Menu Content/Inhalt
Главная

Attention!

О предстоящей XII ежегодной конференция Ассоциации японоведов
12 декабря 2019 г. (четверг) в Институте востоковедения РАН будет проведена XII ежегодная конференция Ассоциации японоведов. В этом году она пройдет как юбилейное мероприятие, посвященное 25-летию Ассоциации японоведов. Тема конференции: "Исследования Японии в современной России: к 25-летию Ассоциации японоведов". В рамках конференции, будут проведены 4 секции, посвященные (1) 25-летнему юбилею Ассоциации японоведов, (2) по внешней и внутренней политике Японии, (3) по экономике и обществу Японии, (4) по истории и культуре Японии. Рабочий язык - русский.
Подробнее...
 
Фаризова Н.О., Спиряков В.В. Автомобилестроение как движущая сила взаимодействий Японии с миром Печать E-mail
01.12.2013 г.
Фаризова Н.О., Спиряков В.В.

Автомобилестроение как движущая сила взаимодействий Японии с миром

В ведущих мировых рейтингах Японию представляют, прежде всего, ее автомобильные гиганты. Так, в текущем рейтинге наиболее влиятельных людей планеты, публикуемом Forbes (TheWorld'sMostPowerfulPeopleList), всего 72 человека. Курода Харухико, управляющий Банком Японии, занимает 39-ю строку. Тоёда Акио, президент компании Toyota Motor - 44-ю. Сон Масаёси, президент компании Softbank - 45-ю. АбэСиндзо, премьер-министр Японии - 57-ю. Таким образом, из четырех представителей Японии одним из наиболее влиятельных признан президент автомобильной компании - Тоёда Акио значительно "опережает" самого премьер-министра. Любопытно сравнить в контексте данного рейтинга Японию и другие страны. Так, Германия - один из крупнейших мировых автопроизводителей - представлена в рейтинге президентом компании VolkswagenGroup Мартином Винтеркорном (49-я позиция), однако канцлер Ангела Меркель занимает 5-ю строку. Республика Корея представлена президентом компании SamsungGroup Ли Гон Хи (41-я строка) и президентом страны Пак Кын Хе (61-я строка)[1]. Ни одна другая страна, помимо Японии и Германии, не представлена в рейтинге автопромом. Ни один представитель бизнеса России или США не занимает более высокую позицию в рейтинге, чем глава соответствующего государства[2]. Несмотря на зачастую спорные критерии составления подобных рейтингов, даже этот краткий список наглядно и относительно адекватно отражает систему взаимоотношений, парадигму тех векторов развития отдельных стран, которые формируют мировое политическое, экономическое, технологическое, медийное пространство.

Рейтинги компаний, учитывающие исключительно экономические критерии, также демонстрируют, что автомобилестроение остается одной из наиболее развитых отраслей японской промышленности и экономики в целом.

Так, ToyotaMotor на данный момент удерживает 1-ю строку в списке FinancialTimesJapan 500, оказываясь лидером по рыночной стоимости и будучи оцениваемой выше, чем крупнейшие компании не только вторичного, но и третичного сектора экономики. Всего в рейтинг входит 31 компания автомобильной отрасли с общей рыночной стоимостью около 487 млрд долл., что ощутимо выше совокупных рыночных стоимостей по другим отраслям экономики. Так, если говорить о третичном секторе экономики, 40 банков, вошедших в список, оцениваются приблизительно в 327 млрд долл., а 27 предприятий сферы туризма и отдыха - в 178 млрд долл.

В текущем рейтинге крупнейших компаний мира ForbesGlobal 2000 представлена 251 японская компания. Список учитывает продажи, прибыль, активы, рыночную стоимость компаний (в долларовом выражении) за отчетный период. За счет активов лидирует среди всех японских корпораций Mitsubishi UFJ Financial (27-я строка в общем рейтинге по всем четырем критериям). Очевидно, что крупные финансовые корпорации располагают большим объемом активов, нежели предприятия реального сектора. ToyotaMotor отстает от финансовой корпорации не намного, занимая 31-ю позицию. Примечательно, что среди всех японских компаний именно ToyotaMotor обладает наибольшей рыночной стоимостью - компания оценивается в 167,2 млрд долл. VolkswagenGroup, расположившаяся на 14-й строке, по этому показателю значительно уступает: 94,4 млрд долл. Более высокая позиция VolkswagenGroup в рейтинге обусловлена объемом активов, значительную долю которых составляют активы финансовой компании, входящей в группу. Ср. сопоставимые объемы продаж: 254 млрд. долл. у VolkswagenGroup против 224,5 млрд долл. у ToyotaMotor. Также следует отметить, что помимо ToyotaMotor отдельные строки в рейтинге занимают пять входящих в группу Toyota компаний: ToyotaTsusho, ToyotaIndustries, AisinSeiki, Jtekt, ToyotaBoshoku.

В списке 100 крупнейших нефинансовых корпораций, издаваемом ЮНКТАД, отражен индекс транснациональности. Индекс транснациональности (ИТН) рассчитывается как среднее значение следующих трех показателей: отношение зарубежных активов ко всем активам, зарубежных продаж к общему объему продаж и численности работников за рубежом к общему числу занятых. Крупнейшие японские автопроизводители имеют достаточно высокие ИТН: 73,4% у HondaMotor, 65,4% у NissanMotor, 54,7% у ToyotaMotor. Таким образом, компания HondaMotor почти на три четверти вовлечена в процессы международного движения капитала, международной торговлии интернационализации кадровых ресурсов. NissanMotor и ToyotaMotor также в высокой степени транснациональны, но при этом практически половину своих мощностей ToyotaMotor реализует внутри страны.

По данным JETRO, в последние годы доля транспортных средств (легковых и грузовых автомобилей, запчастей, мотоциклов), исключая суда, составляет около 1/5 всего экспорта Японии (20,8% в 2012 г.).

Приведенные данные показывают три «круга» деятельности автомобильных корпораций Японии. ToyotaMotor 1) является крупнейшей компанией на внутреннем рынке страны, 2) играет заметную роль в мировой экономике и 3) даже учитывается в «комплексном» рейтинге расстановки сил в мире, будучи оцененной выше, чем политическая мощь государства. Будучи одной из развитых стран мира, Япония обладает крупнейшей постиндустриальной экономикой с мощным третичным сектором. Несомненно, о недостаточной диверсификации внутренней экономики Японии речь не идет. Однако, на наш взгляд, для внешнего мира Япония на данный момент является, в первую очередь, «страной автопрома», и это несколько тревожная тенденция. Многие международные рейтинги включают японские компании, но если их методология учитывает только объем активов или доходы, то со всей очевидностью по этим критериям проходят и корпорации, действующие только на внутреннем японском рынке и никак не представляющие страну в глобальных процессах. Между тем, именно узнаваемость бренда является одной из важнейших составляющих рыночной стоимости компании и залогом ее процветания. Лидеры IT-индустрии Googleи Facebook в силу самой специфики не могут иметь больших объемов продаж, тем не менее, это корпорации, во многом определяющие сегодняшний мир. Можно предположить, что Японии трудно выдерживать конкурентную борьбу в этой сфере в связи с языковым барьером. В другой отрасли машиностроения - электронике - удерживать ведущие позиции также становится все сложнее, так как США и Южная Корея проявляют колоссальную активность на этом рынке.

В этой ситуации Япония оказывается насвоего рода «автомобилестроительной игле». Между тем, по некоторым данным, молодые люди в развитых странах не склонны торопиться с приобретением личного автотранспорта. Сложная экологическая обстановка, пробки, высокая цена обслуживания и парковок и другие факторы приводят к тому, что зачастую общественный транспорт гораздо больше соответствует потребностям горожан. Безусловно, автомобиль на бензиновом двигателе не перестанет пользоваться спросом в одночасье, но совершенно обоснованным представляется концептуальный взгляд корпорации ToyotaMotor, изложенный на официальном сайте: «В определенный момент производство автомобилей было не более чем одним из новых ответвлений производителя ткацких станков ToyodaAutomaticLoomWorks. Дальновидный основатель компании, Тоёда Киитиро, верил в скорое наступление эры автомобиля. Небудетпреувеличениемсказать, чтоего твердая решимость воплотить мечту в жизнь помогла создать ту компаниюToyota, которуюмызнаемсегодня. Сейчас мы живем в эпоху экономической зрелости. Развитие новых бизнес-проектов стало одной из важнейших задач для корпораций, стремящихся к стабильному росту. В течение последних лет ToyotaMotorCorporation (TMC) создает предприятия за пределами автомобилестроительной отрасли, расширяя сферы деятельности до жилищного строительства, финансов и коммуникаций». Таким образом, заявляет компания, «Toyota вносит свой вклад в мир 21 века, развивая новые бизнес-проекты».


[1]Также 32-м в рейтинге стал Пан Ги Мун, Генеральный секретарь ООН.

[2] 1-й - Владимир Путин, 2-й - Барак Обама.
 
« Пред.   След. »
Яндекс.Метрика
Институт Дальнего Востока РАН