Menu Content/Inhalt
Главная arrow Публикации arrow Политика arrow Добринская О.А. Японо-американские отношения во внешней политике ДПЯ
Добринская О.А. Японо-американские отношения во внешней политике ДПЯ Печать E-mail
28.06.2013 г.

Японо-американские отношения во внешней политике ДПЯ

О.А. Добринская

Приход к власти в Японии Демократической партии cтал испытанием для японо-американских отношений. Правительство, возглавляемое Ю.Хатояма, обозначило желание добиваться для Японии равноправия в рамках союза с США. Символом этого должны были стать завершение дозаправочной миссии сил самообороны в Индийском океане, пересмотр договоренности 2006 г. о переносе авиабазы Корпуса морской пехоты США Футэмма из г.Гинован в г.Наго в префектуре Окинава и др. Негативные последствия для функционирования альянса имело и намерение Ю.Хатояма ограничить влияние бюрократии на процесс принятия политических решений.

Вашингтон охотно принял во внимание идею достижения равноправия в союзе. Однако если в глазах японцев равноправие означало повышение права голоса в определении направлений деятельности альянса, то для США это подразумевало, прежде всего, рост военных обязательств их азиатского союзника.

Администрация Б.Обамы сразу обозначила особое внимание к вопросу передислокации авиабазы Футэмма. Решение ДПЯ о пересмотре существующих планов вызвало непонимание в Вашингтоне, однако позже американцы смягчили тон и дали понять, что не собираются давить на новый кабинет.

В преддверии визита Б.Обамы американцы решили форсировать переговоры по переносу базы. Япония была первой остановкой в ходе азиатского турне президента и провал переговоров в Токио, безусловно, бросил бы тень на региональную политику Вашингтона. С целью подготовки визита Японию посетил министр обороны Р. Гейтс, который жестко дал понять, что при несоблюдении договоренности по переносу базы о переводе морских пехотинцев на Гуам не может быть речи. Этот визит впервые явно продемонстрировал, что японо-американские противоречия вышли наружу, и разногласия приняли публичный характер.

Для того чтобы снять остроту проблемы, было решено перевести тему базы Футэмма в формат обсуждения рабочей группы, а в ходе визита уделить внимание другим вопросам, таким как нераспространение ядерного оружия и борьба с глобальным потеплением.

На саммите премьер-министр Ю.Хатояма официально сообщил своему партнеру о скором завершении миссии в Индийском океане. Свое решение он объяснил стремлением найти вариант, позволявший содействовать борьбе с терроризмом «по-японски», то есть с упором на невоенную помощь [1]. На эти цели было решено направить около 5 млрд. долл. в течение пяти лет, что в несколько раз превышало средства, выделенные за предыдущие годы.

Прекращение миссии в Индийском океане было воспринято с пониманием, что демонстрировало готовность Вашингтона уважать независимые решения своего союзника. Однако когда речь шла о вопросах, непосредственно затрагивающих судьбу военно-политического альянса, реакция Белого дома была совсем иной.

Столкнувшись с жесткой риторикой США, вынужденные учитывать позицию партнеров по коалиции, демократы оказались в сложной ситуации. В декабре 2009 г. им была необходима поддержка СДП для одобрения бюджета на 2010 г., а летом в преддверии выборов в парламент ДПЯ не решилась бы на непопулярные решения. С учетом этого Ю.Хатояма обещал решить вопрос о судьбе базы к концу мая 2010 г. Между тем ни один из предлагаемых Токио вариантов не устраивал Вашингтон. В арсенале демократов оказались либо старые давно отвергнутые опции, либо те, которые не получили бы согласия местного населения.

Отсутствие единства во мнениях членов кабинета, неспособность четко донести свою позицию, непоследовательность вызывали раздражение в Вашингтоне. Тупиковая ситуация негативно сказалась на двусторонних отношениях. В 50-летнюю годовщину Договора о сотрудничестве и гарантиях безопасности Япония и США даже не приняли совместного заявления на высшем уровне. Наглядной демонстрацией прохладных отношений стал Саммит по ядерной безопасности в апреле 2010 г., когда вместо запрашиваемой полноценной встречи Б.Обама уделил своему коллеге всего десять минут.

Одновременно политика Ю.Хатояма вызывала растущее раздражение и у населения Японии. Согласно опросу общественного мнения, проведенному в апреле 2010 г., 51% респондентов ответили, что премьер-министр должен уйти, если не сможет решить вопрос авиабазы Футэмма.[2]

На фоне охлаждения отношений с США Япония вновь столкнулась с эскалацией напряженности вблизи своих границ. Ю.Хатояма был вынужден признать необходимость соблюдения договоренности 2006 г. и тем самым подписал себе приговор как премьер-министру. Было бы неверным считать проблему авиабазы Футэмма основной причиной ухода Ю.Хатояма, однако можно сказать, что невозможность решить вопрос о базе на своих условиях стала символом его неспособности осуществлять эффективное управление страной и недостатка лидерских качеств, что вкупе с финансовыми скандалами привело к отставке главы государства.

Период нахождения у власти кабинета Ю.Хатояма характеризуется отсутствием хорошего политического контакта на высшем уровне, неудачной попыткой выйти из накатанной колеи двусторонних отношений. Второстепенный вопрос о переносе базы затмил остальные темы двустороннего сотрудничества. Его значимость настолько возросла, что для американской стороны он стал пробным камнем отношения Японии к альянсу и показателем уровня взаимного доверия.[3]

Неудивительно, что преемник Ю.Хатояма Н.Кан поспешил подтвердить существующие японо-американские договоренности. Рейтинг Н.Кана в первое время пребывания у власти превысил 60%, несмотря на то, что он сразу обозначил намерение выполнять столь непопулярное соглашение 2006 г [4]. Это доказывает, что в целом население Японии не воспринимает перенос авиабазы Футэмма как проблему первостепеннной важности и с пониманием относится к американскому военному присутствию в стране.

В предвыборном манифесте ДПЯ накануне выборов в парламент летом 2010 г. четко говорилось о важности углубления японо-американского союза и намерении выполнять двусторонние договоренности.[5] В этом предвыборная программа ДПЯ не отличалась от обещаний либерал-демократов на выборах 2009 г. Это подтверждало, то что, независимо от своей партийной принадлежности, японская правящая элита проявляет единодушие в вопросе необходимости развития и совершенствования союзнических связей с США.[6]

Наиболее остро необходимость опираться на союз с США в Японии осознали после инцидента вокруг островов Сэнкаку в сентябре 2010 г., повлекшего за собой неожиданно жесткую реакцию Пекина. Правительство США выступило на стороне Японии, заявив, что на острова распространяется Договор безопасности. Дипломатическая поддержка США привнесла положительную динамику в развитие альянса.

Во время встречи в Токио в ноябре 2010 г. Б.Обама пригласил своего японского коллегу в Вашингтон, предложив во время будущего визита принять совместное заявление, посвященное видению альянса в 21 веке. Со сменой руководства и окончательным отказом от «азиатизации» внешнеполитического курса Японии в ущерб отношениям с США стороны посчитали возможным вернуться к предметному обсуждению нового видения союза, то есть того, что должно было произойти в 50-летнюю годовщину альянса.

В Основных направлениях программы национальной обороны, выпущенных в декабре 2010 г., Япония дала понять, что ее дальнейшие шаги (принятие концепции «динамической обороны» и усиление юго-западных районов страны) обусловлены растущей угрозой со стороны Китая, что вызвало негодование Пекина. Таким образом, «китайский фактор» вновь оказал решающее влияние на внешнеполитический курс Японии, вернув его в привычное русло укрепления японо-американского альянса.

Немаловажное значение имела реакция Вашингтона на трагические события 11 марта 2011 г. Моральная и материальная поддержка, а также операция «Друзья», в ходе которой американские вооруженные силы под командованием сил самообороны осуществляли поиск и спасение жертв землетрясения и цунами, стали наглядным доказательством важности японо-американского союза для безопасности и восстановления Японии.

Визит Н.Кана и планируемое подписание совместного заявления так и не состоялись, что, однако, не означало паузу в развитии двусторонних отношений. В конце июня 2011 г. прошло заседание Консультативного комитета «2+2», на котором состоялось обсуждение направлений дальнейшего развития, был принят новый вариант «Общих стратегических целей», определяющих глобальные и региональные приоритеты альянса, заложены основы для ревизии системы военно-политического сотрудничества.

Смена главы японского государства в сентябре 2011 г. не привнесла кардинальных перемен в двусторонние отношения. Выступая в парламенте, Ё.Нода охарактеризовал японо-американский союз как «общественное достояние», необходимое условие стабильности и процветания как в АТР, так и в мире[7]. Он повторил формулировку, которую использовал в речах его предшественник, обозначив преемственность политики в отношении альянса.

Первая встреча на высшем уровне в Нью-Йорке прошла в деловом ключе: американцы сразу обозначили интересующие их темы, а именно, прогресс в реализации договоренности 2006 г., а также экономические вопросы, в том числе перспективу участия Японии в Транстихоокеанском партнерстве (ТТП). Уже в ноябре 2011 г. Ё.Нода сообщил о решении начать переговоры по присоединению Японии к ТТП, соглашению, направленному на снижение торговых тарифов и преследующему целью создание в АТР зоны свободной торговли.

Ё.Нода также пообещал в скором времени завершить подготовку доклада об экологической оценке последствий переноса авиабазы Футэмма. Таким образом, ему удалось продемонстрировать столь желаемый американцами прогресс в решении этого вопроса. Несмотря на то, что доклад, одобряющий строительство объекта в прибрежной зоне около г.Наго, был привезен в местную администрацию накануне новогодних праздников в обстановке строгой секретности, он был встречен толпами демонстрантов и вызвал волну возмущения на Окинаве.

Обозначенный Б.Обамой в ноябре 2011 г. курс на возвращение в Азию придал импульс процессу реформирования американского присутствия в западной части Тихого океана. 8 февраля 2012 г. Токио и Вашинтон выступили с совместным заявлением о разделении процессов передислокации военных с Окинавы и переноса базы Футэмма. Это решение было воспринято в Японии неоднозначно: оптимисты посчитали, что теперь Токио сможет повлиять на выбор места для новой базы, а пессимисты расценили этот шаг как явный признак того, что США намерены оставить базу на прежнем месте.

Ситуация вокруг Футэммы, так и не разрешенная ДПЯ, подтверждает очевидный вывод: Япония не сможет играть определяющую роль в вопросе о военных базах на Окинаве, пока они имеют важное значение для общей глобальной стратегии США.[8]

* * *

Развитие японо-американского союза в годы правления ДПЯ демонстрировало, что в политике по отношению к США возобладали черты преемственности. Попытки пересмотреть устоявшуюся систему военно-политического союза завершились крахом, а прокитайский курс вскоре доказал несостоятельность.

Действия Ю.Хатояма омрачили картину отношений, однако не смогли существенно повлиять на объективный процесс укрепления и реорганизации альянса, который будет продолжаться в свете особого внимания Вашинтона к АТР.

События рассматриваемого периода в очередной раз подтверждают - военно-политический альянс Японии и США является не только основой внешней политики Японии, но и играет важную роль в ее внутриполитической жизни.

Приход к власти ДПЯ не смог обеспечить стабильности в управлении страной и не привел к выдвижению сильного лидера, который мог бы эффективно и долго руководить государством. Постоянная смена премьер-министров негативно сказывается на развитии японо-американских связей. Можно предположить, что пока лидеры будут озабочены вопросами поддержания популярности, они вряд ли будут способны принимать смелые решения по ключевым вопросам внешней и оборонной политики. Кроме того, из-за частой смены политического руководства в Японии невозможно создать условия для постоянного контакта на высшем уровне, укрепления личных связей и построения доверительных отношений.

Примечания:

[1]Нитибэй сюно кёдо кисякайкэн. 13.11.2009. (Совместная пресс-конференция глав государств Японии и США.) 13.11.2009. // Канцелярия премьер-министра Японии. - http://www.kantei.go.jp/jp/hatoyama/statement/200911/13usa_kaiken.html

[2]Stars and stripes. 22.04.2010 - Www.stripes.com

[3]Моримото Сатоси. Бэйкоку-но Адзиа дзюси сэйсаку то нитибэй домэй. (Политика США в Азии и японо-американский союз).// Кокусай мондай, № 609, март 2012. Стр. 43. - http://www2.jiia.or.jp/ebook/latest.pdf

[4]Comparative connections. July 2010. - Center for strategic and international studies http://csis.org/files/publication/1002qus_japan.pdf

[5]Manifesto 2010 - http://www.dpj.or.jp/english/manifesto/manifesto2010.pdf

[6]А.В.Шлындов, Н.П.Тебин. Преемственность политики новой администрации в сфере безопасности. // Япония после смены власти. М., 2011. Стр 166.

[7]Дай 178 кай коккай ни окэру Нода соридайдзин-но сёсин хёмэй эндзэцу. 13.09. 2011. (Выступление премьер-министра Ё.Нода на 178 сессии парламента.) Канцелярия премьер-министра Японии.- http://www.kantei.go.jp/jp/noda/statement2/20110913syosin.html

[8]Дай 178 кай коккай ни окэру Нода соридайдзин-но сёсин хёмэй эндзэцу. 13.09. 2011. (Выступление премьер-министра Ё.Нода на 178 сессии парламента.) Канцелярия премьер-министра Японии.- http://www.kantei.go.jp/jp/noda/statement2/20110913syosin.html

ПУБЛИКАЦИЯ РАБОТЫ: Добринская О.А. Японо-американские отношения во внешней политике ДПЯ.//Япония 2012. Ежегодник. Стр.51-66.

Добринская Ольга Алексеевна. Кандидат исторических наук, младший научный сотрудник Института востоковедения РАН. Сфера научных интересов: внешняя и оборонная политика Японии
 
« Пред.   След. »
Яндекс.Метрика
Институт Дальнего Востока РАН