Menu Content/Inhalt
Главная arrow Публикации arrow Экономика arrow Саркисов К.О. Япония. Время системных перемен?
Саркисов К.О. Япония. Время системных перемен? Печать E-mail
24.09.2013 г.

Япония. Время системных перемен?

Саркисов К.О.

Выборы в верхнюю палату парламента 21 июля 2013 года определили новый баланс политических сил в Японии. Правящая либерально-демократическая партия Японии в обеих палатах теперь обладает достаточной политической силой, чтобы попытаться провести в жизнь радикальные реформы. Премьер-министр Синдзо Абэ озвучил их. В первую очередь они касаются макроэкономики - существенное сокращение налога на инвестиции и напротив повышение потребительского налога. Другая часть относится к политической сфере - пересмотр конституции и для этого ревизия ее 96 статьи о необходимости для этого двух третей голосов и, наконец, принятие правительством административного постановления о том, что действующая конституция страны не отрицает права Японии на коллективную безопасность, а следовательно позволяет использовать вооруженные силы страны вне ее пределов.

Попытки "сменить систему", как называет это сам С.Абэ, предпринимались и прежде, особенно в 50 и 60-е годы прошлого века, но каждый раз они не приносили результатов. Сможет ли Абэ, у которого теперь весомый мандат на проведение реформ, дерзнуть на смену системы, т.е. сделать то, на что у других консервативных лидеров послевоенного периода, не хватало сил?

Опубликованный 27 апреля 2012 года тогда еще в оппозиции Либерально-демократической партией проект новой конституции предлагает новую политическую идеологию основного закона страны. В отличие от нынешней в проекте первые слова Преамбулы начинают не словами "Мы, японский народ" а словами: "Япония - государство с древней культурой и императором - символом единства нации...". Наиболее существенному изменению подверглась 9 статья Второй главы. В проекте ее заголовок "Отказ от войны" заменен на "Обеспечение безопасности". Имеется в виду создание "Армии национальной обороны" и ряд других положений, закрепляющих право использовать ее в операциях вне пределов страны.

В течение всего послевоенного периода, вплоть до середины 90-х годов прошлого века, конституция была своеобразной "священной коровой". Но, начиная с 1993 года "замеры" общественных настроений показывали, что более половины японцев высказываются в пользу пересмотра, а против ревизии только треть. Но уже в новом веке маятник вновь качнулся в сторону тех, кто против пересмотра основного закона, и соотношение на сегодняшний день остается приблизительно одинаковым.

Примет ли японское общество предлагаемый ЛДП вариант нового основного закона? Насколько убедительны аргументы в пользу пересмотра, жизненной заинтересованности общества в этом? Пока нет серьезных доводов в пользу того, что нынешняя конституция является тормозом в реализации национальных задач. Единственно реальный мотив - вопросы национальной безопасности. Напряженность в отношениях с Китаем и Южной Кореей в принципе усиливает тягу общества к пересмотру конституции для повышения страны. Но решит ли это проблемы с этими двумя странами, или наоборот загонит их в тупик, и заставит их объединиться на антияпонской основе? Ответа на этот вопрос не ясен.

Два года назад, уступив Китаю второе место в мировой экономике, Япония активно ищет новые резервы экономического роста, внутренней стабильности и безопасности от внешних угроз и вызовов. Дело не только в феноменальном и психологически пугающем росте нового гиганта, к тому же еще и соседа, но и в ощущении, что страна теряет свои прежние потенции и способность к быстрому, опережающему средний общемировой уровень росту.

Означает ли это "закат" Японии и ее скатывание в разряд второстепенных держав, обреченных ютиться в тени другой великой державы? И, можно ли рассматривать предлагаемую Абэ "смену режима", как радикальное средство избежать этого? Это вопросы, на которые тоже нет четкого ответа и общественная реакция в больше эмоциональная. Одно совершенно ясно - ушла в прошлое эпоха, когда Япония вместе с Европой и США составляла "триаду" экономических гигантов, контролировавшими около 70% мирового ВВП. Но с этим нужно смириться и делать упор на рост качественных параметров экономики, повышения ее жизнеспособности и гибкости в реагировании на усиление конкурентной среды и рыночных коллапсов.

Япония остается одним из ведущих игроков в мировой экономике. Уступая Китаю по уровню ВВП на 15 процентов, Япония по этому показателю почти вдвое (на 45 %) превышает следующую за ней Германию. ВВП Японии вдвое больше, чем экономики Франции и Англии вместе взятые. По качественному параметру (ВВП на душу населения) японская экономика выглядит вполне прилично по сравнению с экономиками номер один и номер два: 48.488 долларов в 2011 году (у США - 45.903) и в 9 раз больше чем у Китая (5.430).

Любая системная реформа, в отличие от структурной, проводиться только в условиях крайней необходимости. С точки зрения нужд японской экономики, возрождения ее былой жизнеспособности пересмотр конституции ничего не дает. Напротив, если он будет осуществлен, по сценарию, написанному ЛДП, то не только в Китае, но и в других азиатских странах, "сильная в военном отношения" Япония вызовет к жизни былую "аллергию". Политические последствия этого скажутся и на экономических отношениях.
 
« Пред.   След. »
Яндекс.Метрика
Институт Дальнего Востока РАН