Menu Content/Inhalt
Главная arrow Публикации arrow Экономика arrow Лебедева И.П. Япония в Восточной Азии: экономические аспекты
Лебедева И.П. Япония в Восточной Азии: экономические аспекты Печать E-mail
11.01.2013 г.

Япония в Восточной Азии: экономические аспекты

И.П. Лебедева

Прошедший в сентябре 2012 г. во Владивостоке саммит АТЭС наглядно показал, что Россия рассматривает экономическое сотрудничество со странами Азиатско-Тихоокеанского региона как один их главных факторов развития экономики Сибири и Дальнего Востока и перестройки системы внешнеэкономических связей страны в целом. Однако для того, чтобы оценить, насколько реальны шансы России использовать огромный потенциал роста этого региона и подключиться к происходящим в нем экономическим процессам, следует, прежде всего, отчетливо представлять масштабы и характер самих этих процессов. В данной статье речь пойдет о Восточной Азии - наиболее динамичной и наиболее приближенной к нашим дальневосточным рубежам части Азиатско-Тихоокеанского региона.

Как известно, в последнее десятилетие восточноазиатский регион превратился в эпицентр развития мировой экономики и мировой торговли. В то же время здесь наблюдается быстрое расширение и углубление процессов экономической интеграции, проявляющихся в опережающем росте внутрирегиональной торговли (сейчас ее доля составляет около 40 % в общем внешнеторговом обороте государств региона), расширении кооперационных связей между предприятиями разных стран, развитии системы внутриотраслевого и межотраслевого разделения труда. Этому способствовало заключение между странами региона двухсторонних и многосторонних соглашений о создании зон свободной торговли, ослабивших или снявших многие барьеры на пути свободного передвижения товаров, капиталов, людей и технологий.

В немалой степени быстрому экономическому развитию стран региона, повышению степени индустриализации их экономик, росту жизненного уровня населения содействовала Япония, а именно огромные инвестиции японских компаний в создание здесь сети современных промышленных предприятий, а также финансовая помощь государствам региона в сооружении разного рода объектов инфраструктуры, предоставленная японским правительством по линии ОПР (официальной помощи развитию).

К концу 2011 г. накопленный объем прямых инвестиций японских компаний в экономику восточноазиатских стран достиг 200 млрд. долл., из которых почти 2/3 (128 млрд. долл.) было вложено в обрабатывающую промышленность (в том числе в Китае - 48 млрд. долл., в АСЕАН - 43 млрд. долл., в НИЭ - 29 млрд. долл.) [1] . Общее число азиатских филиалов японских промышленных компаний составляет более 9,5 тыс., из них 3,8 тыс. расположены в Китае, 2,8 тыс. - в странах АСЕАН, 2,9 тыс. - в НИЭ. Эти предприятия дают работу 2,2 млн. человек и производят продукцию, стоимость которой эквивалентна примерно 40 % японского экспорта [2]. По нашим расчетам, производственный потенциал восточноазиатских филиалов равен 9-10% потенциала национальной японской промышленности. Если вспомнить, насколько огромна мощь последней, то можно легко представить, насколько ощутим вклад японского капитала в экономическое развитие региона.

Восточноазиатские филиалы используются японскими компаниями для расширения своей доли на местных рынках, для производства продукции на экспорт в третьи страны, а также для поставок в саму Японию. На местных рынках реализуется немногим более половины выпускаемой ими продукции, на экспорт направляется около 30 %, а порядка 20 % поставляется в Японию [3].

Филиальная сеть японских компаний в Восточной Азии включает предприятия самых разных отраслей промышленности, но во всех странах ее основу составляют предприятия машиностроения. На их долю приходится около 80 % общего объема производства восточноазиатских филиалов.

Благодаря притоку в регион японских прямых инвестиций и наращиванию производственного потенциала местных филиалов объемы торговли между Японией и ее восточноазиатскими партнерами стали быстро возрастать. В 1990-е- 2000-е годы темпы расширения торговли Японии со странами региона почти вдвое превышали темпы ее торговли с остальным миром, и в результате в 2011 г. доля Восточной Азии в японском экспорте достигла 52,8 % (433 млрд. долл.), а в японском импорте - 41,5% (354,2 млрд. долл.) [4].

При этом впечатляют не только объемы, но и сама структура товарооборота между Японией и Восточной Азией.

Во-первых, основная часть японского экспорта в этот регион (около 60 %) представлена машиностроительной продукцией, прежде всего - инвестиционного назначения (машинами, оборудованием, деталями, узлами, компонентами). При этом в Восточную Азию направляется около половины всего японского экспорта этой продукции.

Во-вторых, Восточная Азия поглощает более 2/3 общего объема японского экспорта разного рода промышленных полуфабрикатов, а доля этой продукции в общей стоимости японского экспорта в этот регион составляет более 1/3.

В-третьих, в группе инвестиционных товаров опережающими темпами растет экспорт промежуточной продукции - деталей, материалов и компонентов. Так, за 1998-2008 гг. объемы поставок этой продукции из Японии в страны АСЕАН и НИЭ возросли в два раза, а в Китай - в 4,8 раза. При этом, например, доля региона в японском экспорте IT деталей и компонентов составляет около 80%.

Что касается импорта Японии из стран Восточной Азии, то для него характерны следующие черты.

Во-первых, его также отличает высокий удельный вес продукции машиностроения (около 40 % общей стоимости), а доля стран региона в общем объеме импорта Японией этой продукции превышает 70 %.

Во-вторых, около 1/3 импорта машиностроительной продукции инвестиционного назначения - это различные детали, узлы и компоненты, предназначенные для сборочных производств японской промышленности. Объемы поставок этой продукции быстро нарастают (так, поставки из Китая за 1998-2008 гг. увеличились в 5,5 раз). При этом доля стран региона в японском импорте IT деталей и компонентов достигает 85-90%.

В-третьих, страны Восточной Азии стали для Японии основным поставщиком машиностроительной продукции потребительского назначения (так, на них приходится более 90 % ввоза Японией бытовой техники и электроники). Подавляющая часть (более 80%) импорта разного рода товаров повседневного спроса также поступает в страну из Восточной Азии [5].

Огромные объемы товарооборота между Японией и странами Восточной Азии, а также структура товарообмена между ними позволяют сделать следующие выводы. С одной стороны, страны Восточной Азии стали для Японии не только главным, но и весьма зрелым экспортным рынком, потребности которого уже вполне «доросли» до высокого уровня качества и технической сложности, воплощенных в продукции японской промышленности. С другой стороны, японский внутренний рынок, который на протяжении многих десятилетий оставался закрытым для иностранных товаров (из-за существования разного рода формальных и неформальных барьеров), все больше и больше открывается для продукции, произведенной в странах Восточной Азии, и все возрастающую долю своих потребностей удовлетворяет именно за счет азиатских товаров.

В целом же приведенные данные свидетельствуют о том, что в восточноазиатском регионе происходит быстрое расширение и углубление разделения труда между азиатскими и японскими предприятиями, развиваются процессы внутриотраслевой и межотраслевой специализации и кооперации, в центре которых находится машиностроение.

 В последние годы процесс разделения труда между Японией и Восточной Азией вступил в новую стадию - стадию формирования системы оптимального размещения производства в масштабах всего восточноазиатского региона с учетом конкурентных преимуществ, существующих в каждой стране.

Свидетельством движения в направлении формирования такой системы являются многочисленные случаи закрытия японскими компаниями своих предприятий в одних странах и открытия - в других, усиление концентрации производства как готовых изделий, так и промежуточной продукции на определенных предприятиях или в определенных районах, сокращение поставок из Японии деталей и материалов в одни страны и увеличение - в другие, изменение позиций отдельных восточноазиатских стран в японском импорте готовой и промежуточной продукции и т.д. В частности, в самое последнее время в связи с ухудшением японо-китайских политических отношений некоторые японские бизнесмены серьезно изучают вопрос о прекращении своей деятельности в Китае и переносе предприятий в страны Юго-Восточной Азии (включая Вьетнам, Камбоджу и даже Мьянму).

Показателем особой значимости восточноазиатской производственной базы для японской экономики и свидетельством углубления взаимозависимости между ними является и приход в Восточную Азию тысяч мелких и средних японских фирм. Среди них есть как субподрядчики крупных компаний, пришедшие сюда по призыву своих головных фирм, так и независимые предприятия, стремящиеся использовать местные конкурентные преимущества, чтобы придать «второе дыхание» своему бизнесу или открыть новое дело. Примечательно, что из 8 тыс. зарубежных филиалов, принадлежащих мелким и средним японским промышленным фирмам, 6,8 тыс. (85%) расположены в Восточной Азии [6].

Как отмечалось выше, приток в Восточную Азию японских прямых инвестиций и создание здесь тысяч филиалов японских компаний способствовали ускорению экономического развития стран региона, повышению степени индустриализации их экономик, росту жизненного уровня населения и т.д. Однако обратной стороной этого процесса является то, что по мере увеличения производственного потенциала восточноазиатских стран и повышения технического уровня местных предприятий происходит постепенное ослабление позиций Японии не только в торговле стран региона с внешним миром, но и во внутрирегиональной торговле. Так, доля Японии в экспорте из региона конечной продукции электромашиностроения за 2000-е гг. сократилась с более чем 50 % до 10 %, а доля Китая, напротив, увеличилась с 15 % до более чем 50 %. Тот же порядок цифр характеризует и ситуацию в области экспорта конечной продукции общего машиностроения: за тот же период доля Японии сократилась с более чем 60 % до 14 %, а доля Китая возросла с 2-3 % до почти 50 % [6].

Что же касается внутрирегиональной торговли, то здесь происходит постепенное снижение доли Японии во внутрирегиональных поставках промежуточной продукции машиностроения (деталей и компонентов), а темпы нарастания обмена этой продукцией между самими восточноазиатскими странами намного превосходят интенсивность обмена между ними и Японией. Кроме того, в результате повышения доходов населения восточноазиатских стран постепенно снижается и роль Японии как потребителя конечной продукции, производимой в регионе. И если еще в начале 2000-х годов она была основным центром потребления этой продукции, то сейчас она импортирует ее практически в тех же объемах, что и Китай и АСЕАН.

Иными словами, импульсы к экономическому развитию восточноазиатских стран во все возрастающей степени исходят от самих этих стран, в то время как позиции Японии как производителя, экспортера и потребителя многих видов промышленной продукции постепенно ослабевают.

Однако, отмечая эту тенденцию, следует иметь в виду следующие два обстоятельства. Во-первых, свои позиции «мировой фабрики» Япония уступает восточноазиатским странам, прежде всего, Китаю, добровольно. При этом японские компании переводят на свои местные филиалы в основном производство продукции с невысокой долей добавленной стоимости и применяют здесь уже «отработанные» технологии с тем, чтобы за счет использования местных конкурентных преимуществ сохранить свою долю на мировых рынках и в мировом производстве. Во- вторых, речь может идти лишь об относительном ослаблении позиций Японии. Ведь передавая этим странам «нижние этажи» своей промышленности, Япония в то же время осваивает производство наиболее сложных, высокотехнологичных продуктов, воплощающих последние достижения мирового НТП, и сохраняет при этом свое огромное превосходство над ними по качественным составляющим промышленного комплекса, таким как технический уровень производственного аппарата, научно-исследовательский потенциал, качество и номенклатура производимых товаров, уровень производительности труда, показатели энерго- и материалоемкости и т.д.

В целом же очевидно, что формирование в Восточной Азии рынка с огромным потенциалом спроса как на инвестиционные, так и на потребительские товары открывает новые возможности не только для компаний, ведущих здесь свой бизнес, но и для национальной японской промышленности. Речь идет, в частности, о возможностях значительного расширения инвестиционного спроса, связанного с реализацией в регионе крупных инфраструктурных проектов, а также проектов в области энергосбережения и защиты окружающей среды, т.е. в тех сферах, где позиции японских компаний особенно сильны. Для малого бизнеса Японии новые возможности создает постепенное повышение жизненного уровня населения в странах региона, и, в частности, расширение слоя людей, относящихся к среднему классу. И хотя понятие «средний класс» применительно к странам Восточной Азии с точки зрения количественных и качественных характеристик далеко не соответствует представлениям о среднем классе в Японии и развитых странах в целом, на основе тщательного изучения особенностей спроса средних слоев в каждой из стран региона японские компании вполне могли бы «оседлать» заложенный в нем потенциал роста.

Наконец, в самое последнее время в Японии все чаще говорят о том, что новым полем деятельности для мелких и средних японских фирм - как в самой Японии, так и в странах Восточной Азии - могло бы стать производство товаров, предназначенных для удовлетворения спроса слоев населения, объединяемых в категорию BOP (Basе of Pyramid), т.е. огромной группы людей с невысокими доходами, на которую приходится основная часть потребительских расходов населения в странах этого региона.

Таким образом, у дальневосточных рубежей России происходит формирование мощной производственной системы, объединяющей страны разного уровня развития (Японию, НИЭ, Китай, АСЕАН) и основанной на углублении разделения труда между ними, развитии межотраслевой и внутриотраслевой кооперации. Причем, в последнее время к этой системе начали подключаться и наиболее отсталые страны региона (например, Камбоджа и Мьянма).

Как было показано выше, материальную основу для развития этой системы создают главным образом японские инвестиции и японские технологии. Поэтому для ответа на вопрос, может ли Россия вписаться в процессы, происходящие в восточноазиатском регионе в последние 15-20 лет, необходимо, прежде всего, оценить степень привлекательности нашей страны для японских инвесторов.

По данным Всемирного банка Россия занимает лишь 120(!) место среди 183 стран по простоте ведения бизнеса. Это говорит о том, что до сих пор у нас не созданы условия, привлекательные для иностранных инвесторов. В частности, что касается японских предпринимателей, то их сдерживают чрезмерное административное вмешательство, коррупция, нестабильность законодательной базы, произвольное толкование законов органами власти, сложные таможенные и иммиграционные процедуры, отсутствие необходимой инфраструктуры и т.д. О низкой инвестиционной привлекательности нашей страны красноречиво говорит и продолжающийся масштабный отток капитала (за первые 10 месяцев 2012 г. превысивший 60 млрд. долл.).

В этой связи представляется, что, несмотря на благие пожелания, в ближайшие годы российский Дальний Восток вряд ли сможет стать полноправным участником процессов, происходящих в Восточной Азии, и изменить характер своих торгово-экономических связей со странами региона. Конечно, определенные выгоды Россия может получить, так как очевидно, что быстрый экономический рост восточноазиатских экономик будет сопровождаться дальнейшим расширением спроса на сырье и топливо. Но ведь на дворе ХХI век, и такая страна, как Россия просто не может позволить себе довольствоваться ролью сырьевого придатка бурно развивающегося восточноазиатского региона.

Как известно, на последнем саммите стран Восточной Азии (состоявшемся в ноябре 2012 г.) среди прочего обсуждался и вопрос о заключении договора о создании гигантской зоны свободной торговли, которая будет включать помимо 10 стран АСЕАН еще 6 государств (Японию, Китай, Индию, Южную Корею, Австралию и Новую Зеландию) - RCEP (Regional Comprehensive Economic Partnership). Поскольку основная идея этого проекта - ослабление зависимости стран региона от стагнирующих западных экономик, он, по сообщениям прессы, находит среди них гораздо большую поддержку, чем продвигаемая США концепция ТРР (Trans-Pacific Partnership) [7]. Очевидно, что в случае успешного завершения переговоров по RCEP в регионе будут созданы условия не только для ускорения экономического роста и внешней торговли, но и для дальнейшего расширения и углубления процессов экономической интеграции. Участие России в этом проекте, к сожалению, не предусматривается.

[1] Тёкусэцу тоси (сисан) дзандака. Гёсюбэцу тиикибэцу (Накопленный объем прямых инвестиций по отраслям и регионам) www.boj.or.jp/en/statistics/

[2] Цусё хакусё (Белая книга по внешней торговле). 2010, p.171; Trends in Overseas Subsidiaries. METI. June 2009, p.1.

[3] Trends in Overseas Subsidiaries. METI. June 2009, p.1.

[4] www.jetro.go.jp/

[5] 2011 JETRO Global Trade and Investment Report, p.118, 119.

[6] Цусё хакусё. 2010, с. 171-175.

[7] Japan Today. November 19, 2012.
 
« Пред.   След. »
Яндекс.Метрика
Институт Дальнего Востока РАН