Menu Content/Inhalt
Главная arrow Публикации arrow Культура arrow Кузьминков В.В. Политика Японии на российском направлении в 2009-2013 гг.
Кузьминков В.В. Политика Японии на российском направлении в 2009-2013 гг. Печать E-mail
20.11.2013 г.

Политика Японии на российском направлении в 2009-2013 гг.

Кузьминков В.В.

В конце августа 2009 года впервые за долгие годы в Японии произошла коренная смена власти. Либерально-демократическая партия Японии (ЛДПЯ), практически беспрерывно находившаяся у власти с 1955 года, потерпела сокрушительное поражение на выборах в нижнюю палату парламента от оппозиционной Демократической партии Японии (ДПЯ).

Приход к власти Демократической партии во главе с Юкио Хатояма породил у ряда политиков и экспертов надежды на улучшение российско-японских отношений. Эти надежды, в первую очередь, были связаны с заявлением Ю. Хатояма о том, что он продолжит «семейную традицию» по улучшению отношений с Россией, начатую его дедом Итиро Хатояма, который в 1956 г. осуществил восстановление дипломатических отношений между СССР и Японией, подписав Совместную советско-японскую декларацию.

Однако надежды на улучшение отношений не оправдались. На протяжении практически всего периода правления демократов российско-японские отношения сотрясали политические скандалы и острые заявления. Все заявления Ю. Хатояма об улучшении отношений с Россией и разрешении территориального вопроса оказались пустыми предвыборными обещаниями. Правительство демократов не имело собственной стратегии в отношении России и придерживалось прежней позиции, когда залогом будущего сотрудничества было решение территориального вопроса.

Жесткая политика нового демократического правительства вызвала ответную реакцию Москвы. 1 ноября 2010 г. президент Дмитрий Медведев посетил остров Кунашир - один из южных Курильских островов, которые оспаривает Япония. Этот визит, без преувеличения, стал знаковым событием в истории российско-японских отношений. Президент Д. Медведев стал первым из руководителей советского и российского государства, посетившим Курильские острова. Посещение главой Российского государства южных Курил, с одной стороны, было не чем иным, как демонстрацией суверенитета России над этими территориями, а с другой - очевидным поражением японской дипломатии. Японской стороне пришлось в итоге признать, что никаких реальных средств не позволить Д. Медведеву посетить острова у Японии нет, как нет ни ресурса, ни смысла замораживать отношения с Россией.

Выстраивание новой политики в отношении России началось с лета 2011 г. после известий о том, что Владимир Путин снова будет баллотироваться в президенты России. В японском истеблишменте считают, что территориальный вопрос с Россией возможно решить только путём принятия «политического решения» на высшем уровне. Для принятия политического решения по территориальному вопросу в пользу Японии необходимо создание серьёзного японского лобби. Японская сторона восприняла возвращение В. Путина как «важный сигнал» для активизации лоббисткой деятельности на российском направлении.

Важным шагом на пути «подготовки подходящей атмосферы для принятия политического решения» по островам стал визит в Россию бывшего министра иностранных дел, председателя Политического совета правящей ДПЯ Сэйдзи Маэхара, который состоялся с 29 апреля по 4 мая 2012 г.

2 мая С. Маэхара встретился с тремя приближенными президента В. Путина. Двое из них это старые знакомые С. Маэхара - министр иностранных дел С. Лавров и председатель нижний палаты парламента С. Нарышкин. Однако наибольшее значение имела встреча с третьим приближённым В. Путина - тогдашним руководителем аппарата правительства, профессиональным японистом Антоном Вайно (ныне - заместитель руководителя администрации президента). Установление личных контактов с А. Вайно было несомненным достижением японской дипломатии и имеет большое значение для будущего российско-японских отношений. Путём непосредственных контактов через одного из приближённых президента В. Путина японская дипломатия получила возможность оказывать влияние на деликатные проблемы российско-японских отношений, включая проблему «северных территорий».

Несмотря та то, что в период с конца 2009 по начало 2012 гг. новое демократическое правительство Японии потерпело ряд дипломатических неудач на российском направлении, настолько значительных, что в Японии уже почти перестали надеяться на возвращение к переговорам по территориальному вопросу, который занимает ключевое место в отношениях с Россией. Главным тезисом российской стороны в указанный период было то, что «южные Курильские острова - часть территории России, и наш суверенитет над ними является законным и неоспоримым». Вследствие такой принципиальной позиции России, японской стороне не оставалась ничего другого, как обвинять последнюю в «незаконной оккупации».

Тем не менее с началом второго президентства В. Путина риторика и действия японских политиков заметно смягчились, термин «незаконная оккупация» был заменён на более сдержанное определение «заняты без юридических оснований». Активизировалась лоббисткая деятельность и закулисная дипломатия, направленная на «работу» с российским президентом и его окружением.

В результате японской стороне удалось добиться подтверждения ранее достигнутых договорённостей о продолжении переговоров по территориальному вопросу, от которых российская сторона отказывалась, прикрываясь заявлениями о «бесспорности суверенитета России над южными Курилами» и «незыблемости итогов Второй мировой войны». В свете достигнутых на российско-японской встрече в верхах договорённостей о том, что путь к мирному договору лежит через определение принадлежности южных Курильских островов, приходиться признать тот факт, что российскому руководству будет теперь сложно апеллировать к «незыблемости итогов Второй мировой войны», поскольку российская сторона сама признала проблему островов нерешённой, тем самым поставив под сомнение российский суверенитет над этими островами.
 
« Пред.   След. »