Menu Content/Inhalt
Главная arrow Публикации arrow Культура arrow Герасимова М.П. Традиционные ценности
Герасимова М.П. Традиционные ценности Печать E-mail
20.09.2013 г.

Традиционные ценности как факторы движения Японии по пути прогресса

М.П. Герасимова, к.ф.н., Институт востоковедения РАН

Япония известна в мире не только как страна, достигшая больших успехов в области промышленного строительства, экономики и высоких технологий, но и как страна, сумевшая в большей степени, чем другие развитые страны, сохранить свою национальную самобытность. Более того, продвижению Японии по пути прогресса и сохранению национальной самобытности способствовали одни и те же факторы, а именно традиционные ценности. Эти ценности сформировались на основе понимания японцами мира и своего места в нем, взаимоотношений человека и Природы, долга перед божествами и членами своей социальной группы. Они влияли на формирование национального характера, особенностей японской культуры и социальных взаимоотношений.

Благодаря неизменности ряда традиционных ценностей в условиях процесса иностранных заимствований, в какой бы области они ни совершались, появлялись новые феномены, характеризующие именно японскую культуру и способствующие её укреплению. Не являтся исключением и порождение нового времени - сфера управления. Известно, что после войны, решая стоявшие перед страной острые социальные и экономические проблемы, японцы зачастую прибегали к американским способам управления. Однако, как показывает опыт, это не давало ожидаемых результатов. Тем не менее, знакомство с новыми идеями способствовало появлению методов управления, присущих только японскому менеджменту, в результате чего его характеризует ряд концепций, отсутствующих в американской системе управления.

Известно, что японский менеджмент отличает пристальное внимание к улучшению человеческих отношений, согласованность действий, групповая ориентация, гармонизация отношений между рабочими и управляющими, особое значение, придаваемое качеству выпускаемой продукции. Во всем этом нетрудно разглядеть идущие от синтоистского мироощущения характерные для японца восприятие себя как части целого и почти благоговейное отношение к продукту своего труда, в самом процессе создания которого усматривается некая сакральность.

Согласно религии синто, сотворенный богами ками мир - прекрасен, а всё существующее в нем, изначально незрелое и незавершенное, постепенно, по мере того, как люди своим трудом показывают богам, что их замысел понят и с благодарностью принят, совершенствуется и будет совершенствоваться и впредь. Люди, продолжают созидательные деяния богов в этом мире. Таков один из способов выражения ими почтения своим богам. Считалось, что боги, поощряя людей за оказываемое им поклонение, разными способами, в том числе открывая им новые знания, помогают людям совершенствовать мир и жизнь на земле. Знаменательно, что все награды богов людям достаются при жизни. Синто не обещает никаких воздаяний за благие дела после смерти. Таким образом, само понятие «труд» японцы воспринимают не только в материальном, но и в духовном измерении и относятся к продукту труда с большой ответственностью.

Совершенствуя мир, совершенствуются и сами люди. В этом синтоистском «постулате» прослеживается прямая аналогия с одной из ключевых концепций японского менеджмента - кайдзен, что в переводе означает «совершенствование». Кайдзен в бизнесе означает постоянное улучшение, начиная от способов производства и заканчивая методами руководства, включая эффективность работы всех сотрудников от директора до рядового рабочего. Конечная цель кайдзен - производство без потерь, и что характерно, непременное моральное удовлетворение от своей работы. Кайдзен стал термином после выхода в свет в 1986 году одноимённой книги Имаи Масааки «Кайдзен: Ключ к успехам Японcких компаний»[1] и в 1993 году был включен в новое издание New Shorter Oxford English Dictionary, который определяет кайдзен как непрерывное совершенствование и методов работы, и личной эффективности.

Разумеется, вряд ли сегодня все японцы задумывается над тем, почему так или иначе складываются обстоятельства в жизни и на производстве, но все исследователи единодушно отмечают, что совершенствование мастерства японцы считают своим долгом, при чем без ожидания какой-либо материальной выгоды.

Совершенствованию многих форм бытия, в том числе и успешному развитию производства, способствует и так называемая философия монодзукури, «направленная на поддержание разумного баланса между различными элементами бытия, к которым относится и сфера производства, и достижение гармонического взаимодействия с Природой»[2]. В основе этой философии лежат методы интеграции и синтеза, которые, по мнению её сторонников (а в Японии - это почти всё население страны), играют более важную роль, чем специализация и анализ.

Главный посыл этой концепции в том, чтобы донести глубокий смысл, заключенный в самом факте производства превосходного продукта и непрерывного совершенствования производственных систем и процессов. Авторы этой концепции подчеркивают, что слово монодзукури выражает особенности производства, предполагающие не только сам процесс изготовления, но и духовное, и идейное содержание, вкладываемое в любой вид трудовой деятельности. Словом, монодзукури - это особая культура производства. Начиная с конца 1990-х монодзукури как термин также широко используется на всех уровнях бизнеса и в средствах массовой информации.

Не без основания считается, что это понятие является одним из тех, которые отражают особенности японской национальной культуры, способствующие достижению успехов, и отражает основные черты характера японцев.

Истоки происхождения особенностей национального характера жителей Японии, обусловивших подобное отношение к труду и его результатам, также следует искать в традиционном миропонимании. Анимистические элементы синтоизма способствовали такому отношению к окружающему миру и к труду, при котором изготовление чего бы то ни было, всегда было творческим актом, а изготовленный предмет всегда был единственным в своем роде и воспринимался не только утилитарно, но и как некий образ, значимый сам по себе, как новая ценность.

За «качественный» труд боги посылали людям новые знания, которыми следовало овладевать, чтобы совершенствоваться самому и совершенствовать мир вокруг себя. Этим объясняется открытость японцев чужому опыту и чужим знанием, готовность к внедрению инноваций.

Отношение к Природе, к труду, к пониманию своего долга, культура взаимоотношений между людьми в Японии являются неписанными заповедями, и в числе ряда других, в соответствии с которыми формировались национальный менталитет и характер, входят в понятие вакон[3]- японская душа, которое следует понимать как собирательное понятие для духовных и нравственных ценностей японцев, которые опредили её путь развития.

Полный текст статьи помещен в журнале «Восток» (Oriens), 2013, №1


[1] Имаи Масааки широко известен в мире менеджмента как основатель консалтинговой компании KAIZEN Institute Consulting Group, которая имеет офисы в более чем 30 странах.

[2] Необходимо подчеркнуть, что выражение „ гармония с Природой" для японцев не метафора, а Природа не только красивые пейзажи. Это Универсум, в котором действуют определенные законы, нарушение которых ведет к расбалансированности системы. Каждый человек, будучи частью от целого, ответственен за поддержание гармонического равновесия. Проявление подобного понимания мира и своего места в нем, вошедшее в привычку, можно встретить в Японии повсеместно и ежеминутно - начиная от сортировки мусора, кончая чайными церемониями.

[3] Для понятия «японский дух» существует также словосочетание «нихон тамасии», появившееся в период усиления в Японии национализма. Оно скорее воспринимается как верноподданический боевой дух Великой Японии.
 
« Пред.   След. »
Яндекс.Метрика
Институт Дальнего Востока РАН