Menu Content/Inhalt
Главная
Зигзаги климатической политики Японии в 2009-2012 гг. Печать E-mail
19.11.2012 г.
Казаков О.И., н.с. Центра исследований Японии ИДВ РАН

С приходом к власти 30 августа 2009 г. Демократической партии Японии (ДПЯ), её лидер и премьер-министр страны Юкио Хатояма выступил с новым предложением по сокращению выбросов парниковых газов, которая была названа «Инициатива Хатоямы». В предвыборных обещаниях ДПЯ предполагалось сократить эмиссии парниковых газов к 2020 г. на 25% по сравнению с уровнями 1990 г., но официально на международном уровне Хатояма провозгласил свою инициативу в декабре 2009 г. в Копенгагене на 15-й Конференции ООН по изменению климата (COP15). Эта цель - более амбициозная, чем была заявлена правительством либерал-демократов по сокращению эмиссии на 8%.

Для реализации задачи 25%-го сокращения выбросов, помимо традиционного повышения энергоэффективности и внедрения «зелёных» технологий в энергоёмких секторах экономики, Япония, в частности, решила делать ставку на развитие атомной энергетики и электромобильного транспорта, которые обладают «нулевой» эмиссией парниковых газов. Однако бизнес-сообщество Японии, испытавшее на себе негативные последствия финансово-экономического кризиса 2008-2009 г., отнеслось к этой инициативе весьма настороженно.

Сокрушительный удар по Инициативе Хатоямы, которая оставалась в повестке дня ДПЯ и после его ухода с постов лидера партии и премьер-министра страны, нанесло Великое бедствие на Востоке Японии, из-за которого были остановлены действовавшие до 11 марта 2011 г. реакторы на японских АЭС, обеспечивавшие выработку порядка 30% электроэнергии в стране. По причине остановки АЭС японские электроэнергетические компании в целях пополнения нехватки энергии перешли на выработку тепловой энергии, что привело к увеличению эмиссии углекислого газа (CO2).

На СОР17 (ноябрь 2011 г.) посланник Японии выразил несогласие своей страны по поводу продления срока действия Киотского протокола от 1997 г, указав на то, что лишь 26% общего объёма эмиссии в мире регулируется Киотским протоколом. Он призвал к созданию более справедливых и эффективных соглашений, которые включали бы всех основных производителей парниковых газов. В то же время он отметил, что пока правительство пересматривает дальнейшую энергетическую политику Японии, среднесрочная цель страны по сокращению эмиссии на 25% по сравнению с уровнем 1990 г. остаётся неизменной.

Однако уже при подготовке к СОР18 (ноябрь 2012 г.), позиция Японии свелась к констатации того факта, что стране не удалось достичь первоначальной цели сокращения выбросов из-за отключений реакторов АЭС, а потому Японии необходимо выдвинуть перед международным сообществом новые цели по сокращению CO2.

Как представляется, Инициатива Хатоямы была одним из тех «популистских» обещаний демократов, на волне которых они победили на выборах в нижнюю палату парламента страны в 2009 г. Вероятно, позиция Японии станет более прагматической и будет заключаться в том, чтобы, с одной стороны, прилагать усилия по сокращению выбросов CO2, исходя из целей, сформулированных в национальном законодательстве, при этом продолжая поддерживать имидж Японии как «зелёной сверхдержавы», а с другой стороны, проводить реалистичную климатическую политику, не наносящую ущерба экономическому развитию страны, теряющей свои позиции на мировой арене в течение последних лет.
Последнее обновление ( 29.11.2012 г. )
 
« Пред.   След. »
Яндекс.Метрика
Институт Дальнего Востока РАН