституции, пересмотра сделанного в 1993 г. заявления генерального секретаря кабинета министров Ё.Коно, признавшего факты насильственной сексуальной эксплуатации кореянок японскими военнослужащими в годы Второй мировой войны, а также заявления премьер-министра Т.Мураяма 1995 г., в котором тот высказывал извинения за агрессию Японии в отношении стран Азии.

Приход в ЛДП к власти С.Абэ, по мнению австралийского эксперта А.Мульгана, является «хорошей новостью» для ДПЯ [5]. Во многом это связано с тем, что Абэ закрепился в сознании многих японцев в качестве неудачника, который привел партию к провальным для нее выборам 2007 г. в верхнюю палату, а после выборов бесславно ушел в отставку, ссылаясь на проблемы со здоровьем. Сомнения вызывает и то, что японцы станут голосовать за «бренд Абэ», построенный главным образом на имидже «крутого парня», способного постоять за национальные интересы. Как известно, выдвинутая С.Абэ в бытность премьер-министром концепция «красивой страны» оставила равнодушной подавляющую часть избирателей, которых волновали прежде всего насущные проблемы бытия, и в первую очередь состояние экономики и вопросы пенсионного обеспечения, а отнюдь не внешнеполитическая повестка дня. Бесспорно, усиление националистических настроений в обществе в связи с обострением территориальных споров с соседями будет играть на руку Абэ в ходе предстоящих выборов, но хватит ли только этого для победы на них?

Выборы председателей крупнейших партий и переформирование кабинета министров не решили базовую проблему отсутствия в стране эффективного механизма законотворчества. Парламент остается «перекрученным», а дефицит стремления к сотрудничеству со стороны противоборствующих политических сил по-прежнему генерирует ситуацию перманентного политического кризиса. Выборы, как и следовало ожидать, не устранили как для ДПЯ, так и ЛДП проблему обеспечения внутрипартийного единства. Трещины в партийных рядах при известных обстоятельствах будут чреваты новыми расколами.

ДПЯ, как и ранее, сталкивается с недоверием к себе со стороны подавляющего большинства граждан страны - ее рейтинги не выросли даже после выборов, установившись, по разным оценкам, на уровне ниже 20%. Осложняет для демократов ситуацию и то, что С.Абэ заявил о твердом намерении добиваться роспуска парламента до конца этого года. С учетом того обстоятельства, что уровень поддержки ЛДП, в отличие от ДПЯ, после выборов слегка вырос, можно ожидать, что либерал-демократы, добиваясь роспуска, продолжат старую обструкционистскую тактику бойкотов и наскоков, что поставит под угрозу намеченные правительством на осень планы принятия дополнительного бюджета на нужды экономического восстановления. Можно ожидать, что оппозиция в полной мере будет использовать любые, даже самые мелкие просчеты кабинета министров. Например, одним из поводов для «наезда» на правительство станет банальный конфликт интересов - новый министр здравоохранения, благосостояния и труда В.Мицуи является владельцем нескольких частных клиник и домов для престарелых, регулирование деятельности которых входит в компетенцию возглавляемого им ведомства.

Ясно также и то, что ДПЯ, как и прежде, будет пытаться затормозить принятие закона о реформе избирательной системы с тем, чтобы не допустить досрочных выборов. Эта тактика неизбежно усугубит конфликт с оппозицией, что станет дополнительным фактором политической нестабильности в стране.

Дмитрий Викторович Стрельцов - заведующий кафедрой востоковедения МГИМО (У) МИД РФ, специально для Интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

1 Йомиури симбун 22.09.2012.

2 Майнити симбун 25.09.2012.

3 Асахи симбун 27.09.2012

4 Асахи симбун 27.09.2012.

5 http://www.eastasiaforum.org/2012/10/01/what-an-abe-prime-ministership-would-mean-for-japan

09.10.2012

Источник: http://www.ru.journal-neo.com/node/119122
Последнее обновление ( 26.12.2012 г. )
 
« Пред.   След. »
Яндекс.Метрика
Институт Дальнего Востока РАН