Menu Content/Inhalt
Главная arrow Публикации arrow Культура arrow Кужель Ю.Л. Пространство японского кукольного театра
Кужель Ю.Л. Пространство японского кукольного театра Печать E-mail
13.02.2013 г.

Пространство японского кукольного театра

Кужель Ю.Л.

Многовековая история развития кукольного театра Японии неразрывно связана с усовершенствованиями в области театрального пространства - сценического и зрительского. Кукольный театр пришёл к нынешней сцене через ряд модификаций. От примитивного ящика бродячего кукольника до сложной функциональной сцены постоянных театров пролегал долгий путь.

Первые бродячие кукольники устраивали свои представления прямо в открытом поле недалеко от дороги. Откровенно природная среда служила театральным пространством на заре формирования кукольного зрелища, едва отделившегося от ритуального. Переход кукловодов к оседлому образу жизни, их выбор постоянным местом обитания синтоистских и буддийских храмов способствовал переосмыслению архитектурного и театрального пространства, структура которого уже формировалась из естественного.

В XVII в. кукольные театры стали создаваться в городских кварталах - Сидзёгавара (Киото), Дотомбори (Осака), где они становились частью художественной среды, формирующей эстетические принципы. Появление постоянных театров как культурных заведений, мест отдыха и развлечений было сопряжено не только с поисками в области содержания, его сценического воплощения, но и с исканиями архитектурной формы сцены и собственно театрального здания. Архитектура здания приближалась к нормам традиционной образности. В нём или расположенном рядом помещались театральные службы, хранился реквизит - протекала закулисная жизнь, невидимая зрителю. В японском кукольном театре того времени отсутствовали боковые кулисы или же пристраивалась левая кулиса, которая отгораживалась от зрительного зала материей с эмблемой театра. Над ней на уровне нижнего края крыши основного здания возводился навес. Та часть сцены, которая непосредственно выходила в зрительный зал, резко контрастировала со всей постройкой. Выносная часть сцен, авансцена, не перекрывалась. Она представляла собой вытянутый прямоугольный ящик с декорированной передней стенкой. Позже и боковые перегородки стали прекрасным полем приложения мастерства художников. Декоративные композиции, которые в те времена украшали раздвижные перегородки в доме и ширмы, нашли своё место и в оформлении авансцены. Сюжетные мотивы самые разнообразные: это и изображения резвящихся на фоне природы животных, и растительный орнамент. Цветовая организация достаточно сложна, насыщенна, экспрессивна благодаря преобладанию красного и чёрного цветов.

В углу авансцены могли устанавливаться небольшие по размерам декорации, как правило, макеты замков. С помощью привлечения реквизита сцена указывала место, где происходит действие. Элементы изобразительного и декоративного искусства органично вошли в структуру сценического пространства. Сценография, несмотря на свою простоту и лаконичность, служила целям создания образного пространства, отличающегося от природного.

В XVIII в. окончательно сложился тип сцены, сохранившийся почти в неизменном виде до настоящего времени. Первая низкая перегородка чёрного цвета «сан-но тэсури» тянется вдоль сцены перед занавесом «дзёсики маку». Практического применения ей нет, если не считать, что она закрывает нижнюю часть занавеса, с открытием которого зрителю становятся видны остальные две перегородки - «ни-но тэсури» и «ити-но тэсури», или «хонтэ». Если средняя перегородка находится в непосредственной близости от «сан-но тэсури», то последняя - в глубине сцены. Между второй и третьей перегородками - основное пространство «фунадзоко», где происходят эпизоды вне дома, а на уровне третьей перегородки - в доме, поэтому за ней сцена приподнята, как в японском жилище. Кукловоды свободно перемещаются по сцене через специальные проходы «отоси».

Между 1727-1758гг. произошла настоящая революция в техническом оснащении сцены кукольного театра, в её машинерии. В 1727г. монтируется подъёмная сцена, в 1744г.- люк для поднятия актёров из-под сцены, в 1757г. подъёмная сцена разделяется на три независимые секции, а в 1758г. изобретается поворотный круг. Вращающаяся сцена позволяла показать непрерывность и последовательность действий, их логичность распределения в пространстве и времени. (Её изобрёл Намики Сёдзо).

По мере развития сценического пространства менялось и место для рассказчика «дзёрури юка» (или просто «юка», позже «буммаваси», или «маваси»). Вначале, когда сцена была маленькой, рассказчик сидел вне её, часто за перегородкой, но так, чтобы кукловод с куклами всегда находился в поле его зрения. Примерно в 70-х годах XVII в., когда позволили размеры сцены, рассказчика поместили в её глубине на возвышение; от зрителей его отделяла бамбуковая шторка, которая открывалась в особо важные моменты действия. С 1728г. место ведущего и музыканта - с правой стороны сцены на специальной платформе. Если по ходу пьесы необходимо участие в действии нескольких рассказчиков и музыкантов, к ней пристраивают ещё одну такую платформу. Крутящаяся сцена-платформа разделена посередине экраном, обтянутым со стороны зрителей бумагой золотого цвета, с обратной - серебряного. Экран обрамлён чёрной рамой.

С 1956г. спектакли кукольного театра шли в театральном здании Асахи-дза (1000 мест) в Осака, архитектура которого включает элементы, характерные для традиционного театрального зодчества, а также в Малом зале Государственного театра Кокурицу гэкидзё в Токио (630 мест), сооружённого в 1966г. в стиле древних деревянных построек. В 1984г. в Осака на государственные средства построено специальное здание для кукольного театра Кокурицу Бунраку гэкидзё (архитектор Курокава).

Новый театр находится недалеко от старого театрального района Дотомбори. Таким образом, соблюдены традиции расположения театра в определённых частях города, которые издавна считались средоточием культурной жизни. Но сейчас этот район оказался чуть ли не в центре Осака, и проблемы большого города не могли не сказаться как при строительстве, так и при эксплуатации здания. С трёх сторон театр окружён улицей без тротуара. Кроме того, близко проходит скоростная магистраль. Проектировщики задумали вписать театр в план современного города, не имеющего в этой части зоны отдыха, где он мог бы быть расположен более гармонично.

Ставя перед собой задачу построить не только удобное функциональное театральное здание, но и связать его с городской средой, вернулись к традиции крытых галерей, опоясывающих постройку. Во времена Эдо подобные сооружения предназначались для встреч, здесь протекала активная городская жизнь, можно было и укрыться от дождя. По словам архитектора Курокава, он преследовал цель придать постройке «человеческий характер», связав её через крытую галерею /срединное пространство/ с городом.

Замысел состоял в том, чтобы включить в современное здание традиционные черты театральной архитектуры. Но это возрождение не должно было носить формальный характер. Проект предусматривал заимствование на новой основе архитектурных форм эпохи Эдо. В нём нашли конкретное воплощение приёмы, характерные для периода расцвета кукольного искусства. Прежде всего, это «ягура», выступающая в верхней части фасада, её фронтон ломаных очертаний выполнен в духе традиционной архитектуры.

Чистота кубической формы здания, его геометрическая выверенность, чёрно-белая облицовка придают всему сооружению графическую ясность. Строгий объём не лишён нарядности, которая создаётся горизонтально-вертикальной разбивкой чёрно-белых ленточных поясов. Этот цветовой ритм насыщает постройку экспрессией. Здание (3-й,4-й,5-й этажи) почти без оконных проёмов: в фасадной части их пять.

Ощущение традиционности постройки ещё больше усиливается во внутренней части театра. Это, прежде всего, обращение к такому элементу национальной архитектуры, как решётка, которой отгорожены лестничные пролёты. Привлекают внимание символические, простые по форме, деревянные, окрашенные в красный цвет ворота, ведущие в зрительный зал, - традиционные для японской храмовой архитектуры, в данном случае имеющие чисто декоративное назначение, а также дверные ручки в виде полумесяца, напоминающие ручки на раздвижных перегородках фусума во дворце Кацура.

Рисунок пола фойе тоже вызывает ассоциации с традиционным покрытием татами (маты из рисовой соломы). Видимо, исходя из принципов стандартизации, размер татами взят в качестве модуля. Рисунок пола подобен декору потолка, в котором сделаны отверстия для освещения. Горизонтальная разбивка плоскостей стен вестибюля перекликается со стеклянными лентами дверей и проёмами между ними.

Идеей показать связь с искусством Эдо пронизано и оформление зрительного зала. Это прослеживается и в декоре потолка, и в чёрной окраске нижней части стен, как бы опоясывающих зрительный зал в виде ограды отделявшей в старые времена театр от пространства улицы, и обивке стульев полосатой тканью, традиционной в эпоху Эдо. В обшивке стен зала соблюдён тот же принцип горизонтальной разбивки, что и в фойе.

Вынося игру актёра с куклой на «ханамити», можно решить сложные композиционные задачи: показать уход героя, его странствия, продемонстрировать параллельные сцены. Включение дополнительной площадки превращает спектакль в театральное действие, насыщенное сложными элементами, делает его режиссёрским. Использование такого прохода в партер даёт возможность контакта со зрителем, который вовлекается в стихию театрального действия. Актёр, находясь в непосредственной близости с залом, мобилизует всё своё мастерство, показывает, на что он способен в минуты наивысшего творческого подъёма.

Сценография кукольного спектакля наших дней по сравнению со старой более разнообразна и живописна. Наметившийся ещё в XVII в. переход от лаконичных форм к более полным и сложным, активно проявился в современном театре. Декорации сцены - это уже не просто макеты замков, жилищ, а вполне реальные, крупные сооружения, которые точно вводят в ситуацию времени. Их внешний вид и внутреннее убранство вполне соответствуют объекту изображения. Натянутые на раму росписи на полотне, являющиеся характерной чертой японских декораций, отличаются высоким мастерством исполнения.

Конструкция сцены обусловливает метод вождения кукол тремя кукловодами. Наличие достаточно большого сценического пространства, свободное перемещение по нему способствует полному выявлению возможностей кукловодов, даёт простор и для оформления сцены. Система перегородок помогает строить спектакль с выведением героев на разные пространственные уровни. Архитектура кукольной сцены японского театра рассчитана на игру актёров с куклами.
 
« Пред.   След. »