Лебедева И.П. Как поддерживают малый бизнес в Хигаси Осака |
21.10.2013 г. | |
Как поддерживают малый бизнес в Хигаси ОсакаИ.П. ЛебедеваВо всем мире экономическая мощь Японии ассоциируется, прежде всего, с именами двух-трех десятков крупнейших компаний и банков. Однако более половины ВВП страны и порядка 80 % ее трудоспособного населения заняты не в крупном бизнесе, а на мелких и средних предприятиях. Основы высокой конкурентоспособности японской продукции и эффективности ее экономики закладываются именно в сфере малого бизнеса. Понимая, насколько важную роль играет малый бизнес в экономическом развитии страны, японское государство оказывает ему всестороннюю помощь и поддержку. В данной статье основные направления этой помощи и поддержки будут рассмотрены на примере промышленного кластера Хигаси Осака, в котором автору довелось побывать весной этого года в качестве руководителя группы молодых японоведов. В основу исследования легли материалы, полученные в местном муниципалитете, а также информация, почерпнутая в ходе бесед с местными специалистами и предпринимателями. Городок Хигаси Осака расположен к востоку от Осака - крупнейшего в Японии торгово-промышленного центра - на пути в древнюю столицу страны Нара. В нем проживают немногим более 500 тыс.человек, из которых почти 47 % (233 тыс. человек) работают на местных предприятиях. Помимо близости к г. Осака,Хигаси Осака располагает таким преимуществом, как развитая транспортная система: с востока на запад и с севера на юг его пересекают шесть железнодорожных линий и сеть автодорог, включая высокоскоростные. Несмотря на небольшие размеры территории и незначительную численность населения Хигаси Осака обладает довольно разнообразной отраслевой структурой экономики. Помимо предприятий оптовой и розничной торговли здесь есть транспортные и строительные фирмы, медицинские и учебные учреждения, финансовые и страховые компании, не говоря уже о широкой сети предприятий, предоставляющих различные виды потребительских услуг населению. Однако основу местной экономики составляют промышленные предприятия: из 27,7 тыс. предприятий более 6 тыс. (21%)оперируют в обрабатывающей промышленности, а число занятых на них составляет более 30 % от общего числа занятых на местных предприятиях[1].Последний показатель существенно превышает средний по стране: так, в целом по Японии доля занятых в промышленности в общем числе занятыхсоставляетпорядка 17 %[2]. Именно промышленные фирмы принесли славу Хигаси Осака не только в Японии, но и за ее пределами. При этом особенностью этого городка является очень высокая концентрация промышленных предприятий. Так, если по числу предприятий Хигаси Осака занимает четвертое место в Японии - после Осака (15,8 тыс. предприятий), Нагоя (9, 95 тыс.) и Киото(6,6 тыс.), то по степени их концентрации - первое. Из 6 тыс. промышленных предприятий, расположенных в Хигаси Осака, около 90 % относятся к категории мелких (с числом занятых менее 20 человек), в том числе примерно на 2,5 тыс. предприятий число работников составляет от 1до 3 человек, а еще на 2 тыс. - от 4 до 9 человек. Средний бизнес ( с числом занятых от 20 до 300 человек) представлен примерно1500 фирмами, в том числе 41 предприятие относится к так называемым тюкэн кигё (верхнему слою малого бизнеса с числом занятых от 100 до 300 человек). Крупных же предприятий (с числом занятых более 300 человек) насчитывается всего 6[3]. При этом отличительной чертой малого бизнеса Хигаси Осака является абсолютное доминирование независимых фирм, т.е. фирм, оперирующих самостоятельно, а не под влиянием материнской компании или головной фирмы в рамках кэйрэцу.Доля таких фирм составляет порядка 90 % от общего числа предприятий, что существенно отличает Хигаси Осака от прочих промышленных центров Японии, для которых характерна структура производственных связей между крупным и малым бизнесом, основанная на системе субподрядных отношений и ориентированная на нужды головной фирмы. В Хигаси Осака же основу производственных связей составляет система партнерских отношений между независимыми предприятиями, каждое из которых специализируется на производстве определенного продукта или его компонента и обладает собственной, часто уникальной технологией. О производственных возможностях и техническом уровне этих предприятий наглядно свидетельствует тот факт, что примерно 30 % из них производят свои собственные продукты и используют свою собственную оригинальную технологию. Объем промышленного производства Хигаси Осака весьма значителен - порядка 1трлн. 300 млрд. иен в год. Здесь представлен довольно широкий круг отраслей современной японской промышленности, но ведущая роль принадлежит трем отраслям - металлообработке, общему машиностроению и производству пластмасс (в совокупности на них приходится более 40 % стоимости отгруженной продукции). Помимо постоянных усилий предприятий по совершенствованию техники и технологии производства, освоению выпуска новой продукции успех Хигаси Осака в завоевании внутреннего и внешних рынков обеспечивает и синергический эффект, возникающий вследствие высокой концентрации промышленного производства, так как это облегчает налаживание производственных связей между предприятиями, обмен информацией и организацию совместных исследований. В то же время важную роль играет и деятельность местных органов власти, направленная на усиление конкурентоспособности местных предприятий и их возможностей адаптироваться к требованиям быстро меняющегося спроса. В целом усилия властей Хигаси Осака по поддержке местных промышленных предприятий можно разделить на следующие направления: - содействие в производстве продуктов с высокой долей добавленной стоимости; - помощь в реализации продукции; - создание благоприятной бизнес-среды; - помощь в подготовке кадров. Что касается первого направления, то прежде всего следует упомянуть о разработке местными специалистами своего рода технологической дорожной карты, которая, с одной стороны, дает представление о направлениях технологического развития существующих предприятий, а с другой - содержит информацию о возможных новых видах бизнеса и технологий, возникающих в процессе переориентации страны на создание низкоуглеродного, дружественного окружающей среде общества. Для донесения этой информации до местных предприятий используются самые разнообразные формы - начиная от распространения с помощью факсимильной связи и электронной почты информационных бюллетеней и кончая организацией специальных семинаров для местных предпринимателей (примерно по 30 семинаров в год). В частности, с учетом важной роли в производстве качественных продуктов не только уровня воплощенных в них технических идей, но и внешнего вида, в Хигаси Осака периодически организуются семинары, на которые в качестве лекторов приглашаются ведущие японские дизайнеры. Многое делается также для облегчения освоения предприятиями новых продуктов и технологий. Так, в Хигаси Осака создан «Институт поддержки промышленных технологий», который выполняет сразу несколько функций. Во- первых, его специалисты оказывают местным предпринимателям разного рода консультационные услуги. Во-вторых, Институт располагает 30 тест-стендами и другим передовым промышленным оборудованием, которыми на условиях аренды могут воспользоваться местные предприниматели для приобретения навыков работы с новой техникой. В-третьих, при нем действуют 5 «инкубаторов», т.е. специальных помещений, оснащенных токарными станками и другим промышленным оборудованием и предназначенных для того, чтобы старт-апы и предприятия, осваивающие новый бизнес, могли организоватьпроизводство опытных образцов продукции. Среди прочих мер, направленных на поддержку усилий местных предприятий по производству продуктов с высокой долей добавленной стоимости, следует упомянуть также содействие им в организации совместных научно-исследовательских проектов (путем предоставления субсидий, покрывающих их затраты в пределах 500 тыс. иен), а также помощь в приобретении и защите прав на интеллектуальную собственность. В частности, власти Хигаси Осака проводят большую разъяснительную и образовательную работу среди местных предпринимателей по этим вопросам, а также оказывают им помощь в получении патентов, в том числе путем частичного субсидирования их расходов на эти цели (в пределах 100 тыс. иен) [4]. Что касается второго направления поддержки малого бизнеса - помощи в реализации продукции - тоодним из наиболее важных его инструментов является сайт TechPlazaHigashiosaka, которым оперирует экономический департамент муниципалитета Хигаси Осака. Этот сайт содержит порядка 1100 баз данных о продукции и технических возможностях местных высокотехнологичных предприятий и служит площадкой, где потенциальные партнеры могут найти друг друга. Достаточно сказать, что число посещений только странички «Хацугэнрёку аппу» составляет порядка 70 тыс. в месяц [5]. На этом сайте местные предприниматели могут также найти самую разнообразную информацию - о выставках, семинарах, мерах государственной поддержки и т.д. Немалую роль играет и организация местными властями или при их посредничестве разного рода мероприятий, на которых фирмы Хигаси Осака демонстрируют свои достижения. Так, благодаря совместным усилиям муниципалитета Хигаси Осака и местной торговой палаты в Токио проводятся выставки MokariMesseHigashiosakainTokyo, на которыхпредставлены достижения высокотехнологичных средних предприятий. В деловом центре Осака организована постоянная экспозиция продуктов и технологийTechnoMesseHigashiosaka (субсидируемая муниципалитетом Хигаси Осака). Наконец, в самом Хигаси Осака местные власти регулярно проводят деловые форумы, на которые съезжаются предприниматели со всей Японии. Особо следует отметить поддержкувластямиусилий местных предприятий по освоению зарубежных рынков. Так, через зарубежные представительства ДЖЭТРО (Японской организации содействия внешней торговле) муниципалитет распространяет разного рода материалы о том, что собой представляет Хигаси Осака и какие продукты выпускают его предприятия. Кроме того, постоянно расширяется объем информации и рекламы на английском языке, помещаемой на муниципальном сайте TechPlazaHigashiosaka. И, наконец, муниципалитет предоставляет субсидии местным предприятиям, экспонирующим свою продукцию на зарубежных ярмарках (в пределах 200 тыс. иен) [6]. Очевидно, что продвижению местной продукции на внутренний и зарубежные рынки способствует и деятельность местных властей по присвоению лучшим продуктам брэндов города (таких, какOnlyon, Numberone, Somethingextra), поскольку товары с маркировкой «Хигаси Осака» приобретают в глазах потребителей еще большую привлекательность. Сейчас около 300 видов продуктов 70 предприятий города имеют право на маркировку «сделано в Хигаси Осака». Третья группа мер поддержки малого бизнеса в Хигаси Осака - создание благоприятной бизнес-среды - включает главным образом разного рода льготы, предоставляемые местным предприятиям для облегчения либо старта, либо переключения на новый бизнес. Так, например, с тем, чтобы поощрить создание в городе новых предприятий, для предпринимателей, построивших новые заводы или фабрики в специальных районах, выделенных властями для этих целей, введена система частичного субсидирования налогов на основные фонды и городского планового налога. А именно, в течение первых трех лет после открытия предприятия его владельцы имеют право на возврат части этих налогов (расчет производится для каждого случая отдельно). Начинающим предпринимателям также предоставляются субсидии на аренду площади в выставочном центре «CreationCoreHigashiosakа" (стоимость аренды - 21 тыс. иен в месяц, субсидия составляет 6 тыс. иен и выплачивается в течение двух лет). Разумеется, к мерам, способствующим созданию в городе благоприятной бизнес-среды, относятся и все прочие виды материальной поддержки, о которых упоминалось выше, а в широком смысле слова к ним можно отнести, на наш взгляд, вообще всю деятельность местного муниципалитета. Наконец, что касается четвертого направления поддержки малого бизнеса - помощи в подготовке кадров - то, прежде всего, следует сказать об уже упоминавшихся выше семинарах для предпринимателей, которые на регулярной основе организует местный муниципалитет и которые нацелены на облегчение адаптации предприятий к быстрым изменениям на рынке. Кроме того, при посредничестве и поддержке местных властей налажена система посещения учеными и специалистами из университета Кинки дайгаку местных предприятий с целью оказания им консультационной помощи в решении разного рода технических вопросов. Внимания заслуживает и такая мера, как проведение в местных школах специальных уроков, на которых местные предприниматели и специалисты рассказывают детям о том, что такое современная промышленность. Кроме того, в городе работает клуб юных изобретателей «Boysandgirlsinventionclub»: дважды в месяц для школьников организуются специальные занятия, на которых их обучают начальным навыкам работы в сфере монодзукури (создания вещей) и дают им почувствовать радость и удовольствие, которые приносит эта работа. Наконец, следует упомянуть и о проводимых ежегодно церемониях награждения местными властями лучших предпринимателей и лучших работников города, демонстрационный эффект которых очевиден. Эти мероприятия не только способствуют повышению трудовой мотивации ныне работающих поколений, но и служат делу воспитания у молодежи и школьников трудолюбия, стремления овладеть современными профессиями, попробовать свои силы в бизнесе. Из изложенного выше становится очевидно, насколько многогранна помощь местных властей мелкому и среднему предпринимательству Хигаси Осака. К этому следует добавить, что целый комплекс мер поддержки оказывают малому бизнесу страны и центральные ведомства и институты [7]. Конечно, в малом бизнесе заложен огромный потенциал саморазвития - в силу своей гибкости и адаптивности мелкие и средние фирмы способны существовать в жесткой рыночной среде, опираясь только на собственные силы и возможности. Но, как показывает опыт Японии, разумная государственная политика, направленная на поддержание этих усилий, придает дополнительный импульс развитию промышленности и предпринимательства. 1. Монодзукури-но сайтэки канкё. Хигаси Осака (Хигаси Осака. Оптимальная среда для обрабатывающей промышленности). Муниципалитет Хигаси Осака, департамент поддержки промышленности. 2011 г., с. 2-4. 2. OECD Statistics http://stats.oecd.org/Index 3. Монодзукури-но сайтэки канкё, с. 5. Подробно о предпринимательской структуре японской промышленности см.: Лебедева И.П. «Япония: промышленность и предпринимательство», гл. вторая. М., «Восточная литература» РАН, 2007г. 4. Монодзукури содан мадогути (Консультационный центр для промышленных предприятий). Информационный бюллетень муниципалитета Хигаси Осака. 5. Там же. 6. Монодзукури-но сайтэки канкё, с. 14-15; Информационный бюллетень муниципалитета Хигаси Осака. 7. Подробно см. И.П. Лебедева «Япония: развитие промышленности и предпринимательства», глава третья, раздел 3. |
« Пред. | След. » |
---|