Леонтьева Е.Л. Японская экономика в 2012-2103 годах: новая экономическая политика |
16.09.2013 г. | |
Леонтьева Елена Львовна, кандидат экономических наук Синтаро Абэ, занявший пост премьер-министра Японии в конце 2013 г., взялся за обновление экономической политики и поставил перед страной новые ориентиры. Необходимость в «новом курсе» вызвана тем, что страна утратила первенство в Тихоокеанской Азии после двух десятилетий дефляции цен и экономического застоя. Период 1990-2010 (точнее, 1990-2012) получил название «потерянных десятилетий». В Японии неблагоприятная демографическая ситуация, её население стареет, возможности роста за счёт внутреннего инвестиционного и потребительского спроса у неё невелики. Частный бизнес вывозит больше капитала за границу, чем инвестирует внутри страны. Ресурсы Японии - высокое качество её человеческого капитала и великолепный технологический потенциал - используются далеко не полностью. После землетрясения и цунами 11 марта 2011 г. потребовался срочный импорт продовольствия, строительных материалов и техники для восстановительных работ, а также топлива для восполнения острой нехватки энергоресурсов. В результате в 2011-2012 гг., Япония впервые после «нефтяного шока» 1985 г., получила дефицит по внешнеторговым расчётам. В течение «потерянных десятилетий» правительство не прекращало попыток «вытащить» экономику из стагнации, увеличивая расходы на общественные работы при одновременном снижении налогов. Вливание бюджетных денег в экономику не стимулировало экономический рост и только увеличило государственный долг. Сейчас у Японии самый большой долг правительства в мире. Выпуском облигаций обеспечивается 46% всех поступлений в бюджет. На обслуживание долга уходит 24% бюджетных средств - почти столько же, сколько на все социальные выплаты населению. Задача оздоровления государственных финансов и поддержания бюджетной дисциплины представляется невыполнимой. В Японии нет прямой угрозы бюджетного коллапса или дефолта по внутреннему долгу. Облигации правительства на 90% размещаются внутри страны, в коммерческих банках и страховых компаниях. Финансовые учреждения располагают мощной ресурсной базой в виде сбережений корпораций и населения. Корпорации уводят больше половины своих сбережений за границу , но сбережения населения (почти треть национального имущества Японии) находятся внутри страны. На этой «подушке безопасности» покоится государственный бюджет Японии. Государственной долг в нынешних масштабах «съедает» ресурсы, которые могли бы быть инвестированы в экономику, и затрудняет выполнение социальных обязательств государства. Программа Абэ, получившая название «абэномики», ставит цели преодолеть дефляцию цен, создать новые объекты для инвестирования на внутреннем рынке и вернуть экономику страны на путь экономического роста. Для преодоления дефляции Банк Японии установил целевой ориентир инфляции в 2% в год и удерживает ставку ссудного процента близко к нулю. Его задача - переломить характерное для дефляции ожидание снижения цен. Кабинет Абэ готов пожертвовал бюджетной дисциплиной ради накачивания денег в экономику. Колоссальные средства будут пущены на ремонт устаревающих объектов инфраструктуры (дорог, мостов, тоннелей и пр.). Строительные работы создадут спрос на внутреннем рынке - на стройматериалы, технику, рабочие руки. Заработки рабочих увеличат потребительский спрос. Вслед за этим возникнет потребность в новых капиталовложениях. Процентные ставки и товарные цены пойдут вверх, и дефляция прекратится. Правительство Абэ обещает восстановить сбалансированный бюджет к 2020 г. Эту задачу невозможно решить без налоговых поступлений, которые увеличатся только при возобновлении экономического роста. В программу кабинета Синдзо Абэ входят реформа налоговой системы, пересмотр трудового законодательства и аграрной политики. Ставка налога на продажи потребительских товаров и услуг будет поднята до 8% в апреле 2014 г. и до 10% в октябре 2015 г. Реформа трудового законодательства направлена на ликвидацию так называемой «системы пожизненного найма». Роль ключевой отрасли, которая сможет снизить зависимость от импорта и выйти на зарубежные рынки сбыта, отводится сельскому хозяйству. Перспектива выхода на мировой рынок, очевидно, есть у высококачественной продукции сельского хозяйства. Для производства высококачественного продовольствия в больших масштабах необходимо пойти на новую для Японии организацию сельского хозяйства, заменив небольшие крестьянские хозяйства крупными товарными фермами. |
« Пред. | След. » |
---|