Menu Content/Inhalt
Главная arrow Публикации arrow Культура arrow Тихоцкая И.С. Экологическое образование в Японии
Тихоцкая И.С. Экологическое образование в Японии Печать E-mail
31.03.2014 г.

Экологическое образование в Японии

Тихоцкая И.С. (МГУ, Географический факультет)

В Японии как стране, пережившей настоящий экологический кризис на рубеже 1960-70-х годов, экологическому образованию уделяется большое внимание, поскольку там справедливо полагают, что сохранение окружающей среды возможно лишь при условии соблюдения определенных норм и правил поведения каждым членом общества и очень многое зависит от усилий или бездействия каждого человека. Именно поэтому экологическое образование здесь начинается с самого раннего возраста - в детском саду, в начальной и средней школе. Еще в 1991 г. министерством образования Японии было составлено «Руководство по экологическому образованию для японских школ». С 2002 г. введены новые курсы базовых предметов для начальных и средних школ, в которых усилена экологическая составляющая - как в естественных, так и в гуманитарных дисциплинах. Для углубления междисциплинарного подхода в экологическом обучении школьников был введен академический час, посвященный комплексным исследованиям окружающей среды. Все это должно стимулировать заинтересованность молодого поколения страны в сохранении здоровой экологической среды, повышать интерес к экологическому образованию и создавать для него базу.

В 2003 г. в Японии вступил в силу Закон о повышении мотивации к охране окружающей среды и содействии экологическому образованию, который содержит фундаментальную идею о деятельности по охране окружающей среды, мотивацию для ее совершенствования и экологического образования, разъясняет ответственность людей, частного сектора, национального и местных правительств Японии. В нем представлена основополагающая политика и другие необходимые статьи для повышения мотивации заботы об окружающей среде и совершенствовании экологического образования.

На современном этапе в Японии большое значение придают реализации концепции устойчивого развития, и в этой связи экологическое образование играет особую роль. Оно является ключевым в целом ряде подразделений ведущих университетов страны, и многие вузы предлагают самые разнообразные курсы по экологическим вопросам. В соответствии с принятой здесь еще в конце 1980-х годов концепцией образования на протяжении всей жизни, большая роль отводится участию людей разного возраста в волонтерской и другой общественной деятельности, связанной с экологическим образованием, подбираемой в зависимости от возраста обучаемых.

В данной работе анализируется принятый в Японии подход к экологическому образованию, его основные принципы, формы, цели и результаты. Особое внимание уделено анализу школьного и университетского экологического образования, приведены примеры разного рода нововведений, а также рассмотрены особенности образовательных программ, предлагаемых ведущими в этой сфере учебными заведениями.

Полный текст статьи будет опубликован в: Труды ИВКА (Серия «Orientalia et Classica») Вып. LII. История и культура традиционной Японии. 7 / Отв. ред. А.Н.Мещеряков. - М.: РГГУ, 2014.
 
« Пред.   След. »