Menu Content/Inhalt
Главная arrow Публикации arrow Культура arrow Бибик А.Н. Японская и славянская народная демонология
Бибик А.Н. Японская и славянская народная демонология Печать E-mail
31.03.2014 г.

Японская и славянская народная демонология: компаративный анализ

Бибик А.Н. (Донецкий НТУ)

В рамках современной глобализации и расширения межкультурных коммуникаций особенно актуальными становятся исследования с помощью компаративного анализа. Подобные исследования часто позволяют глубже понять своеобразие каждой из рассматриваемых культур и выявить точки их соприкосновения, что способствует становлению межкультурного диалога.

Компаративные исследования актуальны и в японоведческой сфере, поскольку стремление к адекватному понимаю японской культуры за ее пределами является одной их основных задач японоведения как науки. Для подобных исследований существенным является анализ тех феноменов культуры, которые имеют значимость для каждого из сопоставляемых культурных пространств.

Подобной значимостью для многих культур обладает демонология. Особенностью демонологии является то, что она входит в повседневный жизненный опыт, обуславливая формирование специфики народной ментальности. Глубина влияния демонологии на общественное сознание в целом обуславливает актуальность ее рассмотрения в рамках компаративных исследований.

Одной из главных проблем в изучении демонологии является проблема классификации её основных персонажей. Персонажи японской демонологии распределяются по двум группам: юрэй - 幽霊- «yurei» - обитатели потустороннего мира, дУши (от «rei» - 霊- душа, дух) и ёкаи - 妖怪 - «yokai» - призраки, приведения, все «волшебное, чудесное, загадочное» (от «kai» - 怪 - чудо, диковина, привидение). Персонажи славянской демонологии понимаются как «духи», «нечистые (потусторонние) силы». И в славянских и в японских понятиях можно заметить отсылку ко всему «странному», тому, что выходит за пределы человеческого, «профанного» мира.

Структуризация японской демонологии основывается на соотношении духов с их пространственной локализацией (духи воды - 水の怪 - «mizu-no kai», гор -山の怪 - yama-no kai», дома - 家の怪 - «ie-no kai» дорог - 道の怪 - «miti-no kai»), либо с отношением духа к какому-либо явлению природы (雪の怪 - «yuki-no kai» - духи снега,音の怪 - «oto-no kai» - духи звука, 火の怪 - «hi-no kai» - духи огня). Персонажи славянской демонологии локализируются вокруг леса, дома, воды и полей. Выделяются также отдельные группы духов, относящиеся к кладбищам, амбарам, печи.

Рассматривая отдельных персонажей данных демонологий, можно проследить некоторые сходства их функционального наполнения, пространственной локализации и внешних характеристик. Можно провести параллели, между японским Дзасики-бокко (座敷ぼっこ - «zasiki-bokko») и славянским Домовым, Ямамбой (山姥- «yamamba») и Бабой-Ягой, Юкки-онной (雪女- «yuki-onna») и Бадзулой, Ямабико (山彦- «yamabiko») и Лесным Царем Ох, Кура-бокко (蔵ぼっこ- «kura-bokko») и овинниками, т. д.

В имени «дзасики-бокко», так же как и в имени «домовой», фиксируется его принадлежность к пространству жилого дома: «дзасики» (座敷) - жилая комната, «бокко» (ぼっこ) - «мальчуган». Как правило, Дзасики-бокко имеет вид прыткого невысокого мальчишки. Славянский Домовой также небольшой ростом, где-то 30-40 см, но покрыт коричневой или серой шерстью.

Домовых и Дзасики-бокко относят к доброжелательно настроенным к людям духам, однако они могут наносить вред людям в случае, если их каким-либо образом не устаивает поведение хозяев дома или обстановка в нем. Действия Дзасики-бокко в таких случаях обычно сводятся к запугиванию детей, вызову зрительных и слуховых галлюцинаций. Участие Домового в жизни людей более активно: он может и устроить пожар, и просто разбросать предметы в доме. Если обстановка в доме устраивает домового, он может помочь хозяйке в уборке квартиры или приготовлении пищи.

Также распространенным образом в японском фольклоре является образ Ямамбы, - «горной старухи». В славянском пространстве схожими являются представления о Бабе-Яге, которая иногда характеризуется как хозяйка леса.

Оба персонажа имеют неприглядный внешний вид: Ямамбу описывают как старуху в рваных одеждах, у которой рот доходит до самых корней волос, а сами волосы в любой момент могут превратиться в змей. Баба-Яга - это тоже старая женщина в рваных одеждах, с отвисшими грудями, одна нога у неё костяная, волосы растрепаны и она слепа.

Можно отметить сходство и функционального наполнения этого образа. Встреча с ней, как правило, приводит к трагической ситуации, но может и оказаться полезной. В отличие от Бабы-Яги, Ямамба не имеет четко выраженной связи с царством мертвых. Злобность не является доминирующими чертами данного образа, в обоих культурах он предстает как сочетание доброты и жестокости, красоты и уродства.

Различие в средах обитания Ямамбы и Бабы-Яги (горы и лес) можно объяснить разностью природных условий двух стран. Обе фигуры имеют много общего. К тому же Ямамба иногда воспринималась как хозяйка леса. Баба-Яга и Ямамба в отдельных сюжетах могли менять своё местонахождение:

Приведенный пример определенно показывает, что в японской и славянской народной демонологии имеются сходные черты:

 - Классификация духов в славянской и японской народных демонологиях выполняется по сходным параметрам: выделяется ряд природных пространств (дома, воды, леса, гор) в пределах которых находятся духи определенных сходных черт и функциональной наполненности.

- Ряд сходных черт (функций, либо внешних характеристик) обнаруживают следующие персонажи: Дзасики-бокко и Домовой, Ямамба и Баба-Ягя, Ямабико и Лесной Царек Ох, т. д.

Детальное сопоставление персонажей японской и славянской демонологии, а также выяснение особенностей влияния данных образов на ментальность и народную культуру, может стать предметом дальнейших исследований.

Полный текст статьи будет опубликован в: Труды ИВКА (Серия «Orientalia et Classica») Вып. LII. История и культура традиционной Японии. 7 / Отв. ред. А.Н.Мещеряков. - М.: РГГУ, 2014.
 
« Пред.   След. »
Яндекс.Метрика
Институт Дальнего Востока РАН