Menu Content/Inhalt
Главная arrow Публикации arrow Лингвистика arrow Тимонина И.Л. Япония на мировом рынке: от промышленного экспорта к экспорту систем
Тимонина И.Л. Япония на мировом рынке: от промышленного экспорта к экспорту систем Печать E-mail
20.11.2013 г.

Япония на мировом рынке: от промышленного экспорта к экспорту систем

И.Л. Тимонина

Современные изменения структуры, динамики и трендов развития мировой экономики привели к существенной трансформации всей системы и механизма мирового хозяйства. На мировой экономической арене появились новые «полюсы роста», прежде всего в регионе Восточной Азии. Отчетливо обозначился переход к двухскоростной динамике мирового экономического роста: происходит замедление темпов роста постиндустриальных экономик развитых стран, в то время как наиболее успешные страны развивающегося мира демонстрирует высокие и сверхвысокие темпы. Растет и их экспортный потенциал, в результате чего товары и услуги, произведенные в них, занимают все новые сегменты рынка.

В то же время экономики развитых стран и, прежде всего, их промышленные комплексы, теряют свою конкурентоспособность на тех рынках, где еще недавно они были безусловными лидерами.

Все это делает более чем актуальным вопрос о новом глобальном позиционировании экономик развитых стран и в более широком контексте об обеспечении потенциала роста на длительную перспективу. Для Японии вызовы XXI века и новая ситуация на мировом рынке актуальны, пожалуй, даже в большей мере, чем для других развитых стран. Страна пережила «потерянное десятилетие» 1990-х годов, глубокий экономический спад в период финансово-экономического кризиса 2008-10 гг., последствия природной катастрофы 2011 г.

Наблюдается тенденция к снижению международной конкурентоспособности Японии. Ее доля в мировом товарном экспорте снизилась в 2011 г. до 4,5 % (для сравнения доля Китая в том же году достигла 10,4%) против 10,3% в 1986 г., что на фоне сохраняющейся высокой зависимости экономики страны от зарубежных рынков является весьма негативным фактором. Кроме того, в условиях все более активного перемещения производственных операций и бизнес-функций японских корпораций за рубеж, в экспорте страны увеличивается доля промежуточной продукции, в результате чего японская промышленность «теряет» часть добавленной стоимости.

В результате Япония, как и другие развитые страны, оказалась перед необходимостью поиска новых рыночных сегментов, где японские компании могут реализовать свой потенциал и добиться конкурентного преимущества на средне- и долгосрочную перспективу.

В стратегических разработках, представленных правительством С. Абэ в феврале - июне 2013 г., предлагается Стратегия глобального превосходства («Strategy of Global Outreach»). По мнению авторов стратегии, Япония имеет такое превосходство в сфере инфраструктуры (электроэнергетика, дороги, водоснабжение, ИТ), организации здравоохранения, образования.

Обозначая пути реализации своего «глобального превосходства» в международном контексте, правительство предлагает компаниям делать упор на диверсификацию форм зарубежной активности, а именно продвижение за рубеж «интегрированных систем» - реализацию комплексных проектов в области производственной и социальной инфраструктуры, включая не просто поставки оборудования и других товаров и осуществление, например, строительных работ, но и разработку дизайна, проектирование, предоставление технологий и ноу-хау, инжиниринговые и образовательные услуги в одном «пакете». Подобный «пакетный» подход («package-type infrastructure»), который был обозначен еще в 2010-2011 гг., позволит увеличить добавленную стоимость, получаемую японскими компаниями от зарубежных операций.

Новизна данного подхода состоит в том, что традиционные формы экспорта товаров и услуг приобретают характер стратегических интегрированных проектов на основе частно-государственного партнерства и со все большим вовлечением не только крупного, но также малого и среднего бизнеса.

Подобная стратегия представляется вполне реалистичной. Рынок общественных товаров и услуг, обеспечивающих качество жизни населения (образование, здравоохранение, чистая энергетика, экология, градостроительство, транспортные коммуникации) растет во всем мире, и особенно в развивающихся странах Азии, ряд которых переходит к стратегии «инклюзивного роста». Реализация подобной стратегии роста предполагает снижение зависимости экономики страны от внешних рынков и расширение внутреннего спроса за счет роста доходов граждан и создания и/или совершенствования производственной и социальной инфраструктуры.

Для Японии же это открывает новые возможности на рынках развивающихся и других быстро растущих экономик. Всего, по расчетам правительственных экспертов, японские компании к 2020 г. смогут утроить свои продажи на международном инфраструктурном рынке (до 30 трлн. иен) и на рынке медицинских технологий и услуг (до 1,5 трлн. иен).

Для содействия компаниям в данной сфере правительство предлагает использовать механизм кредитования Японского банка международного сотрудничества (JBIC's Loan Facility Enhancing Global Business Development), систему страхования экспорта и инвестиций (NEXI), инструменты Официальной помощи развитию (ОПР), в том числе по линии Японского агенства международного сотрудничества (JICA), а премьер-министр С.Абэ готов выступать в качестве «главного продавца» японских систем.

Набор перспективных направлений «системного» экспорта японских компаний довольно обширен. Одно из них - проекты «умного города» (smart city), в рамках которых на основе новейших технологий и инженерных и дизайнерских решений формируется экологически дружественная и комфортная для людей жилая среда.

Системный подход как ключевая идея экспортной стратегии японских компаний и самой Японии, находит свое отражение и в «совместном проекте» японского бизнеса и правительства «Cool Japan», нацеленном на продвижение за рубеж элементов японского образа жизни и культуры (мода, дизайн, кухня, контент).

Японские компании также могут предложить и предлагают зарубежным рынкам системные решения в области медицинских, образовательных, «экологических» услуг, систему организации обслуживания потребителей, т.е. формат японских универмагов, ресторанов и других заведений.

Итак, от экспорта товаров Япония постепенно переходит к экспорту систем и решений, который тесно связан с политикой продвижения национального бренда «Япония». Новые вызовы правительство и бизнес Японии принимают вместе, опираясь на отработанные и апробированные механизмы «экономической дипломатии», всегда отличавшейся, как известно, прагматизмом. При этом активно используется «имиджевый капитал» страны, под которым мы подразумеваем восприятие Японии в мире и, прежде всего, в азиатском мире, как страны с высоким уровнем и качеством жизни и всего того, что эта страна создает, страны, которая, не являясь уже самой крупной азиатской экономикой, все-таки остается самым развитым в социально-экономическом отношении государством и в этом качестве может служить образцом для других азиатских (и не только) стран.
 
« Пред.   След. »
Яндекс.Метрика
Институт Дальнего Востока РАН