Menu Content/Inhalt
Главная arrow Публикации arrow Экономика arrow Кагальникова А.В. Японское общество как потребитель и производитель культуры
Кагальникова А.В. Японское общество как потребитель и производитель культуры Печать E-mail
19.12.2013 г.

Японское общество как потребитель и производитель культуры (на примере логистической концепции JIT)

Кагальникова Анастасия Вячеславовна, преподаватель истории и культуры Японии СПбГУ

Культура - феномен, обладающий большой палитрой различных определений, однако, если говорить в целом, культура - это все материальные и духовные продукты общественной деятельности, которые были созданы человеческим разумом и руками, ценности и принципы поведения, принятые в том или ином обществе и передаваемые последующим поколениям.

Такая неразрывная связь культуры и общества обуславливает нахождение человека как члена социума, результат деятельности которого и представляет собой культуру, в центре внимания исследований культурологии. С одной стороны, культура формирует человека как личность, то есть человек выступает её потребителем: заимствует и адаптируется к уже установленным правилам, традициям, нормам и ценностям той культуры, в рамках которой существует, что позволяет ему чувствовать себя комфортно в обществе. С другой стороны, человек, опирающийся на наследие всех предыдущих поколений, способен выступать также производителем культуры: воссоздавая и изменяя уже имеющиеся культурные формы, интерпретировать их по-своему или творчески порождать новые. Более того, человек как член общества выступает транслятором культуры, передавая свои культурные знания и навыки не только другим индивидам, но и следующим поколениям.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что общество является главным создателем культуры, её движущей силой и одновременно с тем, основной целью её становления.

В условиях существования культурных универсалий, наличие которых связано, прежде всего, с тем, что люди по своей природе, не зависимо от их географического места, исторического времени или социального положения, будучи физически во многом устроенными одинаково, имеют, если говорить в общем, одни и те же биологические потребности, испытывают одни и те же чувства и неизбежно сталкиваются с одними и теми же жизненными процессами, как, например, рождение и смерть, существуют также уникальные черты культуры. Такие черты считаются необщепринятыми и представляют собой особенность той или иной культуры, носителями которой являются члены общества какой-либо страны.

Так, обращаясь к культуре страны восходящего солнца - Японии, на протяжении многих столетий вызывающей огромный интерес не только со стороны учёных, но и простых обывателей, неравнодушных к различным материальным и нематериальным её элементам, не возможно не отметить уникальность эстетических концепций, этико-филосовских категорий, принципов и идеалов японского народа.

На примере японского общества особенно интересно рассматривать человека как производителя и потребителя культуры, так как японская система ценностей способна включать в себя новые элементы - впитывать влияние других, чужеземных культур, сохраняя при этом свои традиции, то есть оставаться самобытной. Исходя из идеи того, что статика и динамика культуры напрямую связаны с человеком и его деятельностью, можно говорить, что такая особенность гармонии и равновесия - является достоянием именно японского общества.

Так, на протяжении истории японского архипелага, его культура периодами попадала под влияние континентальной культуры, главным образом, китайской, что продолжалось столетиями и часто охватывало многие стороны жизни японского общества. Однако новые поглощённые элементы чужеземной культуры практически никогда не обретали собственного свободного существования в Японии: они творчески перерабатывались и включались в японскую культуру, которая от этого становилась ещё более самобытной. Как об этом пишет Иэнага Сабуро в своей книге «История японской культуры»: «... в японской живописи, поэзии архитектуре, скульптуре, художественном ремесле и многом другом можно обнаружить китайские, индийский, корейские и иные иноземные элементы, но присутствуют они там, как сказал бы филисоф, в «снятом» виде, подчинёнными системе японской культуры в целом...»[i]

Японское общество как потребителя и производителя культуры можно наблюдать на протяжении всего его исторического развития, не зависимо от рассматриваемого элемента, будь то язык, ценности, нормы, манеры, обычаи или традиции. К этой группе можно даже отнести элементы экономики, отталкиваясь от той мысли, что культура как главный объект науки культурологии, являющейся разделом социогуманитарного знания, представляет собой совокупный опыт жизнедеятельности человека, в условиях формирования экономической среды которой, совокупность потребностей человека с его определённым культурным наследием является и исходным, и конечным мотивом производства.

Ярким примером выше сказанного служит микрологистическая система Камбан, ставшая в Японии достойным коммуникационным инструментом производственной логистической концепции «Just in Time» «Точно в срок» (JIT) во второй половине XX века.

После Второй мировой войны, которая закончилась для Японии актом о безоговорочной капитуляции, оккупационные силы настаивали на расформировании дзайбацу - торговых домов, ставших военно-промышленными концернами. Четырьмя основными дзайбацу в то время были «Мицубиси», «Мицуи», в который и по сей день входит компания «Тоёта», «Сумитомо» и «Ясуда», большинство из которых существовало ещё с периода Эдо (1603-1868). В тот сложный период Тоёта, как и остальные компании, входившие в дзайбацу, переживала серьёзный кризис. Необходимо было быстро разработать и внедрить новую систему управления производством, которая позволила бы максимально сократить все виды потерь: материалов, времени, производственных мощностей. Необходимо было придерживаться принципа: «Если ты это производишь, будь уверен в том, что это продастся»[ii].

Тогда руководство компании «Тоёта» выступило потребителем культуры производства, заимствованной у американской компании «Форд Мотор Компани»: внедрила в производственный процесс концепцию JIT, являвшуюся совершенно противоположным подходом к управлению производством по сравнению с традиционными методами, широко используемыми на Западе.

Концепция Just in Time представляла собой «тянущую» логистическую систему, то есть технологию, при которой материальные ресурсы «вытягивались» последующим участком с предыдущего по мере необходимости. Иными словами, когда в ходе одной операции заканчивалась обработка единицы продукции, посылался сигнал на предыдущую операцию, которая, в свою очередь, отправляла обрабатываемую единицу дальше только тогда, когда получала на это запрос, поэтому жесткий график движения материальных потоков в рамках данной логистической системы отсутствовал.

Такой подход к производственной системе кардинально отличался от общепринятых в то время концепций «толкающего» типа, в рамках которых стратегия сбыта, направленная на опережающее по отношению к спросу формирование товарных запасов, «выталкиваемых» на последующий производственный участок вне зависимости от того, были они заказаны или нет, являлась основополагающей.

Тем не менее, способность правильно воспринимать чужеземную культуру: заимствовать и адаптировать её наиболее полезные достижения, помогла японской компании, находившейся на пороге банкротства к 1952 г., в течение нескольких лет стать третьим крупнейшим автомобильным производителем в мире, уступая лишь «Дженерал Моторс» (General Motors) и «Форд Мотор Кампани» (Ford Motor Company)[iii].

Однако важно отметить, что секрет успеха заключался даже не столько в потреблении чужеземной культуры производства, сколько в успешном творческом её видоизменении.

Дело в том, что сотрудник «Тоёта» Оно Тайити, ставший впоследствии вице-президентом компании, придумал внедрить в заимствованную концепцию JIT новый коммуникационный инструмент, который бы сократил затраты на производство и, следовательно, снизил цену реализации товара при повышении его качества. Секрет инновационной системы заключался в карточках, называемых «Камбан», которые Оно Тайити, впоследствии, определил как «сердце всей системы».[iv]

В карточках «Камбан» точно указывалось количество и наименование комплектующих, которые необходимо было произвести, а также время, к которому это должно было быть реализовано. Карточки с инструкциями передавались с последующего производственного этапа на предыдущий, где, в свою очередь, производилось только то, что в них было указано. В результате, все производственные подразделения, включая сборочный цех, снабжались нужными материальными ресурсами только в том количестве и в те сроки, которые были необходимы для выполнения заказа, сделанного подразделением-потребителем, что автоматически снижало затраты.

Со временем система Камбан стала настолько популярной, что её внедрением в свой производственный процесс занялись не только американские компании, но и ряд европейских, что в очередной раз подчеркнуло способность японского общества выступать не только потребителем, но и успешным производителем культуры.


[i] Иэнага Сабуро. История японской культуры. Перевод Б.В. Поспелова. М, 1972. С. 13.

[ii] Цит. по: Вакамацу Ёсихито, Кондо Тэцуо. Тоёдасики сэйсанрёку. (Производственные возможности Тоёта). Сэмпокикан, 2004. С. 35.

[iii] TOYOTISM / www.itcilo.it/actrav/english/library/library_socdiag.html 09.10.2008.

[iv] Цит. по: Оно Тайити. Тоёта сэйсан хосики - Дацукибоно кэйэйо мэдзаситэ. (Производственная система Тоёта - Уходя от массового производства). Дайямондо, 1978. С. 52.
 
« Пред.   След. »
Яндекс.Метрика
Институт Дальнего Востока РАН