Menu Content/Inhalt
Главная
Казаков О.И. Климатическая политика Японии после Великого бедствия на Востоке страны Печать E-mail
20.11.2013 г.
Казаков О.И.

Климатическая политика Японии после Великого бедствия на Востоке страны

Землетрясение 11 марта 2011 г. силой 9,0 магнитуд и вызванное им мощное цунами привели к природно-техногенной аварии на АЭС «Фукусима-1», остановке почти всех реакторов на японских АЭС и пересмотру правительством Японии норм ядерной безопасности в стране. Парализованный сектор атомной энергетики Японии не только стал причиной дефицита электроэнергии, но и ударил по обязательствам Японии согласно Киотскому протоколу по сокращению выбросов парниковых газов, и прежде всего - по взятым в 2009 г. повышенным обязательствам правящей Демократической партии (ДПЯ), названной её лидером и премьер-министром Японии Юкио Хатоямой «Инициативой Хатоямы», сократить антропогенные выбросы парниковых газов на 25 % к 2020 г. по сравнению с базовым 1990 г. Таким образом, две проблемы - восстановление атомной энергетики и климатическая политика Японии - оказались тесно связанными.

Из-за Великого бедствия на Востоке Японии с марта 2011 г. происходило последовательное отключение реакторов на японских АЭС, в том числе и для профилактического осмотра, но даже прошедшие осмотр реакторы так и не смогли вступить в строй. 5 мая 2012 г. был остановлен для ремонтных работ последний действующий в стране реактор на АЭС «Томари»: впервые с 1966 г. Япония осталась без атомной энергетики. 1 июля 2012 г. компанией-оператором КансайДэнрёку был запущен реактор №3 на АЭС «Ои», а 18 июля - реактор №4 на АЭС «Ои», которые проработали до сентября 2013 г.

Великое бедствие на Востоке Японии нанесло сокрушительный удар по Инициативе Хатоямы. Если в 2010 г. доля атомной энергии в энергобалансе страны составляла около одной третьи, то впоследствии почти все атомные реакторы были остановлены и энергобаланс сместился в сторону доминирования углеводородного топлива. Так, в 2012 г. доля сжиженного природного газа по сравнению с 2010 г. увеличилась с 33 % до 47 %, а доля нефти выросла с 4 % до 19 %. Значительно возросли и затраты на закупку энергоносителей - в 2012 г. соответствующая статья расходов увеличилась на 3,2 трлн иен (32,3 млрд долл.) и рост продолжается.

Природно-техногенная авария на АЭС «Фукусима-1», сопровождавшаяся выбросами радиоактивного облака пара и утечками радиоактивной воды в почву и воду, привела к первой в истории Японии серьёзной катастрофе, связанной с «мирным атомом», что вызвало среди населения рост антиядерных настроений, которые проявились в многочисленных митингах по всей стране и заявлениях известных деятелей Японии против «мирного атома». Это массовое общественное движение практически блокировало какие-либо оперативные решения по запуску новых и перезапуску остановленных атомных реакторов.

С 26 ноября по 7 декабря 2012 г. в Катаре прошла 18-я Конференция рамочной конвенции ООН об изменении климата (COP18) на которой было заявлено что, с одной стороны, Япония не собирается присоединяться к Киотскому протоколу в случае его продления, а с другой стороны, Япония постарается сохранить за собой роль ключевого игрока во время дебатов, поскольку она оказала помощь развивающимся странам на сумму 17 млрд 400 млн долл., что превышает те 15 млрд долл., которые она обещала 3 года назад. В итоге, по совокупности причин, в 2012 г. Япония с репутационными издержками выходит из второго этапа Киотского протокола.

Вернувшаяся в декабре 2012 г. к власти Либерально-демократическая партия (ЛДП) во главе с Синдзо Абэ, который стал премьер-министром Японии, стала держать курс на перезапуск атомных реакторов, исходя из новых стандартов безопасности АЭС, с целью ликвидации дефицита электроэнергии и использования в энергобалансе страны источников с «нулевыми» выбросами, чтобы на этой основе заявить новые реалистичные цели по сокращению выбросов парниковых газов. Определённый прорыв по восстановлению атомной промышленности произошёл после принятия Японией 8 июля 2013 г. новых правил безопасности для АЭС: в этот день четыре компании-операторы АЭС подали заявки о возобновлении работы 10 реакторов на пяти АЭС, и Комиссия по ядерной безопасности Японии начала их рассмотрение. Однако правительство ощущает на себе сильное давление со стороны бóльшей части общественности и многих партий, которые выступают против «мирного атома» и за последовательную ликвидацию в Японии атомной энергетики.

3 сентября 2013 г. был отключён реактор №3 на АЭС «Ои», а в ночь с 15 на 16 сентября - реактор №4 на АЭС «Ои». Япония вновь осталась без атомной энергии.

Накануне ноябрьской 2013 г. Конференции рамочной конвенции ООН по изменению климата (COP19) Япония заявила новые цели по выбросам парниковых газов: добиться к 2020 г. их сокращения на 3,8 % по сравнению с объёмом 2005 г. Это означает фактическое увеличение выбросов парниковых газов примерно на 3 % по сравнению с 1990 г., что является отходом даже от первоначального правительственного плана, принятого в рамках Киотского протокола. В то же время, Япония планирует предоставить помощь в размере 16 млрд долл. для борьбы с глобальным потеплением.

На фоне всё бóльшего признания мировой общественностью роли антропогенных парниковых газов в наблюдаемом в настоящее время глобальном потеплении, Японии предстоит найти понимание у мирового сообщества в том, что резкое изменение её климатической политики является обоснованным решением. При этом, намерения Японии добиться к 2050 г. сокращения выброса парниковых газов потребует от властей страны выработки обоснованного долгосрочного плана мер в этой области, которого ещё нет.

Фактическое понижение роли Японии в мире как «зелёной державы» из-за принятых ей существенных корректив в своей климатической политике, как представляется, вызвано совокупностью вполне обоснованных прагматических причин, из которых можно назвать следующие:

1. трудности быстрого перезапуска реакторов АЭС из-за переосмысления и ужесточения технических и организационных требований к их безопасности, вызванных серьёзностью атомной аварии;

2. растущие антиядерные настроения в широких слоях японского общества;

3. техническая невозможность в настоящее время заменить углеводородную энергетику экономически эффективными источниками энергии с «нулевыми» выбросами парниковых газов;

4. ограниченные возможности, вследствие высоких достигнутых успехов, снижения энергопотребления в стране за счёт повышения энергоэффективности и кампаний типа CoolBiz / HotBiz;

5. невозможность решить вопрос уменьшения выбросов парниковых газов в стране за счёт покупки Японией углеродных квот или иных компенсационных механизмов.

По данным Всемирной метеорологической организации, в 2012 г. среднее содержание углекислого газа, ответственного за глобально потепление, в атмосфере планеты достигло рекордной величины и составило 393,1 единиц на миллион. Таким образом, всё мировое сообщество, включая Японию, стоит перед необходимостью объединить усилия для решения проблемы глобального потепления.
 
« Пред.   След. »
Яндекс.Метрика
Институт Дальнего Востока РАН