Menu Content/Inhalt
Главная arrow Публикации arrow Общество arrow Данилова В.И. Экологическая безопасность во внешнеполитическом курсе Японии: исторические аспекты
Данилова В.И. Экологическая безопасность во внешнеполитическом курсе Японии: исторические аспекты Печать E-mail
23.05.2014 г.

Экологическая безопасность во внешнеполитическом курсе Японии: исторические аспекты

В.И. Данилова

Проблема глобальной экологической безопасности «вызревала» в течение столетий. Нарастание негативных последствий бесконтрольной хозяйственной деятельности человека к концу XX века достигло критического уровня. В результате большинство стран развитого и развивающегося миров определили защиту окружающей среды как фактор, лежащий в основе обеспечения национальной безопасности. Таким образом, можно сделать вывод о том, что экологическая безопасность представляет собой не просто отдельное направление деятельности государств, а составную часть их национальной безопасности.[1]

В конце XX века условия и задачи обеспечения безопасности в мире кардинально изменились. Как и многие другие страны, Япония встала перед целым комплексом новых вызовов и угроз. Важной частью внешнеполитической повестки Японии встал и новых формах ее участия в реализации коллективных действий по обеспечению глобального мира. На этом фоне политика обеспечения экологической безопасности стало представлять безусловный интерес для правительства Японии как средство укрепления ее национального престижа на международной арене.[2]

Япония стала одной из первых стран, определившей защиту окружающей среды - экологическую безопасность своей территории - в качестве одного из приоритетов обеспечения национальной безопасности. Это объясняется такими причинами, как особое место экологического мышления в формировании особенностей национального характера и национальной философии, уязвимое с точки зрения природных факторов географическое положение страны, а также высокая плотность населения. Свою роль играло и наличие у Японии передовых технологий в сфере экологии, позволяющих ей свой утвердить международный статус в качестве «зеленой сверхдержавы»,

Проблема экологической безопасности остро встала в Японии во второй половине XX века, когда страна в полной мере ощутила на себе результат послевоенных лет индустриализации, ускоренного развития народного хозяйств. Проблема заключалась в том, что правительство не уделяло должного внимания последствиям бесконтрольной хозяйственной деятельности, игнорировало экологические проблемы.

В тот период основная задача, стоявшая перед Японией, заключалась в обеспечении бесперебойного промышленного развития и роста валового внутреннего продукта (ВВП). Оборотной стороной этой политики стала деградация экосистемы страны: за промышленный рост Японии пришлось поплатиться собственной экологией. Именно тогда в Японии появляется термин когай - «общественный ущерб». Однако официальное определение этот термин получил лишь в Основном законе об экологии. Принятом в 1993 г. Когай определяется как «вред, нанесенный окружающей среде предпринимательской и прочей деятельностью человека, которая приводит к загрязнению воздуха, воды и ухудшению ее качества, загрязнению почвы, оседанию грунта, возникновению шумов, вибрации, неприятных запахов»[3].

Изначально проблема «общественного ущерба» носила очаговый характер. Результатом был прямой ущерб здоровью населения в определенных географических районах страны, где находилось большое количество промышленных предприятий. Этот ущерб выражался в различных формах тяжелых заболеваний: «астма Йоккаити» - поражение органов дыхания выбросами вредных веществ нефтехимическими комбинатами, «болезнь Минамата» - поражение центральной нервной системы человека солями тяжелых металлов, «болезнь итай-итай» - разрушение костной ткани в результате накопления в организме критического количества хрома. [4]

Правительство больше не могло игнорировать масштаб проблемы окружающей среды. Экологическая безопасность страны приобретает статус «национальной безопасности». На последующем этапе проблема когай вышла на общенациональный уровень.[5] На этом фоне правительство активизировало усилия по борьбе с экологической угрозой национальной безопасности. В годы высоких темпов экономического роста парламент принимает 17 законов, касающихся защиты от загрязнения атмосферы и водных бассейнов, расходов на природоохранные мероприятия, формирования специализированных административных органов, призванных заботиться об окружающей среде и т.д.[6] Проблема защиты окружающей среды приобретает все большую важность в государственных среднесрочных пяти- и семилетних планах социального и экономического развития Японии.

Поскольку в тот период общество также стало осознавать опасность экологических проблем, начинается борьба с последствиями загрязнений и на бытовом уровне. Одной из наиболее привлекательных покупок стали кондиционеры, поскольку они рекламировались как очистители воздуха от окислов азота и углерода.

В начале 1970-х годов масштабы экологического ущерба были настолько велики, что общественный протест против загрязнений окружающей среды принял всенародный организованный характер. В результате были введены крупные штрафы за нанесение ущерба экологии, что сыграло значительную роль в деле улучшения экологической обстановки.

На фоне начавшейся после нефтяного кризиса 1973г. структурной перестройки экономики сочетание этого принципа финансовой ответственности за экологические преступления и законодательно-нормативного регулирования экологической сферы дало весьма ощутимые положительные результаты в большинстве стран Запада. Особенно успехи в этой области были заметны в Японии, где удалось в довольно сжатые сроки справиться с наиболее вопиющими проявлениями экологического кризиса.[7] Спецификой японского законодательства в сфере экологии является сочетание прямых законодательно-нормативных актов и мер косвенного финансового регулирования, проявляющихся в системе льготного налогообложения и государственных субсидий в отношении компаний, выполняющих экологические нормативы. Большую роль играл также принцип «загрязнитель платит» (Polluter Pay Principle - PPP), в соответствии с которым расходы несет компания-загрязнитель.[8] Именно эти меры позволили стране в довольно сжатые сроки справиться с наиболее вопиющими проявлениями экологического кризиса.

Продолжением этого тренда стало принятие парламентом в 1993 году Основного закона об экологии. Закон не ограничивался декларацией принципов, а содержал конкретное руководство к развертыванию целенаправленной систематической деятельности по сохранению окружающей среды на длительную перспективу.[9] В числе прочего закон налагал на правительство обязательства по подготовке и реализации Основного экологического плана с целью комплексного развития политики сохранения окружающей среды в национальном масштабе.

Именно этот закон стал основой для последующего законотворчества в данной сфере. В последующие десятилетия были приняты более 20 частных законов и подзаконных актов, регулирующих сферу экологии и потому получивших название «зеленых».

Правительство уделяло все больше внимания экологической безопасности. Об этом свидетельствует тот факт, что в ходе административно-финансовой реформы, проводимой в Японии с 1997 года, статус Управления по экологии, входившего в канцелярию премьер-министра, был с января 2001 года повышен до министерства.

Важной особенностью Основного закона об экологии стало то, что он определял государственную стратегию не только на национальном, но и региональном и глобальном уровне. Именно в этом законе впервые было дано определение понятию «глобальное сохранение окружающей среды», которое определялось в качестве глобальной задачи, требующей «активного развития международного сотрудничества в деле сохранения окружающей среды».[10] «Голубая книга по дипломатии» за 2004 год выделяет следующие факторы обеспечения национальной безопасности страны: обеспечение водными ресурсами, противостояние глобальным проблемам окружающей среды и потеплению климата, предотвращение катастроф, пресечение транснациональной преступности и соблюдение прав человека.[11]

Подобных взглядов придерживалось и руководство страны во главе с премьер-министром Ю.Хатояма. Добиваясь претворения в жизнь Инициативы Хатояма, целью которой являлось оказание помощи развивающимся странам в деле снижения выбросов парниковых газов, Япония стремилась активно выполнять роль «моста» между развитыми и развивающимися странами, внося свой вклад в построение «низкоуглеродного общества». Ради достижения этой цели были запланированы действия в рамках инициативы, получившей название «Вызов - 25», которая была нацелена на сохранение природы планеты Земля и Японии и их передачу следующим поколениям.

В 2010 г. в Японии в г. Нагоя состоялась встреча Министров по вопросам охраны окружающей среды из 200 стран, на которой было принято решение о соблюдении стратегического плана ООН по предотвращению вымирания редких форм жизни на планете. (Конференция ООН по сохранению биоразнообразия)[12].

Можно сделать вывод о том, что в 2000-е годы правительство Японии начинает активно продвигать экологический компонент в качестве одной из составляющих внешнеполитического курса, осознавая всю важность проведения не только государственных, но и наднациональных мер для сохранения экологии страны. На первый план во внешнеполитическом курсе стране выходит экологический компонент, который используется с целью укрепления международно-политических позиций в мире.

С обозначенного периода японское правительство придерживается на внешнеполитической арене «философии развития», сочетающей в себе экологию и вопросы экономического роста. Позиционирование вопросов экологии и развития в качестве центральных во внешнеполитической повестке дня позволяет Японии успешно решать важнейшую задачу повышения роли страны в решении глобальных мировых проблем.


Данилова Валерия Игоревна, главный специалист-эксперт Департамента государственного регулирования в экономике, Министерство экономического развития Российской Федерации/аспирант МГИМО (У) МИД России


[1] Чумаков А.Н. Глобализация. Контуры целостного мира. - М.: Проспект. - 2010

[2] Ермолина М. А. Концепция устойчивого развития: общие принципы и подходы. - СПб.: Изд-во Юридическая мысль.- 2003

[3] Сенаторов А.И. Японское законодательство. - Япония 1994-1995. Ежегодник. М. - 1995. - с.274

[4] Павлятенко В.Н. Япония и глобальные вызовы: стратегия борьбы. - Центр исследований современной Японии ИДВ РАН. - М.: МАКС Пресс, 2008 - С. 168

[5] Там же.

[6] Там же.

[7] Тимонина И.Л. Экономические аспекты экологической политики: современные подходы и проблемы.- Япония 2000-2001. Ежегодник. М., 2001, С.89

[8] Лебедева А.Н., Лаврик О.Л. Природоохранное законодательство развитых стран: Аналитический обзор. - 1991. - С.197

[9] Сенаторов А.И. Японское законодательство. - Япония 1994-1995. Ежегодник. М.- 1995 - С.27

[10] Япония 1994-1995. Ежегодник. М. 1995, С.274

[11] Antonio L. Fernandez. Inventory of Environment and Security Policies and Practices.II-G.Profile of Japan 1.Version 1. - 2006. - URL: http://www.envirosecurity.org/ges/inventory/IESPP_Full_Report.pdf (Датаобращения: 12.05.2012)

[12] План сохранения биоразнообразия - результат международной встречи представителей 200 стран в Японии. - 2010.- URL: http://facepla.net/index.php/the-news/nature-news-mnu/770-biodiversity-talks-nagoya-(Дата обращения: 15.04.2011).
Последнее обновление ( 23.05.2014 г. )
 
« Пред.   След. »
Яндекс.Метрика
Институт Дальнего Востока РАН