Дулина А.М. Две стороны культа божества Хатиман |
31.03.2014 г. | |
Две стороны культа божества Хатиман - святилища Ивасимидзу и Цуругаока в XII - XIV вв.Дулина А.М. (ИСАА МГУ)Ивасимидзу и Цуругаока входят в число главных святилищ божества-охранителя государева рода и воинского сословия Хатиман. Святилище Ивасимидзу было основано недалеко от столицы в 859 г. с целью ритуальной защиты государства и государя. Посещение святилища августейшим родом и подношения двора божеству Хатиман подтверждают особое для государя значение этого центра культа. Оно входило в число «двадцати двух святилищ» (нидзю:нися) и считалось вторым по значимости после Исэ оберегающим род государя. В 1063 г. «часть тела» (синтай) Хатиман была перенесена в основанное военным кланом Минамото на востоке страны в деревушке Камакура святилище Цуругаока. Это святилище стало главным центром культа Хатиман как божества войны, а также сакрально-идеологическим источником легитимации власти сёгунов, которые подносили щедрые дары божеству за пожалованные от государя ранги и титулы. В период существования двух полюсов власти - императорской (в столице Хэйан) и военной (в ставке бакуфу в Камакура) - расположенное в столичном районе святилище Ивасимидзу охраняло государя, а Цуругаока - покровительствовало клану Минамото и военному сословию. В камакурской традиции Хатиман был, прежде всего, грозным божеством войны, божеством лука и стрел, защитником воинов. А в культе Ивасимидзу - милосердным бодхисаттвой, который поднимал меч, только если государю и династии угрожал враг. Несмотря на противостояние двух политических сил с центрами в Хэйан и Камакура, святилище Ивасимидзу и созданное по его подобию Цуругаока сохраняли тесные отношения. Так, в хронике «Восточное зерцало» («Адзума кагами») сохранились сведения о совместном обращении священнослужителей Ивасимидзу и Цуругаока к Минамото Ёритомо (1147-1199) с просьбой о восстановлении святилища Уса, разрушенном во время войны между кланами Минамото и Тайра в конце XII в. Этот же источник сообщает, что Ёритомо посещал для ритуального поклонения столичное святилище Ивасимидзу. Таким образом, в истории взаимоотношений святилищ Ивасимидзу и Цуругаока в XII-XIV вв. нашли отражение не только многогранность культа Хатиман, но и взаимодействие двух политических сил этого периода - военной и аристократической. Литература 1. Адзума кагами (Восточное Зерцало). В 5 т. Токио: Иванами сётэн, 2008. 2. Хатиман гудо:кин (Наставление глупым детям о Хатиман) // Дзися энги (Предания о происхождении буддийских храмов и синтоистских святилищ). Серия: Нихон сисо: тайкэй (Основные произведения японской мысли). Т. 20. Токио: Иванами, 1975. С. 170-205, 208-273. Полный текст статьи будет опубликован в: Труды ИВКА (Серия «Orientalia et Classica») Вып. LII. История и культура традиционной Японии. 7 / Отв. ред. А.Н.Мещеряков. - М.: РГГУ, 2014. |
« Пред. | След. » |
---|