Menu Content/Inhalt
Главная arrow Публикации arrow Общество arrow Кистанов В.О. Территориальная дипломатия как фокус внешней политики Абэ
Кистанов В.О. Территориальная дипломатия как фокус внешней политики Абэ Печать E-mail
22.09.2013 г.

Территориальная дипломатия как фокус внешней политики Абэ


Кистанов В.О.

В первую декаду текущего столетия внешняя политика Японии, будучи производной от внутренней политики и экономики, отличалась определенной степенью пассивности и неспособности быстро и эффективно решать задачи, возникающие перед страной на международной арене. За три с лишним года пребывания у руля государства Демократическая партия Япониине только не смогла активизировать дипломатию и вывести внешнюю политику страны на качественно новый уровень, но и допустила ряд серьезных внешнеполитических промахов в отношениях с ведущими международными партнерами Японии.

Премьер-министр Синдзо Абэ вновь возглавил страну, когда она сталкивается с огромными трудностями в области экономики, социальной сфере, а также во внешней политике, особенно в отношениях с соседями по Восточной Азии. Резкое обострение в последнее время отношений Японии с соседними странами по поводу спорных островов выводит территориальную проблему на первый план в ее внешней политике.

Из всех территориальных конфликтов Японии с соседними странами наибольшую головную боль у японского руководства вызывает спор с Китаем по поводу суверенитета над островами Сэнкаку(по-китайски, Дяоюйдао) в Восточно-Китайском море. За конфликтом вокруг Сэнкаку/Дяоюйдао стоят, прежде всего, экономические и стратегические интересы обеих стран.

За последние три года этот спор приобрел беспрецедентной накал. Токио, встревоженный растущей экономической и военной мощью своего соседа, а также его наступательными акциями в отношении спорных островов, стремится всячески заручиться поддержкой различных стран в деле «сдерживания Китая».

Единственным гарантом своей военной безопасности и территориальной целостности Япония считает США, с которыми она имеет соответствующий договор безопасности. Однако сам Вашингтон в отношении японского территориального спора с Китаем фактически занимает двойственную позицию. Подчеркивая нейтралитет США относительно проблемы суверенитета над Сэнкаку/Дяоюйдао, высокопоставленные американские деятели неоднократно заявляли, что указанные острова входят в сферу действия американо-японского договора безопасности.

Во внешнеполитической стратегии Токио особое место отводится Индии - растущему экономическому гиганту Азии. Японское правительство рассматривает эту страну не только как экономический противовес Китаю, но и как его военно-политический ограничитель.

В отношениях между Японией и Южной Кореей территориальная проблема по поводу суверенитета над спорными островами Такэсмима/Токто серьезно осложняется грузом сложного исторического прошлого между двумя странами.

Наглядным проявлением «территориальной дипломатии» Абэ стала политика Абэ в отношении стран ЮВА. Особое значение Япония придает отношениям с теми из них, которые имеют собственные территориальные споры с Китаем в Южно-Китайском море. Государства ЮВА, несмотря на всю разнородность входящих в нее стран, все очевиднее рассматриваются Японией в качестве своего рода экономической и военно-политической страховки в отношении «китайской угрозы».

В свой второй срок руководства страной Абэ, судя по всему, намерен продвигать новую, геополитическую конфигурацию под именем «ромб безопасности». Подразумевается, что в него должны войти страны АТР, объединенные «общими демократическими ценностями». Ромб предполагается формировать из Японии, Австралии, Индии, а также США.

Важную роль во внешнеполитическом курсе, проводимом Абэ, занимает европейское направление. Его роль особо возросла в свете «китайского фактора». Японские аналитики полагают, что Япония в деле «сдерживания Китая» может найти партнеров, в лице как Европы в целом, так и ее отдельных частей и стран.

Выраженные Путиным намерение искать взаимоприемлемое решение территориального вопроса и стремление в нем к «ничьей» порождают «территориальное дежавю» в российско-японских отношениях времен его президентства в нулевые годы. Своей территориальной дипломатией Абэ надеется прорвать именно на российском направлении стихийно сложившийся к настоящему времени в Северо-Восточной Азии, хотя никак и никем не координируемый антияпонский территориальный фронт.

Официальный визит японского премьер-министра в Москву и его переговоры 29 апреля 2013 года с Президентом РФ В.В. Путиным явились важной вехой в отношениях между Россией и Японией.

Одним из центральных вопросов, обсуждавшихся во время указанного визита, явилась территориальная проблема. С учетом болезненного восприятия этой темы общественным мнением обеих стран, термин «территориальная проблема» отсутствует в Совместном заявлении, опубликованном по итогам визита. Очевидно, однако, что мирный договор между двумя странами вряд ли будет подписан без решения территориальной проблемы, на чем последовательно настаивает японская сторона. Как отмечают японские СМИ, в Японии главным образом надеются на политическое решение указанной проблемы. В целом в Токио рассматривают итоги апрельского визита Синдзо Абэ в Россию как большой успех его территориальной дипломатии, особенно на фоне нежелания новых руководителей Китая и Южной Кореи встречаться с Абэ и обсуждать с ним собственные территориальные споры.
 
« Пред.   След. »
Яндекс.Метрика
Институт Дальнего Востока РАН