Menu Content/Inhalt
Главная arrow Публикации arrow Политика arrow Малашевская М.Н. Концепция «Пяти упущенных возможностей»
Малашевская М.Н. Концепция «Пяти упущенных возможностей» Печать E-mail
20.03.2013 г.

Концепция «Пяти упущенных возможностей»: российско-японские отношения 1985-2001 годов в оценках Того Кадзухико

М.Н. Малашевская, аспирант, Восточный факультет СПбГУ

Того Кадзухико (род. 1945 г.), бывший японский дипломат, занимавшийся отношениями Японии и СССР, а затем Японии и России, в настоящее время профессор ряда японских и зарубежных университетов, исследователь. В 2007 году он издал книгу по истории советско-японских и российско-японских отношений после 1945 года «Секретные переговоры по вопросу Северных территорий. Пять упущенных возможностей» [1].

К.Того служил во внешнеполитическом ведомстве Японии с 1968 по 2002 год, когда был вынужден уйти в отставку и фактически бежать за границу из-за скандала вокруг деятельности «группы М.Судзуки», с которой он был тесно связан в 1990-е годы.

К.Того в упомянутой выше книге детально рассматривает советско-японские и российско-японские отношения в период с 1985 по 2001 год. Он рассматривает особенности дипломатического диалога между двумя странами, выделяя так называемые «пять упущенных Японией возможностей» «вернуть» спорные острова (южную часть Курильского архипелага) и заключить мирный договор. При этом К.Того предлагает нетрадиционную трактовку истории отношений между двумя странами и объединяет события 1985 - 2001 гг. в целостную картину. Акценты расставлены таким образом, что основными «виновниками» не-разрешения спорных с СССР и затем Российской Федерацией вопросов видятся японские политики.

К.Того считает, что японский МИД дважды упустил шанс продвинуться в переговорах с новым руководством СССР в период с 1985 по 1991 годы, когда страна претерпевала структурные изменения под началом М.С.Горбачева. В 1985 - 1987 гг. произошли позитивные изменения в диалоге двух стран: новый глава МИД СССР Э.А.Шеварднадзе 15-19 января 1986 года посетил Токио, а его японский визави Абэ Синтаро нанес ответный визит в Москву в мае того же года. Вскоре в МИД Японии началась подготовка визита М.С.Горбачева в Японию, запланированного на 1987 год. Однако из-за решения Японии присоединиться к американской программе «Стратегическая оборонная инициатива» [2], скандала вокруг одной из компаний-партнеров Тосиба и высылки японского военного атташе [3], отношения между СССР и Японией вновь осложнились, визит главы СССР был отложен. Это был первый случай, когда Япония упустила шанс продвинуться на советском направлении, т.е. эти события стали первой «упущенной возможностью».

Визит бывшего премьер-министра Японии Накасонэ Ясухиро в СССР летом 1988 года стал поворотным моментом в диалоге двух стран и открыл новое «окно возможностей». Однако, на встрече Э.А.Шеварнадзе и его японского визави Уно Сосукэ в январе 1989 г. в Париже на конференции по вопросу запрещения химического оружия японский министр иностранных дел заявил, что визит М.С.Горбачева в Японию не будет иметь успеха, если не будет дан импульс к разрешению проблемы территориального размежевания между двумя странами. Э.А.Шеварнадзе отреагировал крайне негативно. 24 января 1989 г. в газете «Известия» был опубликован документ «Официальная позиция МИД СССР. Претензии, лишенные основания» с резкой критикой неправомерных претензий Японии. К.Того считает заявление С.Уно недальновидным и задавшим неблагоприятный тон диалогу СССР и Японии, вследствие чего Япония вновь упустила шанс.

Визит президента СССР в Японию состоялся 16-19 апреля 1991 г. М.С.Горбачев посетил Токио - глава СССР впервые официально признал наличие неразрешенного территориального спора между странами [4]. Однако результаты визита не имели решающего значения, так как положение М.С.Горбачева в СССР было крайне неустойчивым.

К.Того называет очередным «окном возможностей» токийские переговоры на высшем уровне 10-13 октября 1993 г.. Вторая статья «Токийской декларации о российско-японских отношениях», подписанной президентом Б.Н.Ельциным и премьер-министром Японии Хосокава Морихиро, отразила настроения политической элиты России: «необходимость преодоления в двусторонних отношениях тяжелого наследия прошлого»[5]. Российский президент выражал готовность пойти на значительные уступки Японии. К.Того считает, что визит Б.Н.Ельцина в Токио заложил новое основание российско-японскому диалогу [6]. Однако после выборов в Государственную Думу в декабре того же года, президент России вынужден был изменить риторику в отношении Японии, и диалог был приостановлен на четыре года. Результаты токийских переговоров во многом были утрачены, «окно возможностей» для Японии закрылось.

Новой возможностью для Японии, по мнению К.Того, стали «встречи без галстуков» президента Б.Н.Ельцина и премьера Хасимото Рютаро 1997-98 годов. К.Того считает встречу в Красноярске в ноябре 1997 г. очередным шансом для Японии взять инициативу в свои руки. Он говорит о больших ожиданиях представителей японского МИДа, правительства, деловых кругов, широкой общественности после заявлений Б.Н.Ельцина о необходимости заключения мирного договора до конца 2000 года, хотя эти заявления стали для японской стороны «сюрпризом» [7].

Основываясь на договоренностях в Красноярске, МИД Японии начал активную работу по подготовке базы для заключения мирного договора и разрешения вопроса территориального размежевания. Хотя, по мнению К.Того, японская сторона не смогла своевременно воспользоваться личными дружескими отношениями президента России и премьера Японии. Несмотря на разносторонний «план Ельцина-Хасимото», предполагавший экономическое, культурное, социальное сотрудничество Японии и России, в 1999 г. внутриполитическое положение в России вновь изменилось - в связи с этим «окно возможностей» для Японии в очередной раз закрылось.

Следующее и последнее «окно возможностей» К.Того связывает со встречей премьер-министра Мори Ёсиро и президента Российской Федерации В.В.Путина в Иркутске 25 марта 2001 г., результатом которой стало «Иркутское заявление президента Российской Федерации и премьер-министра Японии о дальнейшем продолжении переговоров по проблеме мирного договора» [8]. Эта встреча стала итогом напряженной семимесячной работы российских и японских дипломатов по вопросу заключения мирного договора и разрешения территориальных разногласий, когда стороны были готовы искать компромиссное решение. К.Того, на тот момент директор Департамента по европейским и азиатским делам, принимал активное участие в длительном переговорном процессе. Самая активная работа по подготовке заключения мирного договора началась после официального визита президента Российской Федерации в Токио в сентябре 2000 г. и достигла своего пика на встрече в Иркутске. К.Того полагает, что тогда «острова были ближе всего [к Японии]» [9].

Однако в апреле 2001 г. Мори Ёсиро подал в отставку, и на посту премьера его сменил Коидзуми Дзюнъитиро, который избрал более жесткий в отношении России внешнеполитический курс. Японская дипломатия вернулась к традиционной риторике, что откинуло переговорный процесс назад. «Окно возможностей» закрылось.

 

[1] 東郷和彦. 北方領土交渉秘録. 失われた五度の機会. - 東京: 新潮社, 2007. - 430 р.

[2] History of the United States' Strategic Defense Initiative (SDI) // URL: http://www.school-for-champions.com/sdi.htm (дата обращения 21.11.2012)

[3] Togo Kazuhiko. Japan's Foreign Policy 1945-2003: The Quest for a Proactive Policy. - Leiden, Boston: BRILL, 2005. - Р.244

[4] Из Совместного советско-японского заявления от 18 апреля 1991 г. // Совместный сборник документов по истории территориального размежевания между Россией и Японией (на русском и японском языках)// МИД Российской Федерации, МИД Японии - сент. 1992. - С.49

[5] Токийская декларация о российско-японских отношениях // Новое издание совместного сборника документов по истории территориального размежевания между Россией и Японией. 2001 год. URL: http://www.ru.emb-japan.go.jp/RELATIONSHIP/MAINDOCS/docs_new.html#1 (дата обращения 14.01.2012)

[6] 東郷和彦. 北方領土交渉秘録. - С.179

[7] Там же. - С.241

[8] Иркутское заявление президента Российской Федерации и премьер-министра Японии о дальнейшем продолжении переговоров по проблеме мирного договора. URL: http://www.ru.emb-japan.go.jp/RELATIONSHIP/MAINDOCS/IrkutskoeZayavlenie.html (дата обращения 18.01.2012)

[9] 東郷和彦. 北方領土交渉秘録. - С. 360, 363
 
« Пред.   След. »
Яндекс.Метрика
Институт Дальнего Востока РАН