Menu Content/Inhalt
Главная arrow Публикации arrow Политика arrow Парамонов О.Г. Японо-американская ПРО
Парамонов О.Г. Японо-американская ПРО Печать E-mail
20.11.2013 г.

Японо-американская ПРО - фактор изменений базовых принципов политики Токио в области безопасности

Олег Парамонов

В настоящее время Япония не только является наиболее ценным и перспективным партнером Вашингтона в области противоракетной обороны, но и постепенно становится весьма значимым и авторитетным актором в этой крайне чувствительной для международной среды безопасности сфере. Подобные изменения в роли Японии всё ещё плохо предсказуемы с точки зрения влияния не только на региональную, но и на глобальную среду безопасности, поскольку антивоенные положения японской Конституции стали одним из элементов регионального статус-кво. В настоящее время отношение соседних государств к планам Токио в военной сфере уже не выглядит солидарно негативным.

Оценивая ситуацию, складывавшуюся вокруг ПРО за три года пребывания Демократической партии Японии у власти, можно сделать вывод, что данное направление сотрудничества заметно продвинулось вперёд. В немалой степени это произошло благодаря усилиям японской бюрократии. Именно чиновники из Минобороны и МИДа смогли сохранить в своих руках контроль над противоракетным вектором японо-американского взаимодействия и взяли на себя ответственность при принятии важных решений.

После победы на парламентских выборах в декабре 2012 г. правительство Либерально-демократической партии Японии (ЛДПЯ) заявило о своих планах осуществить до конца 2013 г. пересмотр Основных направлений национальной обороны от 2010 г. Данное намерение премьер-министра Синдзо Абэ выглядит весьма амбициозным политическим шагом, учитывая, что Основные направления от 2009 г. принимались в расчёте на пятилетнюю перспективу, и при их разработке активно использовались идеи «мозговых центров» ЛДПЯ.

Рекомендации для новых Основных направлений программы национальной обороны Японии (далее - новые Основные направления) подготовлены несколькими комитетами ЛДПЯ. Наиболее полемичное предложение японских экспертов связано с планами предусмотреть возможность нанесения превентивного удара для уничтожения готовых к запуску ракет вероятного противника, дублируя потенциал существующей ПРО.

Принятие доктрины превентивного удара означало бы значительное усиление роли Сил самообороны, которая в настоящее время жёстко ограничена Конституцией. Синдзо Абэ рассматривает конституционную реформу в качестве одного из долгосрочных приоритетов своей политики, а в качестве первоочередной задачи ставит изменение действующей интерпретации Конституции, запрещающей участие Японии в коллективной самообороне.

Япония не имеет права использовать возможности своей ПРО для защиты территории США или какой-либо другой страны от ракетной атаки. С. Абэ неоднократно подчёркивал, что подобный дисбаланс обязательств не способствует укреплению доверия между союзниками.

Сотрудничество между США и Японией в области ПРО уже привело к достижению принципиально нового уровня координации между вооружёнными силами США и Силами самообороны Японии, при котором стало очень сложно провести грань между участием Японии в коллективной самообороне и соблюдением запрета на подобные действия.

Свои рекомендации для новых Основных направлений подготовили и в Кэйданрэн - «штаб-квартире» японского бизнеса. В них дана положительная оценка опубликованного в марте 2013 г. заявления секретаря кабинета министров о возможности исключения из запрета на экспорт вооружений для производимых в Японии компонентов перспективного истребителя F-35. В консорциуме на разработку этого самолёта участвуют девять государств, включая США. В Кэйданрэн полагают, что данное заявление важно не только с точки зрения ценности F-35 для обеспечения безопасности Японии, но и с позиции сохранения и развития японского оборонно-промышленного комплекса и его технологической базы.

По мнению аналитиков Кэйданрэн, преимущества от возможного участия Японии в совместной с другими странами разработке и производстве вооружений обусловлены расширением сотрудничества с союзниками и дружественными государствами в вопросах внешней политики, получением доступа к новейшим зарубежным технологиям и сокращением стоимости научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
 
« Пред.   След. »