Menu Content/Inhalt
Главная arrow Публикации arrow Культура arrow Трубникова Н.Н. Дети и родители в «Собрании песка и камней»
Трубникова Н.Н. Дети и родители в «Собрании песка и камней» Печать E-mail
31.03.2014 г.

Дети и родители в «Собрании песка и камней» («Сясэкисю», XIII в.)

Трубникова Н.Н. (Журнал «Вопросы философии»).

Среди поучительных рассказов в жанре сэцува, вошедших в «Собрание песка и камней», есть несколько историй о детях. Здесь, как и, например, в воинских повестях того же XIII в., дети обсуждаются не просто как ценное потомство рода, как часть окружения взрослых, но как самостоятельные действующие лица. В качестве источника по теме детства в средневековой культуре «Собрание» рассматриват Кониси Рицу и другие исследователи. Несколько рассказов «Собрания» описывают взрослых детей в их отношениях с пожилыми родителями. Эти истории также можно отнести к заявленной теме, коль скоро тема неразрывной связи ребёнка с родителем звучит также и в них. Рассказы о детях в «Собрании» по большей части показывают детей в их отношениях с родителями и во многом продолжают традицию китайских преданий о почтительных детях. Если речь идёт не о примерах из китайской древности, а о событиях в Японии, то обсуждаемые дети принадлежат в основном или к воинским семьям, или к монашеским (вопреки уставу буддийской общины, японские монахи XIII в. женились и растили детей). В других случаях мы видим ребенка-ученика в его отношениях с учителем-монахом. Особенно интересно, на мой взгляд, проследить, как составитель «Собрания», Мудзю Итиэн, соотносит конфуцианское и буддийское понимание детско-родительских отношений, а также отношений между учителем и учеником. Здесь важны не только безусловная ценность «заботы о старших», «почтительности», но и осмысление семейной (и школьной) принадлежности человека как одной из главных составляющих его судьбы, обретенной по закону воздаяния.

Можно выделить следующие мотивы, связанные с детьми в «Собрании»:

- Ребенок своими речами или действиями увещевает взрослого, удерживая от дурного поступка или поощряя к доброму делу.

- Ребенок совершает злодеяние (убийство, кражу и др.) или действует во вред себе ради заботы о родителе и получает прощение/оправдание.

- Ребенок нарочно или нечаянно становится для взрослого «мудрым другом», помогая тому вступить на Путь Будды.

Полный текст статьи будет опубликован в: Труды ИВКА (Серия «Orientalia et Classica») Вып. LII. История и культура традиционной Японии. 7 / Отв. ред. А.Н.Мещеряков. - М.: РГГУ, 2014.
 
« Пред.   След. »