Menu Content/Inhalt
Главная

Attention!

XI ежегодная конференция Ассоциации японоведов (анонс)

XI ежегодная конференция Ассоциации японоведов
«Россия - Япония: полтора века великих трансформаций. К 150-летию революции Мэйдзи»

XI ежегодная конференция Ассоциации японоведов «Япония в эпоху великих трансформаций» состоится 20-21 декабря 2018 г.

Подробнее...
 
2018 Study Tour in Japan Program

2018 Study Tour in Japan Program for Young Russian Japanologists and Researchers in East Asian Studies

In December 2018 the Japan Foundation offers young russian Japanologists and researchers in East Asian studies to take part in study tour program with a visit to Japan.

Подробнее...
 
Трагедия на АЭС «Фукусима-1» глазами деятелей культуры Печать E-mail
18.11.2012 г.
Катасонова Е.Л., доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН

Кто-то из журналистов весьма образно назвал трагедию на АЭС «Фукусима -1» в Японии «землетрясением с ядерным зарядом». И в этом страшном образе - вся суть произошедшего. Сегодня, спустя полтора года, прошедшие после катастрофы, люди постепенно отходят от страшного шока, и повседневная жизнь в Японии возвращается в свое привычное русло, даже, несмотря на то, что опасные последствия катастрофы на АЭС в Фукусима пока еще продолжают вызывать огромную общественную тревогу. Но, тем не менее, как всякое национальное потрясение трагедия 2011 г. не могла бессследно исчезнуть из памяти людей. Они привела к переоценке многих ценностей, породила критические взгляды на пороки и проблемы общества и т.д., в том числе и среди художественной элиты.

Прежде всего, в этой связи обращает на себя внимание самое громкое и самое скандальное событие - слова когда-то культового писателя, а ныне политика и губернатора Токио Исихара Синтаро, который назвал постигшее Японию бедствие «божественной карой» за присущий японцам эгоизм. «Необходимо воспользоваться цунами, - сказал он, - чтобы смыть эгоизм, который подобно налету ржавчины, уже долгое время покрывает сознание японского народа[1]. И это говорил человек - баловень судьбы, когда-то олицетворявший новое поколение золотой молодежи - японских «детей солнца» (тайёдзоку).

Исихара - любитель и мастер эпатажа, и к этому уже привыкли японцы. Но данное заявление, прозвучавшее в дни национальной трагедии, было воспринято в обществе подобно взорвавшейся бомбе и подняло бурю возмущения. Политик в очередной раз вынужден был извиниться за столь свои, как всегда, опрометчивые слова. Известный исследователь Японии Иан Бурума пишет в этой связи: «Исихара в своейственной ему резкой манере облек в слова примитивное, но широко распространенное людское заблуждение - стремление видеть разумные мотивы в действиях сил природы»[2]. Но оправдана ли это безапеляционность политика, окрашенная изрядным духом цинизма, в столь неподходящее для критики общества время?

Об эгоизме современного поколения японцев, об их материальных интересах, превалирующих над духовными, о потере духа коллективизма и ростом индивидуализма, охватившем японское общество, много говорили и до Исихары и не только политики, причем, преимущественно, как и он, правого толка, но и деятели культуры. Достаточно сослаться на многочисленные высказания известного японского художника Мураками Такаси, который искренне сокрушается по поводу инфантилизма и душевной глухоты современного поколения японцев, отсутствия у них целей жизни и высоких духовных и эстетических идеалов. И вместе с тем общая беда заставила художника сразу же откликнуться на национальное бедствие большой благотворительной акцией. С целью сбора средств в помощь пострадавшим от землетрясения и цунами Мураками вместе с компанией Christie's организовал в Нью-Йорке аукцион картин под названием «Новый день: художники - Японии».

Начало торгов выглядело весьма впечатляющим: со вступительными словами приветствия к собравшимся обратился сам Мураками, а затем известный актер Кэн Ватанабэ, японцец по происхождению, живущий и работающий в США, прочел стихи, посвященные произошедшей трагедии. И только после этой небольшой, но весьма трогательной художественной прелюдии, началась ожесточенная борьба за предложенные лоты, которые в итоге все были проданы, причем в большинстве случае с превышением предварительных эстимейтов. Как признался впоследствии Мураками, эстимейты намеренно были занижены, чтобы подогреть активность покупателенесй и увеличить сумму помощи пострадавшим от стихийного бедствия.

Сам Мураками подготовил для аукциона четыре лота, и все они, как говорится, ушли с молотка за впечатляющими цены. Самым успешным из них стала большая работа с изображением любимого персонажа Мураками по имени DOB, озаглавленная «И тогда, и тогда, и тогда, и тогда, и тогда. Желтая вселенная» (2011), которая была продана за 780 тыс. долл. Всего за лоты было выручена сумма в 8 756 100 долл., не считая части комиссионных, которые аукционый дом также направил благотворительные цели [3]. Достигнутый результат произвел на художника большое впечатление, и он признался, что растроган успехом мероприятия[4].

Не менее остро на случившуюся трагедию отозвался прославленный японский писатель, лауреат Нобелевской премии в области литературы Оэ Кэндзабуро, который, несмотря на свой уже преклонный возраст, стал организатором акции протеста против использования в Японии атомной энергии. В этой акции, которая прошли 19 сентября 2011 г. в центре Токио под лозунгом «Прощай, Фукусима!» приняли участие более 60 тыс. человек. В их числе были и жители близлежащих к АЭС районов, и известные деятели культуры - композитор Сакамото Рюити, киноактер Ямамото Таро и др. Они призвали отказаться от использования атомной энергии в Японии, заявив, что в противном случае страна может превратиться в свалку радиоактивных отходов [5].

Важно отметить, что, эта акция была проведена в условиях, когда, по утверждению некоторых средств массовой информации, любые критические высказывания в адрес властей по поводу случившейся катастрофы на атомной АЭС подлежали негласное табу, в особенности на телевидении и в печати. Вот почему актер Ямамото Таро, который принял участие в митинге, написал в своем твиттере: «Знаете ли Вы, что в мире шоу-бизнеса и телевидения нельзя выступать против атомной энергии, иначе непременно потеряешь работу. Но я не могу молчать, пойду на митинг»[6]. Теперь трудно утверждат, сможем ли мы снова увидеть его на экране. Во всяком случае, известно, что организаторы заранее обратились к известным деятелям культуры с просьбой выступить на митинге. Однако те, несмотря на искреннее желания, вынуждены были отказаться от предложения, так как, по их словам, хотят продолжить работать[7].

Самого Оэ Кэндзабуро такого рода сомнения и тревоги не посещали, поскольку тема атомной катастрофы проходит через все творчество писателя, начиная еще с «Хиросимских записок», почти полувековой давности. Как бы ни завершилась катастрофа, которые мы сейчас переживаем, - сказал писатель в своем интервью французсой газете «Le Monde», - ее значение однозначно: история Япония вошла в новую фазу, и мы снова оказались под прицелом взглядов жертв ядерной катастроыф, этих мужчин и женщин, проявивших большое мужество в своем страдании ... По моему мнению, главный урок, который следует извлечь из Хиросимы, - это человеческое достоинство. Нужно выгравировать опыт Хиросимы в памяти человечества. Повторяя прежние ошибки, строить новые АЭС и подтверждать все ту же самую необдуманность по отношению к человеческой жизни - это худшее из предательств памяти жертв Хиросимы»[8].

Хорошо известно, что культура и искусство всегда остро реагируют на всякого рода природные катаклизмы и общественные потрясения, будь то землятрясения, экономический кризис или войны. Как отразится трагедия 11 марта 2011 г. в японской прозе, поэзии, живописи и других видах искусства пока трудно предугадать. Но то, что это обязательно произойдет, в этом нет никаких сомнений. Ведь вся история современной японской культуры со всей очевидностью указывает на это.


[1] Ведомости. 22.04.2011

[2] Там же

[3] http://artinvestment.ru

[4] http://artinvestment.ru

[5] http://www.scan-interfax.ru

[6] http://fukushima.net

[7] Там же

[8] Le Monde.16.03.2011.
Последнее обновление ( 18.11.2012 г. )
 
« Пред.   След. »
Реклама

Публикации & авторы Publications & authors

Публикации
Персоналии
******************
Publications
Persons
Яндекс.Метрика
Институт Дальнего Востока РАН