Menu Content/Inhalt
Главная arrow Публикации arrow Политика arrow Добринская О.А. Концепция безопасности человека во внешней политике Японии
Добринская О.А. Концепция безопасности человека во внешней политике Японии Печать E-mail
01.10.2013 г.

Концепция безопасности человека во внешней политике Японии

О.А. Добринская

Изменение парадигмы международной безопасности в начале 1990х гг. обозначило необходимость выработки новых подходов к ее обеспечению. Расширение понятия безопасности, включение в него невоенных аспектов, нашло отражение в концепции безопасности человека. В основе концепции лежали два ключевых понятия - свобода от страха, то есть защита от непосредственных угроз физического характера, и свобода от нужды, то есть защита от угроз экономического плана.

Окончание «холодной войны» стало стимулом для поиска Японией новой роли в мировом сообществе. Эта роль подразумевала отказ от ориентации сугубо на узкие национальные интересы, желание более активно участвовать в международных делах, учитывая конституционные ограничения.

Идеи безопасности человека вскоре после появления были охотно восприняты Японией. Этому способствовали устоявшиеся нормы пацифизма, отказ от применения военной силы для решения международных споров, а также установки концепции комплексной безопасности.

 Использование принципов безопасности человека позволило обновить содержание политики оказания официальной помощи развитию (ОПР). В то же время некоторые аспекты концепции в части, касающейся «свободы от страха», вызывали у Токио несогласие. Это предопределило выработку собственного подхода к безопасности человека и дальнейшие усилия по его продвижению в международном масштабе.

Одним из первых государственных лидеров, высказавших поддержку появившейся концепции, стал премьер-министр Т.Мураяма. Концепция получила полноправное признание и официально стала частью внешней политики при премьер-министре К.Обути.

Первые японские инициативы в сфере безопасности человека стали ответом на финансовый кризис в Азии. Они делали акцент на экономической составляющей понятия безопасности человека, отражая философию «свободы от нужды». Видение концепции безопасности человека, выдвинутое К.Обути, и усилия по ее закреплению в числе внешнеполитических приоритетов Японии продолжил Ё.Мори. Выступая на Саммите тысячелетия ООН, Ё.Мори даже назвал безопасность человека одним из столпов японской дипломатии.

После ухода Ё.Мори с поста премьер-министра концепции безопасности человека уже не уделялось первостепенное внимание.Это объяснялось изменением среды международной безопасности после событий 11 сентября 2001 г. Традиционные угрозы безопасности потеснили глобальные проблемы в списке внешнеполитических приоритетов Японии. В то же время, Токио стремился использовать существующий инструментарий для повышения роли в обеспечении мира и стабильности, минимизируя необходимость участия сил самообороны в военных акциях США. Подчеркивалась связь между японским участием в борьбе с терроризмом и обеспечением безопасности человека. В контексте восстановления Афганистана была выдвинута концепция консолидации мира, на основе которой Япония включилась в постконфликтное миростроительство.

В 2003 г. концепция безопасности человека стала важным элементом обновленной программы ОПР. В ОПР также была включено миростроительство, участие в котором рассматривалось через призму безопасности человека, то есть с акцентом на восстановление и развитие. Таким образом, с помощью реализации дипломатии безопасности человека Япония стремилась к расширению роли в проблематике урегулирования конфликтов. Эта роль ограничена областями, не включающими непосредственное вмешательство в конфликты, то есть сосредоточена на невоенных аспектах обеспечения «свободы от страха».

Токио предпринял максимум усилий для закрепления своего видения безопасности человека на глобальном уровне. Японские чиновники смогли наладить управление процессом реализации политики в рамках Трастового фонда ООН по безопасности человека. Япония долгое время была его единственным донором, и сохраняет решающее право голоса при одобрении финансирования проектов и определении региональных приоритетов.

Продвижение японского видения концепции связано с деятельностью Комиссии по безопасности человека, созванной ООН в январе 2001 г. по предложению Ё.Мори с целью уточнения содержания концепции и выработки рекомендаций по ее реализации. Работа комиссии финансировалась японской стороной, а ее сопредседателем стала бывший Верховный комиссар ООН по делам беженцев С.Огата. После завершения работы комиссия была преобразована в Экспертный совет по безопасности человека, возглавляемый С.Огата, с целью выработки рекомендаций Генсеку ООН по реализации положений Доклада и по использованию Трастового фонда по безопасности человека.

Видение концепции в Японии со временем претерпело изменения. Если в 1998-2000 гг концепция фигурировала как ключевое направление дальнейшего развития дипломатии и даже как столп внешней политики, то со временем она стала рассматриваться приемущественно в контексте оказания помощи развитию и сегодня лежит в основе усилий Японии по решению глобальных проблем человечества.

Реализация концепции безопасности человека соответствует национальным интересам Японии. Она является неотъемлемым элементом сотрудничества с ООН, способствует закреплению имиджа Японии как лидера в решении социально-экономических проблем. Обеспечение безопасности человека укрепляет региональные направления внешней политики, оно направлено на формирование положительного образа страны не только в Азии, но и в отдаленных регионах, имеющих значение для Японии, например, в Африке. Безопасность человека играет позитивную роль в японо-американском союзе, поскольку позволяет поддерживать и дополнять действия США в разных областях, например, в постконфликтном восстановлении. Концепция безопасности человека стала неотъемлемой частью внешней политики Японии в эпоху глобализации.
 
« Пред.   След. »
Яндекс.Метрика
Институт Дальнего Востока РАН