Menu Content/Inhalt
Главная arrow Публикации arrow Культура arrow Евтушенко А.А. Эволюция гражданского общества в Японии
Евтушенко А.А. Эволюция гражданского общества в Японии Печать E-mail
22.07.2013 г.

Эволюция гражданского общества в Японии

А.А. Евтушенко

Адаптация Японией понятия «гражданское общество» совпала с процессом принятия и осмысления идей марксизма, поэтому оригиналом переведённого на японский язык слова 市民社会симин сякай (в пер. с яп. «гражданское общество») стало немецкое burgerliche Gesellshaft, красной нитью прошедшее через сочинения Гегеля и неоднократно упоминаемое Марксом.

Само понимание марксизма как такового происходило сквозь призму советского ленинизма-сталинизма.

Между японским симин (в пер. с яп. «гражданин»), с одной стороны, и, например, немецким burger, с другой, прослеживаются трудно преодолимые расхождения, отразившиеся в особенности источниковедческой базы послевоенной Японии, а также трудах последователей модернизма Маруяма Масао и Ооцука Хисао, которые отделились от представителей марксизма, сформировав собственную школу и идентичность [1].

Необходимо заметить, что изначально японское понятие сякай (в пер. с яп. «общество») было приобретением реставрации Мэйдзи (1868-1912) и иностранным заимствованием тех времён.

В течение 30 лет периода реставрации Мэйдзи в Гражданский Кодекс Японии были внесены различные поправки, регламентирующие формирование гражданских объединений. Гражданский Кодекс Японии содержал множество барьеров для сдерживания формирования объединений в гражданском обществе. Так, до настоящего момента правительство Японии достаточно жёстко регулировало гражданское общество, которого фактически не существовало до недавнего времени. Исследователи же были заняты в основном рассмотрением терминологии.

Для закрепления за современным понятием сякай его значения, отличного от смысла традиционного сэкэн (в пер. с яп. «общество»), потребовалась длительная работа теоретиков марксизма и модернизма. В предмете сякай-ка (в пер. с яп. «Обществознание») используется комплекс теоретических изысканий обеих школ, и делается акцент на просветительской роли «послевоенной демократии», благодаря которой произошёл переход от «традиционного общества (сэкэн) к гражданскому (сякай)» [1].

Таким образом, в послевоенной Японии понятие «гражданское общество» формировалось в противоборстве японского марксизма и во многом похожего на него модернизма. Гражданское общество чаще рассматривалось неотрывно от дискуссий о сущности капитализма. Так, Сигэта Сумио во время анализа труда Маркса «Капитал» отмечает, что термины буржуазный, гражданский, капиталистический и современный используются почти как синонимы лишь с небольшими смысловыми отличиями. Всё это не могло не вызвать путаницу в определении понятий, что обусловило множество теоретических дискуссий в среде японских политологов и социологов, а также способствовало росту популярности интерпретаторской деятельности.

***

На этапе постмодернизма в общественных науках начались политические дискуссии вокруг понятия «гражданское общество».

Исследователи Юко Кавато и Р. Пекканен особо выделяют гражданские движения против загрязнения окружающей среды [3, c. 126]. Ускоренные урбанизация и индустриализация, а также развитие инфраструктуры вызвали сильнейшие разрушения окружающей среды в послевоенный период в Японии. Правительство законодательно никак не регулировало этот процесс до сер. 1960-х гг. Только после последствий серии серьёзных трагедий, таких как ртутное отравления в Ниигата, были предприняты законодательные меры.

В связи с этим, в ответ на требования общественности, политолог Мацусита Кэйити разрабатывает теорию «гражданского минимума» [6]. В «гражданский минимум» входят социальное обеспечение, социальный капитал, накладные расходы и здравоохранение. Быстрый экономический рост того времени привел к массовой иммиграции из сельской местности в города. Национальные и местные органы власти в качестве приоритета воспринимали экономический рост, инвестируя промышленную сферу, а не общественные и коммунальные услуги. В результате такие проблемы, как загрязнение воздуха и воды, пробки и неразвитость инфраструктуры стали основной проблемой политики урбанизации.

В результате парламент выпустил 14 законов, ограничивающих тяжесть загрязнения в 1970 г., включая меры по компенсации последствий пострадавшим. В 1971 г. было сформировано Агентство по охране окружающей среды (теперь Министерство окружающей среды) [3, c. 126].

В период между образованием «системы 1955 г.» (противостояние двух главных субъектов на политической арене - ЛДП и СПЯ) и подписанием в Вашингтоне в 1960 г. «Японо-американского договора о взаимном сотрудничестве и гарантии безопасности» в Японии стали крайне популярными «народные движения». Как правило, собравшиеся поддерживали прогрессивные партии, а также носили антивоенный характер, выступая за выпуск «Мирной Конституции» [3, c. 125].

В 1960 г. массовые выступления пытались блокировать пересмотр «Японо-американского договора о взаимном сотрудничестве и гарантии безопасности». Японский политолог Такабатакэ Мититоси в его «Политической мысли послевоенной Японии» (1977 г.) говорит, что взрывная волна выступлений не была вызвана непосредственно пересмотром «Договора о безопасности», а возникла из-за осознания общественностью того факта, что Премьер-министр Японии Киси Нобусукэ нарушил демократический процесс, исключив членов оппозиционной партии из Парламента для насильственной ратификации договора.

Так, центральной проблематикой исследований постепенно становится связь гражданского общества и демократии [5].

Юко Кавато и Р. Пекканен отмечают прямую связь между некоммерческими организациями и демократическими переменами в стране. Некоммерческие организации могут увеличивать демократизацию страны участием в правительстве, увеличивают проявления демократии; могут создавать условия для доступа граждан в политику посредством связи некоммерческих организаций с партиями, а также оказывать непосредственное влияние на законотворческую деятельность через лоббирование и отслеживание и пр. [7, c. 209].

Затем в американских и японских исследованиях акцент сместился на отношения государства и гражданского общества. Судзуки Акира, представитель университета Хосэй, пишет о том, что японские предприятия обладают настолько широкими правами, что подавили роль трудовых объединений в гражданском обществе Японии. В школе Остина Техасского университета Патриция Маклахлен считает, что движения японских потребителей по отношению к государственной власти, в том числе, призваны воспитывать ответственность; так формируется представление о правах потребителей, то есть граждан, и происходит формирование общества потребителей, независимого от государства и рынка» [1].

В ответ на вызовы глобализации и процессы, происходящие в мире, в 2003 - 2005 гг. в Кабинете министров Японии было созвано 14 совещание по делам жизни нации, где был зачитан доклад комитета по деятельности общества и гражданской сознательности «К сознательному и ответственному обществу». Там же была выдвинута идея о «реформировании гражданского общества». Японский МИД, до этого монопольно выполняющий роль единственного правительственного международного актора, в 9-й главе «Роль японского общества» «Голубой книги» по внешней политике (2002 г.), основной проблематикой которой стала «японская внешняя политика по сокращению вооружений», указывает на роль гражданской дипломатии НПО [8].

Так, Цудзинака Ютака, современный японский политолог, профессор университета Цукуба, исходит не из использования понятия гражданское общество как одного из показателей исключительности, как, например, в случае с принятием в члены Евросоюза, страны, не имеющие гражданского общества, не могут быть интегрированы в это сообщество. Он исходит из уникальности гражданских обществ, с присущими им национальными чертами. Так, он признаёт, что даже в исламских государствах и КНДР существуют гражданские общества, однако их отличает своеобразие формы [10].

***

Важнейшей предпосылкой и одновременно фактором формирования политической системы демократического типа является наличие в ней гражданского общества.

Исследователи в послевоенной Японии, как правило, занимались осмыслением европейских теорий, марксизма, рассматривали тексты знаковых сочинений Маркса, Ленина и пр. Дискуссии о сущности японского капитализма в послевоенной Японии были неотделимы от споров о гражданском обществе.

В 1960-1970-х гг. начинают активно формироваться и эволюционировать различные гражданские движения. Вместе с активизацией различных акций протестов, выступлений, появилась необходимость более тщательного теоретического осмысления формирующегося гражданского общества. Гражданское общество в этот период, по мнению профессора Цудзинака Ютака, воспринималось исследователями как уникальный феномен, характерный только для Японии.

Таким образом, можно сказать, что определение гражданского общества меняется в соответствии с духом времени. Современные исследования японского гражданского общества происходят неотрывно от изучения демократии, политической системы, рассмотрения правящих партий и их особенностей. Изучение особенностей гражданского общества и коммерческих организаций может прояснить картину перспектив политических перемен в стране. Так, например, долгое время занимавшая лидирующие позиции Либерально-демократическая партия Японии была смещена. Правящей партией стала демократическая партия Японии. Для объяснения этих и других процессов необходимо исследование перемен, происходящих в японском гражданском обществе.

Литература и источники

1. 加藤哲郎 [日本における「市民社会」概念の受容と展開] (Като Тэцуро. Понятие «гражданского общества» и его эволюция в Японии) // Сайт публикации исследовательских работ. URL: http://members.jcom.home.ne.jp/nokato/data2.html#politics .

2. 富田・神谷編[自由社会主義の政治学] (Либерализм в политологических исследованиях. Под ред. Томида, Камитани). Токио, 1997.

3. Frank J. Schwartz and, Susan J. Pharr eds. «Molding Japanese Civil Society». In The State of Civil Society in Japan. Cambridge: Cambridge Univ. Press. 2003, pp. 116-134.

4. 内田義彦 [日本資本主義の思想像] (Утида Ёсихико. Идеи японского капитализма). Токио, 1967.

5. 渡辺治編[現代日本社会論] (Теория современного японского общества. Под ред. Ватанабэ Осаму). Токио, 1996.

6. 松下圭一[シビル・ミニマム再考--ベンチマークとマニフェスト] (Мацусита Кэйити. Пересмотр гражданского минимума: эталон и действительность). Токио, 2003.

7. Yuko Kawato and Robert Pekkanen. «Civil Society and Democracy: Reforming Nonprofit Organization Law». In Sherry L. Martin and Gill Steel, eds, Democratic Reform in Japan: Assessing the Impact. Boulder: Lynne Rienner, 2008, pp.193-212.

8. 9-я глава «Роль японского общества» «Голубой книги» по внешней политике (издание 2002 г.) // Сайт японского МИДа. URL: http://www.mofa.go.jp/mofaj/gaiko/gun_hakusho/2002/ .

9. 木田融男[社会概念と市民社会] (Кида Акио. Понятие общества и гражданского общества) // Сайт «Факультета общественных наук» при университете Рицумэйкан. URL: http://www.ritsumei.ac.jp/acd/cg/ss/sansharonshu/411pdf/03-02.pdf#search='社会概念と市民社会'.

10. 辻中豊[世界の中の日本の市民社会とガバナンス] (Цудзинака Ютака. Японское правительство и гражданское общество в мире) // Сайт «Института общественных наук» при Токийском университете. URL: web.iss.u-tokyo.ac.jp/gov/research/pdf/dp_tsujinaka.pdf.


Евтушенко Анна Александровна, аспирантка 2 курса МГИМО специальность 23.00.04.
Круг научных интересов: религиозно-философская составляющая культуры Японии, международно-политические аспекты деятельности японского бизнеса на территории РФ.

А.А. Евтушенко. Эволюция гражданского общества в Японии // Вопросы философии. М.: «Наука», 2012, № 12. С. 95-103.
 
« Пред.   След. »