Menu Content/Inhalt
Главная arrow Учебники яп.языка arrow Стенограмма круглого стола «Япония после выборов в палату советников»
Стенограмма круглого стола «Япония после выборов в палату советников» Печать E-mail
25.09.2013 г.
Круглый стол «Япония после выборов в палату советников»

20 сентября 2013 г., МГИМО-университет

Д.В.Стрельцов, завкафедрой востоковедения МГИМО

Уважаемые гости! Дорогие участники круглого стола! Наверное, кто-то еще придет из задержавшихся, но, думаю, мы не будем ждать, поскольку у всех время на вес золота. Начнем, чтобы провести круглый    стол достаточно оперативно.

Формат круглого стола предполагает, что у нас будет неформальное общение в виде свободной дискуссии. Поэтому мы - Ассоциация японоведов и кафедра востоковедения МГИМО - предлагаем следующий график работы. У нас сегодня в общем четыре 10-минутных доклада, посвященных внутренней политике Японии, внешней политике Японии, экономическому положению и вопросам имиджей, имиджевой политики, «мягкой силы» и т.д. Сами выступления будут достаточно короткими, но после каждого выступления мы предполагаем провести небольшую дискуссию, так, чтобы по каждому из блоков у нас за 20-25 минут был законченный результат. И в конце мы предполагаем провести небольшую презентацию изданий Ассоциации японоведов, посвященных Японии.

Хотел бы представить наших гостей из Японии, которые любезно согласились участвовать. Прежде всего, для нас большая честь, что у нас присутствует три депутата парламента Японии, точнее, два действующих депутата и один достаточно известный политический деятель прошлой администрации. Хотелось бы поблагодарить за участие и представить господина Кондо Сёити, депутата парламента от Демократической партии Японии, госпожу Абэ Томоко, депутата парламента от партии «Зеленый ветер», и господина Сайто Цуёси, который занимал пост заместителя начальника секретариата кабинета министров Японии в предыдущей администрации Нода. У нас также присутствует в качестве наблюдателя советник-посланник посольства Японии в России господин Идэ. Как всегда, у нас в гостях наши старые друзья - это профессор Симотомаи Нобуо из университета Хосэй, профессор Сиобара из университета Коти. У нас собралась команда людей, которые любят Россию и ценят японо-российские отношения. В то же время с российской стороны - я не буду всех представлять, это просто очень много времени займет, но хочу заверить, что здесь также присутствуют японофилы, те, кто любит Японию и посвятил ей свою жизнь, или во всяком случае испытывает к ней теплые чувства.

Цель нашего круглого стола - углубить наши знания о Японии и рассказать об уникальной ситуации, в которой оказалась Япония после выборов в палату советников. Это достаточно крупное политическое событие произошло в июле этого года. Сегодня на правах председателя Ассоциации японоведов я хотел бы начать наш круглый стол с небольшого сообщения об этих выборах в палату советников и дать им свою оценку.

Итоги выборов я не буду долго рассказывать. Вы хорошо знаете, что Либерально-демократическая партия, как и ожидалось, одержала достаточно убедительную победу, набрав 65 мест из 121. В результате правящая коалиция ЛДП и Комэйто получила стабильное большинство в верхней палате - 135 мест.

Как в России оценивают победу ЛДП? Почему ЛДП победила? Могут быть разные точки зрения, но в целом мы не будем, наверное, оригинальными, если скажем, что в Японии произошла определенная консолидация общества вокруг действующей власти, что было связано с рядом причин. И прежде всего это усталость от ситуации с «перекрученным парламентом», то есть эта калейдоскопичная смена кабинетов, которая происходила каждый год, уже порядком надоела. То есть политический кризис уже стал перманентным, и людям это уже перестало нравиться. Каждый год надо запоминать фамилию нового премьер-министра.

Это и определенные надежды на будущее, связанные с экономической политикой нового премьер-министра, получившей название «абэномики», о чем, надеюсь, сегодня расскажет более подробно наш специалист Елена Львовна Леонтьева.

Это, конечно, и фактор разобщенности оппозиции, которая была полностью дезорганизована и не смогла наладить взаимодействие между собой. Никакой координации не происходило даже между партиями, которые ранее проводили такую координацию, например, Партией всех и Обществом реставрации.

Сыграли свою роль и особенности электоральной системы. Это то, что даже небольшие изменения в пользу одной партии ведут к огромному изменению расстановки сил в парламенте. Особенно это заметно в одномандатных округах, где избиратели, ка выяснилось, голосовали не за Либерально-демократическую партию, а против всех прочих партий. В ходе одного из опросов на вопрос «Почему Вы голосовали за ЛДП» первое место набрал ответ «Потому что все остальные партии еще хуже». Это такой типичный ответ.

Еще обращало внимание то, что на выборах наблюдалась рекордно низкая явка. Это третий с конца показатель после 1994 г. на выборах в палату советников - чуть-чуть больше 50%. То есть по сравнению с предыдущими выборами около 10 млн. человек вообще не пришли на избирательные участки, сочтя, что все и так решено.

Подытоживая, нужно сказать, что это не был выбор избирателей в пользу ЛДП или, говоря другими словами, это не означало, что ЛДП получила мандат из рук избирателей. Это было голосование от безысходности. В результате всего 4 дополнительных процента, полученных ЛДП в одномандатных округах по сравнению с предыдущими выборами, привело к тому, что ее представительство выросло очень существенно. Это такая магия цифр.

Из неожиданных вещей было, как считается, лишь два момента. Во-первых, это то, что партии «третьего полюса» оказались полностью несостоятельными, потерпели сокрушительное поражение, это не только Общество реставрации, но и Партия всех, на которую многие возлагали большие надежды.

И второе - это относительный успех Коммунистической партии, которая впервые за долгие годы получила право законодательной инициативы в верхней палате. Сейчас у них там 11 мест.

Как можно оценивать результаты выборов? Их можно оценивать двояко. С одной стороны, это политическая стабильность, которая ожидает страну в ближайшие как минимум три года. Никаких общенациональных выборов в этот период не ожидается. И это, конечно, некий позитив, некий плюс. Это особенно заметно в международно-политическом плане - Японию начнут воспринимать теперь через призму имиджа ее лидера. В то же время политическая стабильность имеет и оборотную сторону, которая заключается в том, что действующая власть утрачивает обратную связь с обществом. И любые ее шаги могут продавливаться без оглядки на общественное мнение. Причем некоторые шаги могут быть весьма рискованными, и это уже показывает практика - некоторые меры в рамках т.н. «абэномики» вызывают справедливую критику и могут иметь далеко идущие последствия.

Кроме того, имеется еще и вопрос о политической базе ЛДП. Он также неоднозначен. Дело в том, что в период выборов произошла определенная консолидация вокруг личности Абэ. Но после победы на выборах в ЛДП вновь начинается борьба за власть, соперничество, вновь расцветает фракционная политика. У Абэ много соперников, которые ждут не дождутся каких-то ошибок и промахов.

Теперь несколько слов о том, какую партийную конфигурацию, или какие изменения в партийной системе можно ожидать в будущем. Я выскажу свои личные соображения, личную точку зрения. Мне кажется, что если ЛДП останется правящей партией и крупных изменений внутри нее ожидать не придется, то в отношении оппозиции можно ожидать крупных качественных изменений. Связано это с тем, что Демократическая партия Японии, которая была правящей три года, настолько себя дискредитировала в глазах общественного мнения, что бренд ДПЯ уже возродить в полном объеме не удастся. То есть этот синоним явного поражения, явных неудач. И возникает вопрос: что будет с ДПЯ? Сможет ли она возродиться вновь, консолидироваться, или нет? Это вопрос, который многих волнует.

И второй вопрос, который многих волнует - это что будет с другими партиями? В частности, с Обществом реставрации, которое также очень дискредитировало себя в глазах общественного мнения после высказываний Хасимото относительно «женщин комфорта». И с другими партиями.

В отношении ДПЯ кратко могу сказать, что существует несколько сценариев. Один из них заключается в том, что в ДПЯ произойдет определенная консолидация правоконсервативных сил вокруг личности одного из партийных лидеров, уже имеющих определенный имидж. Например, это может быть Маэхара Сэйдзи, или Окада Кацуя, или Гэмба Коитиро, или Адзуми Дзюн, или Эдано Юкио и др. Консолидация правоконсервативных сил может повлечь за собой распад Общества реставрации и части Партии всех и, соответственно, создание новой правоконсервативной силы, которая будет создана, скорее всего, под совершенно другим именем. Этот сценарий имеет перспективу, поскольку именно в правоконсервативном лагере, в правой части ДПЯ есть такие яркие личности, с личной харизмой, которые могут возглавить этот процесс.

Но в то же время исторический опыт показывает, что две консервативные силы в Японии плохо уживаются. В 1990-е годы, когда в Японии была создана Партия новых рубежей, выяснилось, что две партии начинают воровать друг у друга лозунги и начинают конкурировать между собой, ослабляя друг друга, в результате чего одна из этих партий уходит с политической арены. Поэтому это работает против такого сценария.

Есть еще сценарий, связанный с консолидацией левой части ДПЯ, которая достаточно сильна и опирается на Рэнго. Действительно, в Японии сейчас существует большая потребность в создании полноценной социал-демократической партии, о чем, кстати, свидетельствует неожиданный успех коммунистов. То есть левый спектр очень плохо представлен на политической арене Японии. И как раз левая часть ДПЯ - бывшие социалисты, ПДС, - может создать полноценную социал-демократическую партию. Опять-таки этот сценарий осложняется тем, что среди левоцентристских сил нет явного и популярного лидера с хорошей харизмой, узнаваемого, который мог бы возглавить этот процесс.

Не хочу злоупотреблять вашим терпением, поскольку у нас круглый стол. Завершая, я должен сказать, что, скорее всего, произойдет определенная поляризация политического пространства Японии. То есть полюсы все-таки будут сформированы в будущем. Скорее всего, ЛДП не сможет воссоздать прежнюю систему однопартийного правления, подобную «системе 1955 года», поскольку старая система была основана на другом - она существовала в условиях биполярного мира, был абсолютно другая ситуация. Кроме того, в ЛДП тогда работала фракционная система, которая позволяла периодически менять имидж партии. Сейчас уже фракционная система не работает, а избиратели голосуют не за личность, а, скорее, за партию. И рано или поздно придет момент, когда люди разочаруются в ЛДП, и им захочется проголосовать за кого-то еще. То есть они будут искать альтернативу. Это будет способствовать поляризации политического пространства, появлению новых сил. Это обстоятельство способствует появлению идеологически ориентированных партий, ориентированных на левые, социал-демократические настроения.

Кроме того, нужно учесть, что японские избиратели обычно голосуют только за те партии, которые имеют перспективу прихода к власти. Малые партии, средние партии не очень популярны в Японии. Из малых партий средние вряд ли получатся, потому что каждая из этих партий имеет не очень много шансов стать правящей. В Японии малые и средние партии не имеют и мощной поддержки в массах, так как японское общество достаточно гомогенно. Это тоже работает против малых партий.

Поэтому в ближней перспективе, скорее всего, либо ДПЯ найдет в себе силы возродить свой имидж на каких-то новых основах, найти сильного лидера, который бы увлек за собой массы под новыми лозунгами. И мне кажется, такие лозунги могут быть только социал-демократическими, то есть левыми. Либо, возможно, произойдет поляризация внутри ДПЯ и раскол ДПЯ на правую и левую части. Какая из них станет основной политической альтернативой ЛДП - трудно сказать.

В любом случае, т.н. «лоскутное правление», т.е. правление, при котором несколько партий формируют коалицию, в Японии, как мне кажется, не имеет больших перспектив. То есть эта поляризация будет происходить и в дальнейшем.

Сайто Цуёси, приглашенный профессор университета Хосэй

Большое спасибо. Летом прошлого года я завершил свою политическую карьеру, а потом перешел как приглашенный профессор в университет Хосэй, где меня любезно принял профессор Симотомаи. Теперь я работаю там в аспирантуре. Думаю, лучше о современной политической ситуации в Японии расскажут двое моих коллег, которые являются действующими депутатами парламента Японии. Тем не менее, я откровенно расскажу о некоторых своих личных наблюдениях.

Я также участвовал в выборах в палату представителей в конце прошлого года. Но мое выдвижение было несколько неожиданным, и проиграл. Я думаю, о настроениях избирателей, в том числе в отношении ДПЯ, об их изменениях, в том числе на выборах в палату советников, лучше расскажут мои коллеги.

Я вижу две особенности в ситуации, происходящей вокруг выборов. Во-первых, это очень низкий уровень явки избирателей. Во-вторых, это существенные различия в волеизъявлении, проявляемом избирателями на общенациональных выборах - в палату советников и палату представителей - и на местных выборах.

Что касается общенациональных выборов, одним из связанных с ними вопросов является вопрос о колоссальном государственном долге, составляющем более 1 квдрл. иен. В период длительной власти ЛДП сложилась такая система, что выборы - это отражение воли народа относительно государственного бюджета. На выборах формируется парламент, который определяет бюджет, который в свою очередь отражает то, как должны распределяться деньги. Именно то, что ДПЯ не смогла обеспечить преемственность этой системы, привело к острой критике со стороны народа и в конечно счете к смене власти ДПЯ.

Но система так и не изменилась. Это как раз и ведет к низкой явке на выборах в палату представителей и палату советников. Теперь же ЛДП стала правящей партией и должна в своей политике учитывать то, что избиратели ждут от парламента и от правительства. Для нее это будет сложнейшей задачей.

Стрельцов. Хотел бы представить вам еще одного гостя, который присоединился позже - это депутат Государственной Думы Михаил Викторович Слипенчук, который в парламенте как раз занимается связями с Японией.

Абэ Томоко, депутат парламента Японии

Перед тем, как переходить к новой теме, я хотела бы сказать несколько слов в связи с тем, что сказали господин Стрельцов и господин Сайто. Я так понимаю, что политическая система в Японии в своей основе отличается от той партийно-политической модели, которая должна существовать - когда партии выступают со своими политическими установками, а народ выбирает партию по этому критерию.

Например, господин Коидзуми Дзюнъитиро пользовался огромной популярностью среди избирателей. Но избиратели выбрали господина Коидзуми не за его курс - например, в области приватизации почтовой корпорации - а за его стиль, за его манеру поведения, которая, как многие говорили, очень похожа на театральное выступление. То же самое - сейчас определенную популярность имеет господин Хасимото. Возможно, часть народа поддерживает его политические установки. Однако в большей степени было востребовано политическое лидерство, политическая индивидуальность.

После окончания «системы 1955 года» в японской политике завершилась эпоха, когда партию выбирают по тому, к чему она призывает. Однако осталось неясным, что должно лежать в основе выбора.

Вообще-то говоря, должны быть партии, отражающие интересы наемных работников, партии, отражающие интересы капитала, управленцев. Но сейчас граница между ними почти незаметна. Уровень политической организации рабочих низок. Получится ли в Японии новое размежевание, о котором говорил господин Стрельцов, - между правой и левой частями политического спектра - я лично в отношении этого испытываю большие сомнения.

Стрельцов. Слово предоставляется Чрезвычайном и полномочному послу, профессору кафедры дипломатии МГИМО Панову Александру Николаевичу.

А.Н.Панов, профессор МГИМО

Я постараюсь быть кратким, поскольку тема очень интересная, а времени у нас немного. Сейчас Японии приходится решать достаточно много вопросов в своей внешней политике, фактически определиться со своим местом, прежде всего, в своей региональной политике. Это связано, прежде всего, с тем, что в регионе происходит формирование нового баланса сил. Это связано с возвышением Китая и проведением Китаем более напористой внешней политики. Это, соответственно, ослабление позиций Японии, и прежде всего экономических, на фоне Китая. Это - кто называет «возвращением Америки», сами американцы не понимают, как назвать, но в последнее время говорят - это их «ребалансировка». Это фактически раскол среди стран АСЕАН, которые тоже не могут пока определиться, как относиться к Китаю. Это возрастающая роль военно-морских флотов в регионе. Это обострение территориальных споров.

В этой ситуации, если ранее Демократическая партия была больше занята внутренними вопросами, теперь нужно отвечать на эти новые вызовы.

Кто такой Абэ, если характеризовать его политическое лицо? Тоже единого мнения нет, и среди американских политиков и ученых, и, наверное, среди мирового сообщества. Некоторые считают, что он правый консерватор. Другие говорят, что националист. Но опять же непонятно, какой националист - умеренный националист или крайний националист. От этого зависит в значительно степени оценка того внешнеполитического курса, который собирается проводить и проводит Япония. Как мы его будем оценивать. По моему мнению, ничего принципиального, существенного во внешней политике Японии не происходит. Это связано с тем, что, как это бывало в японской внешней политике после Второй мировой войны, в сложные времена Япония усиливает свои отношения с Соединенными Штатами. Ничего другого не придумали еще японцы и, наверное, не придумают. Что это значит? Прежде всего, это означает, что Япония будет больше координировать свою политику, в том числе в отношении Китая, в регионе, и особенно что касается военных аспектов внешней политики. В принципе Соединенные Штаты, конечно, восприняли приход господина Абэ весьма позитивно, особенно после премьера Хатояма, против которого они активно работали.

Но позитивные оценки далеко не однозначны. Есть в Соединенных Штатах мнение, что первые шаги господина Абэ были чрезмерными и что он пошел излишне далеко в своих заявлениях о намерении пересмотреть конституцию, пересмотреть историю. А что такое пересмотреть конституцию и пересмотреть историю после войны? Это же то, что было сделано Соединенными Штатами. Конституцию, как вы знаете, в значительной степени формировали США. Международный военный трибунал для Дальнего Востока - там руководящие позиции занимали США. Поэтому заявление Абэ о непризнании решений трибунала - это вызов Соединенным Штатам. И в Соединенных штатах появились опасения, что если Япония пойдет таким путем, то неизвестно где она остановится, - это во-первых. А во-вторых, она испортит отношения со многими государствами региона как раз в тот период, когда Соединенные штаты намерены проводить в отношении Китая политику больше сотрудничества, чем сдерживания.

Эта политика сотрудничества и сдерживания в отношении Китая проводится Соединенными Штатами уже на протяжении многих лет. Но иногда акцент делается на сдерживание, иногда больше на сотрудничество. Давайте посмотрим, какой сейчас акцент в политике США. Это явно акцент на сотрудничество. Это очень четко показала встреча лидеров двух стран летом этого года в Калифорнии. Они разговаривали 8 часов. Сейчас уже по-моему никто из лидеров, когда встречаются, так долго друг с другом не говорят. В лучшем случае минут 40, ну час. О чем говорили? Никто не знает. То, что нам дали через прессу, это все несерьезно. Торговля, компьютерные кибервойны и так далее... А вот что стоит за согласием строить отношения нового типа, об этом ничего сказано не было. Такое впечатление, что о чем-то договорились. Скорее всего, это договоренность об определенной линии, через которую не будет переступать каждая из сторон, чтобы не вызвать крайнюю критическую позицию другой стороны.

Вот посмотрите даже вопрос Сирии. В Соединенных Штатах сейчас только ленивый не критикует Россию. Китай занимает такую же позицию, как и Россия, но Китай никто не критикует в Соединенных Штатах. Критикуют Россию за нарушение прав человека, за все, что угодно. Китай? Ну да, бывает, но умеренно достаточно. Нет такого вала борьбы за права человека в Китае. Поэтому Соединенные Штаты дали сигнал господину Абэ, чтобы он умерил свою политику такого задиристо националистического толка. И это произошло. Ясно, что не послушаться Вашингтона он не может. И уже заявления пошли более умеренные.

Но сейчас они сконцентрировались в основном на одном пункте, который Соединенные Штаты вполне устраивает. Это новая трактовка понятия коллективной обороны. Это значит, что Япония будет активнее участвовать военных операциях, которые проводят Соединенные Штаты. Все остальные вопросы, как мы видим, ушли куда-то в тень.

Понятно - Япония, Соединенные Штаты, усиление союза и т.д. Хотя и здесь не все однозначно. Я думаю, неслучайно в Японии есть мнение, что Соединенные Штаты договорились с Китаем, не исключено, что за счет интересов Японии. Это самое страшное для Японии. Когда Соединенные Штаты говорят, что они поддерживают Японию по проблеме Сэнкаку и одновременно они говорят, что, тем не менее, вопрос о суверенитете не решен, фактически они не поддерживают Японию с тем, чтобы не раздражать Китай. И есть сильные сомнения, что Соединенные Штаты будут на стороне Японии, если начнется какая-то военная заварушка.

Но это фон японо-американский. Теперь возьмем отношения с Китаем и Южной Кореей. Япония на пустом месте испортила отношения с двумя крупнейшими партнерами и соседями. Ради чего? - абсолютно непонятно. Обычно бывает, что националистические лозунги используются для внутреннего потребления - мобилизовать нацию и так далее и так далее. Ну, выиграли выборы, может быть, частично за счет националистических лозунгов. Но практическая политика - это ведь совсем другое. Зачем же продолжать такую политику, которая привела к тому, что с Абэ не хотят встречаться ни президент Южной Кореи, ни глава Китая. Это же, в общем, пощечина, как я считаю, политическая, этой стране.

И совершено не видно, как будет выходить из этой ситуации Япония. Я был этим летом в Японии, и вот что меня поразило. Проходила конференция Японии и африканских государств. И главный тезис, который очень шумно озвучивался, состоял в том, что Япония проигрывает Китаю Африку, что в Африке везде Китай, а где же Япония? Срочно надо давать деньги, и так далее и так далее. Это звучало открыто. То есть большего подарка китайцам для того, чтобы критиковать Японию, сделать было невозможно. То же самое на всех встречах господина Абэ в Азии сейчас та же самая тема - давайте вместе против Китая. И Китай уже это заметил и реагирует. То есть Япония оказывается в изоляции в регионе. Зачем? Непонятно.

Заключая, я хотел бы сказать - серьезная ситуация в России. Как в России оценивают внешнюю политику Японии? Если вы посмотрите на публикации, на выступления - да никак не оценивают. Как будто ничего не происходит. Никто не критикует национализм японский, никто не критикует военную политику Японии. Как будто это все нас не интересует. Возможно, это так. Может быть, кто-то считает, что все равно там ничего существенного не произойдет, и поскольку Япония союзник США, то те так и будут контролировать ее. Большой самостоятельности Японии не дадут. Я хотел бы на нашем круглом столе спросить, в том числе наших российских участников: а как мы оцениваем? Я вот не знаю. У меня, конечно, есть своя оценка, но как политическое наше руководство, как общественное мнение оценивает внешнюю политику Японии, мне совершенно непонятно. Такое впечатление, что нет этой темы.

В завершение я хочу сказать, что да, Япония должна отвечать на новые вызовы, но пока не вижу умной, расчетливой, дальновидной политики на этот счет.

М.В.Слипенчук, депутат Государственной Думы

Я являюсь депутатом Государственной Думы, координатором группы по сотрудничеству с парламентом Японии. Я уже год нахожусь в этом состоянии. И если раньше я как предприниматель смотрел на российско-японские отношения, то сейчас смотрю как политик. И что я вижу? Когда была Демократическая партия была у власти, одним из главных тезисов было освобождение Окинавы от американской военной оккупации. А также конкурентоспособная иена. Не удалось сделать ни того, ни другого. Правда, я в частных беседах предлагал включить печатный станок и печатать иены, потому что иену на уровне 78-80 иен по отношению к доллару - это убийство японской экономики. Этого не удалось сделать, и вот на внеочередных выборах к власти пришла Либерально- демократическая партия, которой удалось ослабить иену, создав тем самым преференции для японской экономики.

И это, наверное, правильно, В основу нужно положить три кита, на которых строится в разном плане внешнеполитическая деятельность Японии: это иена, это Америка и это Китай. Есть, правда, еще один четвертый кит, про который мало кто говорит - это энергетика, энергетическая зависимость. И здесь появляются на горизонте такие страны, как арабские страны, Австралия и Россия. Если посмотреть на контекст взаимовыгодного сотрудничества в области энергетики России и Японии, это, мне кажется, сразу дает ответ на другие экономические вопросы.

Что мы делаем в рамках наших взаимоотношений между парламентами? Честно говоря, во все предыдущие созывы Государственной Думы такой же активности, которая наблюдается сейчас, не было. Понятно, что мы не определяем и не думаем, с кем нам сотрудничать. Мы сотрудничаем с партией власти всегда. Мы также общаемся и с партиями, которые являются оппозиционными. И мы видим, что отношения между парламентами наших стран становится все более и более тесными. Из этого я заключаю, что японское правительство все-таки понимает, что четвертый кит должен сыграть важную роль в укреплении российско-японских отношений.

Мною предложено укрепить сотрудничество по линии комитетов, в первую очередь энергетического комитета, комитета по безопасности, комитета по природным ресурсам, а также сотрудничество по регионам. И это предложение поддержано со стороны парламента Японии. Мы договорились о том, чтобы хотя бы раз в год большими делегациями друг к другу ездить. Это начнется с этого года и продолжится в дальнейшем.

Кубо Фумиаки, профессор Токийского университета

Хотел бы высказать несколько замечаний по поводу сказанного послом Пановым. Всего, по вопросу конституции. Безусловно, конституция была написана во многом по сильной инициативе Америки. Однако уже через несколько лет сама же Америка поставила вопрос о пересмотре 9-й статьи, и эта фундаментальная позиция Америки до сих пор не изменялась. В этом смысле позиция господина Панова, как мне кажется, является несколько ошибочной.

Второй момент - об отношениях Америки и Китай. Тезис, который выдвигал господин Панов - что в этих отношениях Вашингтон сейчас сдвигается от сдерживания в сторону сотрудничества. По-моему, этот тезис можно подвергнуть сомнению.

Я думаю, моментов противостояния как раз очень много между двумя странами - это и права человека, и торговля, и военная политика, и проблемы Тайвань и Тибета, и кибератаки и т.д.

Было высказано мнение, что только Россия только стала объектом критики со стороны США, а Китай вовсе нет. По-моему, американо-китайская конфронтация является фактором исключительно серьезным и фундаментальным, а противостояние между США и Россией является столь уж серьезным.

Хотел бы также высказать мнение по поводу желания США выполнять свои обязательства по отношению к своему союзнику Японии. Может быть, впечатление, будто Америка ослабила свое желание быть верной союзническим обязательствам и оборонять Японию - это выражение стиля президента Обамы. Однако и бывший госсекретарь США Клинтон, и действующий госсекретарь Керри, и несколько министров обороны США - все они официально заявляли, что статья 5 Договора безопасности действует и в отношении островов Сэнкаку. И в отношении длительных переговоров в Калифорнии между Обамой и Си Цзиньпином. Сообщалось, например, о том, что Обама оборвал долго рассуждавшего о Японии Си, отметив, что Япония является союзником США. На саммите Большой двадцатки в Санкт-Петербурге Обама в беседе с Си Цзиньпином высказал свою сильную позицию, относительно того, что Китай не должен своими односторонними действиями пытаться менять статус-кво вокруг островов.

На меня произвело впечатление то, что сейчас в России имеется мнение (Вы не первый, его высказало уже несколько человек), в соответствии с которым Америка и Китай договорились, Америка ведет переговоры за спиной Японии. Но мне кажется, на это нужно смотреть с учетом тех фактов, которые я упомянул.

В заключение еще один момент. По поводу Вашего тезиса о том, что Япония своими односторонними действиями ухудшила отношения с Южной Кореей и Китаем. Здесь тоже есть пространство для сомнений. Во-первых, с южнокорейской стороны был предпринят, на мой взгляд, провокационный акт - это поездка предыдущего президента Южной Кореи на острова Такэсима. Что касается Сэнкаку, здесь можно также и китайские действия оценивать как провокационные. Но, так или иначе, каковыми бы мы их ни считали, остается фактом то, что Япония осуществляет контроль над этими островами. И здесь ничего не изменилось в связи с национализацией островов. То есть здесь, скорее, китайская сторона сделала очень много, чтобы раздуть эту проблему.

Мадоно Сатору, профессор университета Рэйтаку

Я думаю, что Америка испытывает обеспокоенность по поводу Японии - это уже неоспоримый факт. Озабоченность это связана, на мой взгляд, с тем, о чем говорил господин Сайто - что участие японцев в выборах становится все более слабым, резко меняются предпочтения, и получается, что правительство может с легкостью перейти из рук одной партии в руки другой. Это обстоятельство определяет отличия в отношении США к Китаю и к Японии. Господин Кубо сказал, что именно Америка создала проект послевоенной японской конституции, ее защищала, но уже на раннем этапе заявила о желательности ее пересмотра. Возможно, это так.

В последние десять-пятнадцать лет между Америкой и Китаем, как я чувствую, есть какая-то молчаливая договоренность, понимание, что Япония не может вновь стать «обычной страной». Как я считаю, это понимание разделяется представителями «китайской школы» в США, выступающими за сближение с Китаем. И здесь возникает вопрос - как должна вести себя Япония.

Д.В.Стрельцов

Слово представляется Елене Львовне Леонтьевой, которая расскажет об экономической ситуации в Японии.

Е.Л.Леонтьева, главный научный сотрудник ИМЭМО РАН

Экономическая ситуация в Японии сейчас лучше, чем в Соединенных Штатах и странах Западной Европы. Это во многом результат того поворота в экономической политике, который выбрал для себя премьер-министр Абэ после прихода к власти. Почему ему пришлось провозгласить новый курс экономической политики? Во-первых, потому, что Япония потеряла лидерство в Тихоокеанском регионе Китаю. Это хорошо известно. Во- вторых, потому, что японская экономика в течение длительного времени страдает от дефляции цен и низких темпов роста. Низкие темпы роста связаны с дефляцией цен, потому что когда цены снижаются понемножку каждый год, и предприниматели, и потребители откладывают дорогостоящие покупки, вложения в строительство домов, вложения в оборудование. Это наносит очень большой ущерб экономике в виде снижения темпов роста и снижения инвестиционной активности.

В-третьих, потому, что в Японии в течение многих лет повышался курс иены - примерно со ста пятидесяти иен за доллар в 1990-х годах до 75 - 78 иен в 2009-2010 гг. Это очень тяжело для японского экспорта. Это потеря конкурентоспособности на внешних рынках. В результате японские предприниматели вывозят за границу больше капитала, чем они вкладывают внутри страны. Это баланс совершенно неправильный.

Вывоз капиталов не воспринимается в Японии как несчастье, потому что это развитие предпринимательства по транснациональному типу. Тем не менее, это тоже тормозит экономический рост. Безработица в Японии небольшая, потери рабочих мест практически нет, потому что демография в Японии самая тяжелая среди развитых стран. Население сокращается, сокращается трудовой потенциал. А вместе с тем с сокращением трудового потенциала, естественно, потенциальные темпы роста становятся ниже.

Все это болезненные явления одной самых сильных экономик мира. Премьер- министр Абэ и его партия после прихода к власти решили совершить поворот в экономической политике. Население дало премьер-министру Абэ и его кабинету мандат доверия. Рейтинг все время держится на уровне шестидесяти восьми - семидесяти процентов. Это очень высокий рейтинг для политика. Обычно в Японии ожидания поднимают рейтинг, потом начинается его падение, - вот тот механизм, в результате которого в Японии в последние годы 6 раз менялся кабинет министров у власти.

Политический курс, который провозгласил Абэ Синдзо, принято называть абэномикой. Ее выполнение началось очень быстро, сразу, хотя стратегия как «дорожная карта» была принята несколько месяцев спустя после прихода кабинета Абэ к власти. Сам Абэ назвал три направления своей экономической политики «тремя стрелами». Первая «стрела» - это гибкое отношение к бюджетным расходам. Дело в том, что в Японии огромный дефицит государственного бюджета, равный годовому валовому внутреннему продукту. Правда, в отличие от стран Европы, где долговые обязательства держат правительства между собой, японский государственный долг на 90 процентов держат японские банки и страховые компании. А у банков и страховых компаний огромная подушка пассивов в виде сбережений населения. Колоссальные сбережения - 1,5 квадраллиона иен, если я не ошибаюсь в цифрах. Тем не менее, на обслуживание государственного долга, то есть на погашение облигаций, выходящих в тираж, на выплату процентов по ним и на выпуск новых облигаций уходит почти столько же, сколько бюджет затрачивает на все социальные нужды японского населения. Это совершенно недопустимо с точки зрения благосостояния того поколения, которое уходит на пенсию.

Кабинет Абэ готов пожертвовать бюджетной дисциплиной и поставить экономику снова на путь экономического роста с тем, чтобы в дальнейшем начались поступления от налогов в бюджет и бюджетный дефицит начал постепенно выправляться. Поставлена цель добиться первичного профицита государственного бюджета к 2020 году. Процесс этот должен быть медленный, но, тем не менее, на этот риск кабинет Абэ все-таки пошел.

Еще одна «стрела» - это агрессивная денежная политика, которая состоит в том, чтобы Центральный банк накачивал деньги в экономику и покупал облигации государственного долга напрямую с рынка. В принципе Закон о Центральном банке это запрещает, но Абэ удалось в прямом смысле переломить волю руководства Центрального банка и заставить их пойти на эту меру.

И, наконец, третья «стрела» - это разработка стратегии роста, о который я уже говорила. Совсем недавно появилась четвертая «стрела» - «стрела ожидания» в связи с тем, что в Японии будут Олимпийские игры в 2020 году. Олимпийские игры 1964 года, как известно, привели к строительному буму, к постройке огромных автострад и подъему экономики еще в середине прошлого века. Это вот такая четвертая «стрела», которая появилась совсем недавно.

В «дорожной карте» поставлена цель, чтобы темпы экономического роста в течение ближайших десяти лет держались на уровне трех процентов. Для этого нужно, чтобы предприниматели вкладывали больше в оборудование и обновление своих мощностей, и чтобы население как можно больше тратило на текущее потребление и на долгосрочные покупки. Для этого предпринимаются, я бы сказала, довольно диковинные меры, своеобразные меры. Например, компаниям предлагаются налоговые льготы, для того чтобы они слышали заработную плату своим наемным работникам. Я не знаю примеров такой политики вообще в современном экономическом мире. Но, тем не менее, эта мера сейчас принята.

Самое трудное сейчас в экономической политике кабинета Абэ - это налоговая реформа. Здесь кабинет Абэ пошел на своеобразный налоговый маневр - повысить налог на текущее потребление, то есть на покупку населением товаров и услуг на рынке, и понизить налог на прибыль корпораций. Это сочетание довольно рискованное, поэтому очень часто говорят о рискованности экономической политики Абэ, но, тем не менее, сейчас обсуждается повышение налогов при покупке потребительских товаров и услуг с нынешних пяти до восьми процентов в будущем году и до десяти процентов в 2015 году. Для того, чтобы низкооплачиваемые слои населения выдержали этот рост цен (а рост цен и будет означать победу над дефляцией), для того чтобы низкооплачиваемые пенсионеры смогли это выдержать, из бюджета им будет выплачиваться по 15 тыс. иен на каждого члена семьи. И это тоже бюджетные расходы. И вообще на бюджетные расходы возлагается очень большая ответственность за выход Япония из длительной дефляции и низких темпов роста.

 В Японии сейчас очень многие инфраструктурные объекты, построенные еще в середине прошлого века, устарели. Бывают аварии в тоннелях, бывают разные неприятности со скоростными дорогами и скоростными поездами Синкансэн. Для того, чтобы это преодолеть и одновременно привлечь средства на внутренний рынок, бюджетные расходы будут сейчас только увеличиваться.

Снизить налог на прибыли корпорации сейчас предлагается потому, что он сейчас самый высокий среди развитых стран. Сейчас это 38 процентов прибыли, а в Китае 25, в странах Европы 22 и даже 20. Именно это та причина, по которой капиталовложения устремляются заграницу. Сделать это очень трудно, потому что это действительно маневр, рассчитанный на то, что сейчас компании будут вкладывать деньги, а через несколько лет начнется их отдача в виде налоговых поступлений. Это рискованный маневр. Этот маневр встречает очень большую критику со стороны общественности. Но мир японского бизнеса только приветствует эту меру.

Сейчас Япония стоит перед необходимостью найти новые способы расширить свой экспорт. И пока сейчас только благодаря притоку средств на фондовый рынок страны курс иены начал снижаться. Сейчас курс иены уже не 75, а держится на уровне 98-99 за доллар. Это благоприятно для экспортеров. Но экспорт традиционных товаров, которые вывозит Япония, таких как автомобили, электротехника, бытовая электроника, сейчас встречает жесткую конкуренцию со стороны тех стран, где японские компании построили свою филиальную сеть, а именно - со стороны Китая, Южной Кореи, Таиланда, а сейчас уже даже со стороны Индонезии и Малайзии.

Сейчас новое направление японского экспорта, на которое возлагаются очень большие надежды, - это экспорт инфраструктурных проектов. Строительство сооружений за рубежом. Эта деятельность сейчас приобрела огромный размах. Японцы строят дороги, мосты, тоннели во многих странах, начиная от Турции и кончая Индокитаем. Но, тем не менее, это далеко не все, на что можно рассчитывать Япония для того, чтобы вновь поднять свое место в международном разделении труда.

Очень большие надежды возлагаются на японское сельское хозяйство. Японское сельское хозяйство в том виде, в каком оно дошло до наших дней, было организовано реформой оккупационных сил в 1947 году и законодательством 1960 года. Эти законодательные акты, эти реформы превратили Японию в страну мелких крестьянских ферм. Но, во-первых, население стареет, молодежь очень давно стала уходить в города, а даже не уходя в города, стала заниматься другими профессиями кроме сельского хозяйства. Масса земель в Японии пустует. А пустующую землю моментально заселяют сорняки. И уровень цен на продовольствие внутри страны очень высокий, потому что эти цены держит огромная сельскохозяйственная кооперация.

Та реформа, которая была начата до прихода кабинета Абэ к власти, а именно - организация крупных фермерских хозяйств типа компаний - сейчас на нее возлагаются очень большие надежды. Кабинет Абэ считает, что Япония может стать экспортёром высококачественной сельскохозяйственной продукции, такой же, как Голландия, Испания, Израиль и другие страны Средиземноморья. И покупатели на такую продукцию вокруг Японии уже есть. В Китае уже есть серьезная прослойка богатых потребителей, которые покупают японский рис, который в несколько раз дороже китайского, но зато значительно лучше качеством.

Сейчас видно, что экономический рост в Японии уже начинается. Квартальные индексы прироста валового продукта в этом году уже три-четыре процента, и предполагается, что финансовом году, который находится в апреле следующего года, прирост валового продукта составит примерно 2,8% в сопоставимых ценах. Постепенно начинается и выход из дефляции, хотя еще очень медленный. Банк Японии считает, что победить дефляцию удастся примерно за два года.

Таким образом, на этом пока держится высокий рейтинг кабинета Абэ, хотя очень многие говорят о рисках, о том, что когда Банк Японии продает и покупает огромное количество государственных облигаций, на этом рынке может возникнуть новый пузырь. А пузырь - это как раз та причина, почему Япония свалилась свое время в дефляционный спад.

М.В.Слипенчук

Я по поводу иены несколько слов сказать. В принципе в свете тех событий, которые произошли в Фукусиме, иена должна была бы быть ослаблена. Но японские компании начали интенсивно покупать американские долговые обязательства и покупать японскую иену. Это привело к ее сильнейшему укреплению. Это было, конечно, огромный экономической ошибкой.

Мне кажется, очень важно в Вашем докладе прозвучало, что четвертая «стрела» - это Олимпиада. Я бы хотел поздравить всех с тем, что 2020 год - это будет год Олимпиады в Японии.

Е.Л.Леонтьева

В ответ на это я могу сказать, что рынок американских государственных облигаций настолько огромен, а авуары, которые держат Япония и Китай, так велики, что, мне кажется, продажа американских государственных казначейских облигаций такой большой роли не сыграла.

М.В.Слипенчук

 Сама продажа не сыграла. Но потом на доллары покупалась иена.

Е.Л.Леонтьева

 Верно. Но интервенции, которые потом пытался делать Банк Японии...

М.В.Слипенчук

 Интервенций не было. Это было запрещено международным синдикатом. Федеральной резервной системой США и Европейским банком.

Е.Л.Леонтьева

Тем не менее, интервенции потихонечку делаются.

М.В.Слипенчук

 Сейчас делаются. Мне кажется, еще один важный момент. Как Вы сказали, сильная иена - это экспортная инфраструктура. Я бы еще расширил. Будущее японской экономики - в приобретении крупных активов по полезным ископаемым за рубежом. Это будущее японской экономики, и в этом случае сильная иена играет на пользу Японии.

Е.Л.Леонтьева

 Да, сильная иена играет на пользу вывоза капитала, и в том числе покупки активов за рубежом. Это некий баланс, в котором приходится действовать экономической политике. В частности, в Японии делаются большие вложения в разработку сланцевого газа, покупку ценных бумаг американских компаний, которые ведут эту разработку. Но в то же время японцы делают собственные вложения в разработку, а пока что в решение технических проблем добычи метангидрата с морского дна.

М.В.Слипенчук

Последняя ремарка экономическая на тему «Япония - Россия». Объем японских инвестиций в Россию, точнее, внешнеторговое сальдо, если мне память не изменяет, составляет около трех процентов. То же самое касается российских средств во внешнеторговом сальдо Японии. Мы друг для друга незаметны вообще.

Инвестиции в сланцевый газ и метангидрат - это абсолютно никому не интересно. При этом рядом находится Сахалин, который остро нуждается в дополнительных инвестициях. Находятся огромные газовые массивы в Восточной Сибири, в Якутии, и строительство газопровода могло было во многом решить вопросы энергетической независимости Японии. Кроме того, огромное количество угля на Сахалине, который невозможно потребить России при том экономическом развитии, которое сейчас есть. Но электричество могло бы совершенно спокойно направляется по энергетическому кабелю в Японию. Так что вариантов для сотрудничества много, так чтобы хотя бы от трех процентов до десяти дойти, как сейчас с Германией происходит. Спасибо большое.

Е.Л.Леонтьева

 Я совершенно с Вами согласна, что резервы очень большие. Но ведь наши предприятия - огромный Газпром и другие - довольно-таки неповоротливы. И завод по сжижению природного газа во Владивостоке строится очень долго. Это потеря времени. И вообще нашим предприятиям следует, по-видимому, очень быстро шевелиться.

М.В.Слипенчук

Ситуация за последние два года сильно поменялась.

Д.В.Стрельцов

Слово предоставляется профессору МГИМО, главному редактору журнала ПОЛИС Сергею Владиславовичу Чугрову. Тема его выступления будет посвящена тенденциям в японском обществе и общественном мнении.

С.В.Чугров, профессор МГИМО

Я хочу поделиться впечатлениями от поездки в Японию, где я провел это лето с июня по вторую половину августа по приглашению университета Хосэй и профессора Симотомаи Нобуо. Я социолог и хочу поделиться своими впечатлениями о новых моментах в состоянии умов в Японии и состоянии японского общества.

Ну, во-первых, меня удивило, что в курортной зоне Камакура - это в районе Эносима - почему-то японские рестораны закрываются в 6 часов вечера. Но ночь напролет работают корейские и китайские рестораны. У меня такое ощущение, что общее мнение о приверженности японцев работе сильно преувеличено. Для японцев многих, тех же владельцев ресторанов, главное - это попасть побыстрее к телевизору на очередное ток-шоу.

Во-вторых, у меня украли зонтик. Это произошло буквально за одну минуту на станции Син-Осака, где я пересаживаться на другой поезд. Это совершенно невозможно было раньше в Японии даже себе представить.

Вывод я хочу сделать достаточно смелый. Я поговорил с пятнадцатью профессорами лучших университетов Япония - из Токийского университета, университетов Рицумэйкан, Досися, Мэйдзи, начиная, конечно, с университета Хосэй. Я задавал всем один вопрос: в чем основа японского национального характера, скрепляющая общество? И самый популярный ответ был - это синрай, доверие. Это основа человеческих отношений в японском обществе. От межличностного доверия один шаг до доверия к институтам общественным: парламенту, правительству, политическим партиям, общественным организациям. Так вот: зонтик это, конечно, анекдотический случай, но, по опросам общественного мнения, в Японии доверие к общественным институтам понемногу падает. Конечно, этот показатель выше, чем в России, примерно в два раза. В России доверие к общественным институтам колеблется от 15% до 25%. В Японии - не так давно это было - от тридцати процентов до шестидесяти. Сейчас упало примерно на 10 процентов. То есть имеются все-таки некоторые основания говорить о кризисе общества доверия.

Всем профессорам, с которыми я проводил углубленное интервью, я задавал вопрос: как сочетаются в японском менталитете традиционные ценности, т.е. истинные японские традиции, и заимствованные на Западе ценности. И ответы были разные. Я не могу оглашать, что сказал Симотомаи-сэнсэй, или Хакамада Сигэки, или Иногути Такаси. Но средняя цифра очень интересная получилась. Примерно 30 процентов - это западные заимствования в японском менталитете и 70 процентов - это истинно японские традиционные ценности.

Это меня радует. То есть это основание считать, что общество доверия не рухнет под наплывом различных факторов, а все-таки будет продолжаться и впредь.

И еще один момент, который хотел бы отметить, - это отношение к России. Я повсюду встречал достаточно доброжелательное отношение к русским и к России. Только в Кагосиме меня спросили: Россия - это где? Это было в магазине по-моему «Севен-илевен».

Я считаю, что сейчас появляются новые возможности в наших отношениях, которые основаны на более доброжелательном отношении друг к другу. Если за предыдущие 10 лет симпатии к России обрушились с 65% до 44% в 2011 году, то по последнему вопросу, который был проведен в ноябре 2012 года, симпатии к России выросли с 17% до 25. Это рост на 8 процентов. И это действительно рывок, который подает надежды. (Это официальный ежегодный опрос канцелярии кабинета министров).

И вот интересный фон. Этот же год. Симпатии к Китаю упали с 26% до 18%. То есть минус 8 процентов. Отсутствие симпатий возросло с 71% до 80%. Опрос был в ноябре 2012 года, а кризис вокруг Сэнкаку, как вы помните, достиг своего апогея в сентябре.

Еще более удивительные, катастрофические, я бы сказал, цифры - это отношение японцев к Южной Корее и народу Южной Кореи. Здесь симпатия упали за год с 19% до 5%. То есть это катастрофическое обрушение, по-моему.

 На этом фоне мне кажется, что работа, которую проводит Японский фонд в России, перспективы открытия Дома российской культуры в Токио, - все это позволит какой-то рывок сделать. Эти проблемы я обсуждал с вице-президентом Японского фонда Тагути Эйдзи, с которым мы неоднократно ранее встречались и в формальной, и в неформальной обстановке.

В общем, к сожалению, любовь к японскому манга, анимэ и т.д. не означает, что повышается симпатия к японской политике. Это показывают даже события в Китае. Китайцы - это, конечно, фанатики японской массовой культуры. Но, тем не менее, там устраивают достаточно массовые действия с осуждением японской политики. Тоже самое - любовь японцев к Достоевскому, Чайковскому, Рахманинову, к русской классической литературе, музыке вовсе не значит, что у японцев повышаются симпатии к России. И, тем не менее, если эту работу не вести, тогда перспективы понимания станут просто проблематичными.

Мне кажется, что, судя по тому, что нам рассказывал профессор Стрельцов, у Японии сейчас, возможно, будет три достаточно стабильных и спокойных года. Эти годы необходимо использовать для улучшения наших взаимоотношений, и для каких-то возможных прорывов. Во всяком случае, статья, которую в «Независимой газете» летом этого года опубликовали Александр Панов и Кадзухико Того, вызвала резонанс у специалистов. Появляются новые надежды и нужно очень осторожно и очень аккуратно, с большой любовью их использовать.

О.И.Казаков, старший научный сотрудник ИДВ РАН

На мой взгляд, имидж Японии в России меняется. Основные темы, которые в блогосфере люди обсуждают, в интернете - следующие. Прежде всего, это проблемы с Фукусимой. Я думаю, что тут комментарии не нужны никакие. Вторая тема актуальная - это переговоры, которые были между Путиным и Абэ, и курс на ускорение переговорного процесса. Если судить по комментариям людей и по социальным опросам, где-то 80-90 процентов россиян считают, что Южные Курилы являются частью территории России, и они должны таковыми и оставаться. Третья тема, которая возникает в связи с проблемой безопасности в Азиатско-тихоокеанском регионе, - эта проблема возле островов Сэнкаку, поскольку Россия позиционирует себя ближе к Китаю, чем к Японии.

Эксперты по безопасности также отслеживают ситуацию с разговорами в Японии по изменению конституции. На мой взгляд, если это произойдет, то имидж Японии в России тоже ухудшится.

Кондо Сёити, депутат парламента Японии

Меня зовут Кондо Сёити, я депутат парламента. Большое спасибо за предоставленную возможность высказаться. Действительно, может быть, как Вы сейчас сказали, к России и японцев не столь много интереса. Но сейчас это меняется, и я сюда приехал, в частности, потому, что я хочу изменить эту ситуацию и улучшить отношения с вашей страной. За этим стоит то, что Япония всегда придерживается политики приоритета отношений с Америкой. Однако сейчас все громче слышны голоса в пользу того, чтобы менять такую политику. Из-за недостатка времени хотел бы отметить буквально одну вещь, касающуюся экономики. Естественно, многие высоко оценивают результаты «абэномики». Но все больше японцев задаются сомнением относительно того, что огромные выплаты из государственного бюджета вернутся в виде налоговых поступлений.

Хотел бы внести одну поправку. Здесь было сказано, что японцы все меньше вкладывают инвестиций в жилищный сектор. Должен сказать, что в период власти ДПЯ (а я представляю демократов) инвестиции в жилье были больше, чем при власти ЛДП.

Я думаю, что при всей должной оценке результатов «абэномики» есть риск того, что при значительном использовании бюджетных средств рано или поздно мы придем к проблеме очень жесткого регламентирования государственных финансов, а это поставит перед нами в очень жесткой форме проблемы социального обеспечения.

Еще два момента хотел бы отметить. Во-первых, Япония должна не только развивать отношения с Америкой, но делать больший упор на связях со странами Азиатско-тихоокеанского региона, в частности, с Китаем, с Южной Кореей, с Россией.

Во-вторых, это то, о чем уже говорила моя коллега депутат Абэ. Японцы должны все больше думать, какое общество мы строим.

Сайто Цуёси

Только один момент. Первый момент касается акций. Они долгое время находятся на подъеме. Но сейчас уже есть исследования того, кто покупает эти акции.

Второй момент. Наша страна в течение долгого времени проводила политику денежного ослабления. Но, несмотря на этого цены, тем не менее, не выросли.

Еще один момент касается сокращения трудоспособного населения. Япония - это уже достаточно зрелое общество в демографическом плане. Я согласен с двумя предыдущими выступавшими - нам нужно достичь согласия относительно того, какое общество мы хотим построить. Это будет задачей следующих партий, которые возьмут на себя функции лидера.

И последнее. Извините за то, что у вас украли зонтик. Я живу в Йокогаме, это совсем рядом с Камакурой. И мне очень неудобно за камакурские японские рестораны.

В период правления ДПЯ был провозглашен курс «Кампус Азия» на сотрудничество с азиатскими странами, и он сейчас реализуется. В его рамках осуществляется обмен между университетами - студенческие, преподавательские обмены. Речь идет об обмене между молодыми людьми, от которых зависит будущее наших стран.

Д.В.Стрельцов

Сегодня у нас одна тема, которую мы хотели бы обсудить, но не обсудили - это российско-японские отношения, которые, конечно, всех очень интересуют - куда они пойдут и в чем их будущее. Эта тема присутствует всегда. Наверное, в качестве домашнего задания мы можем оставить ее на будущее, на какие-то будущие наши встречи. Кстати, хотел бы сказать в этой связи, что наша Ассоциация в декабре проводит ежегодную международную конференцию, которая в этом году будет посвящена поиску Японией новой глобальный роли. Конечно, мы будем обсуждать и российско-японские отношения.

Тем более что сейчас эти отношения находится на подъеме, и как Япония, так и Россия переоценивают место друг друга своих внешнеполитических приоритетах. На мой взгляд, причин этому очень много. Есть и экономические, и политические, и даже психологические. Например, то, что обе страны находятся в определенном дипломатическом тупике, в определенной дипломатической изоляции. И это толкает их на встречу друг другу. Хотя, может быть, этот тезис спорный, но в чем-то он имеет исторические аналоги, когда страны, находящиеся в подобной ситуации, начинают сближаться друг с другом. Но отдельная тема для разговора.

А сейчас я хотел бы, прежде чем закрыть круглый стол, несколько слов сказать вот о чем. Наша Ассоциация японоведов объединяет людей, которые любят Японию, любят японский народ, и посвятили свою жизнь Японии, работают на японском направлении. И хотел бы, пользуясь тем, что здесь много гостей, и японских, и российских, сказать два слова о нескольких книгах, которые мы издали.

В частности, как раз по теме нашего круглого стола совсем недавно вышла книга «Япония: политическая модернизация эпохи Хэйсэй». Она вышла на русском языке, но здесь есть очень небольшая англоязычная аннотация. Она посвящена как раз политическим процессам, которые происходят в Японии в течение двадцати с лишним лет постбиполярного периода, вплоть до выборов прошлого года. Отражены в ней новая смена власти, возвращение ЛДП к власти и вопросы политической повестки дня Японии, включая и пенсионную реформу, и вопросы социальной политики, и даже такие специфические вопросы, как приватизация почтовой корпорации, реформа NHK и т.д. Я хотел бы сказать, что книга еще только вышла, пока на нее еще не появилось рецензии, но Александр Николаевич Панов уже написал рецензию, которую я пока еще сам не видел, но надеюсь, что он меня не так жестко критикует.

Мы еще готовим большую книгу, посвященную поиску Японией нового места в мире. Она в декабре будет презентована на конференции в декабре здесь в МГИМО, поэтому я вас всех на нее приглашаю. И тогда же будет презентован ежегодник «Япония 2013», который выйдет в новом формате, где будут отражены вопросы, посвященные современному положению в Японии.

Е.Л.Катасонова, в.н.с. ИВ РАН

Мне повезло, что в этом году вышло две моих книги. Они посвящены двум темам, которыми я параллельно занималась всю свою жизнь. Первая книга вышла буквально недели три назад в серии «Россия ХХ век». Это книга архивных материалов, связанная с японскими военнопленными, с комментариями. Этой темой я занимаюсь давно, у менчя много документов. Книга очень большая, здесь более 800 страниц, но туда далеко не все документы вошли. Эту работу придется еще продолжить. Какая это тема и насколько она важна для российско-японских отношений - думаю, здесь не надо даже комментировать.

Вторая книга совершенно другого жанра. Она называется «Японцы в реальном и виртуальном мирах». Это книга, посвященная японской поп-культуре и японской массовой культуре, которая необычайно популярна в нашей стране, но, к сожалению, об этом еще не писалось. Поэтому это практически еще только первая книга, где в общих чертах затронуты проблемы японской манга, анимэ, японской музыки, японских молодежных субкультур, японской уличной моды, где я пыталась связать все и с японскими традициями, и с теми заимствованиями, которые Япония осуществляла на протяжении многих веков. Так что эту книгу я писала не только для японоведов, но и для широкой нашей молодежи.

О.И.Казаков

Обычно, когда проходят конференции, мы с удовольствием от Института Дальнего Востока презентуем наш ежеквартальный сборник «Япония наших дней». Он выходит с 2009 года, и регулярно каждый квартал один номер мы выдаем. В этот раз мы тоже хотели рассказать об этом сборнике.

Однако здесь присутствует депутат Государственной Думы, и я скажу, что 18 сентября в Государственной Думе был принят в третьем чтении законопроект, имеющий отношение к демонтажу существующей системы российских академических институтов. По крайней мере, в нашем институте мы планируем в этом году выпустить то, что было запланировано раньше, однако что будет со следующего года - никто не знает. По мнению многих ученых, решение Государственной Думы было направлено против российской науки, но депутаты думают по-иному. У профессора Чугрова на груди знак в поддержку российской науки. И если Россия будет делать ставку только на продажу сырьевых ресурсов и при этом ликвидировать научный потенциал страны, то, я думаю, никакие российско-японские отношения развиваться не будут. Но мы надеемся на лучшее.

М.В.Слипенчук

Я, к сожалению, отсутствовал в этот день на голосовании. Но могу сказать следующее. Реформа Российской академии наук направлена не на уничтожение российской науки, а на ее оптимизацию. Я сам лично финансировал трехлетнюю экспедицию по погружению лучших российских глубоководных обитаемых аппаратов на Байкале и три года работал с Академией наук. Я изнутри знаю, как она финансируется и как расходуются, и что на те деньги, которые она сегодня получает, науку сделать невозможно. Я сам профессор МГУ и получаю 1000 долларов в месяц. На такие деньги прожить нельзя. Поэтому я надеюсь, в результате этой реформы все-таки наука получит больше средств для тех людей, которые именно двигают науку.
Последнее обновление ( 20.11.2013 г. )
 
« Пред.   След. »
Яндекс.Метрика
Институт Дальнего Востока РАН