Menu Content/Inhalt
Главная arrow Публикации arrow Лингвистика arrow Каганец А.А. Экологические аспекты японской ОПР
Каганец А.А. Экологические аспекты японской ОПР Печать E-mail
23.05.2014 г.

Экологические аспекты японской ОПР

Каганец А.А.

Основу национальной политики Японии в области содействия международному развитию составляет принятая в 1992 г. Хартия о среднесрочных политических мерах предоставления Официальной помощи развитию (Official Development Assistance Charter). Среди приоритетных направлений предоставления официальной помощи развитию (ОПР) в хартии выделяются:

1) Содействие охране окружающей среды, борьба с глобальным потеплением и решение других экологических проблем;

2) Содействие созданию предпосылок для динамичного и устойчивого экономического роста;

3) Содействие развитию инфраструктуры как основы для дальнейшего экономического развития.[1]

Таким образом, предоставление ОПР является одним из инструментов реализации внешнеполитического курса Японии направленного на борьбу с глобальным изменением климата и другими проблемами экологического характера, а также служит достижению цели создания новых центров динамического экономического роста.

Начиная со второй половины 1990-х гг. доля «экологической» помощи в японской ОПР составляла 20-30%. К тому же, кредиты на проекты связанные с охраной окружающей среды, предоставлялись на наиболее льготных условиях - 0,75% годовых на срок в 40 лет. [2]

На Конференции ООН по окружающей среде и развитию, состоявшейся в Рио-де-Жанейро в 1992 г., Япония выступила с инициативой взять на себя добровольные обязательства по увеличению объема средств, предоставляемых по линии ОПР и выделить до 1996 г. около 10 млрд. долл. на решение экологических проблем. К указанному сроку фактически было предоставлено в полтора раза больше «экологических кредитов» (в период с 1992 г. по 1996 г. сумма составила около 14 млрд. долл.). В результате, общий объем выделенных в 1992-2002 гг. средств по данному направлению составил более 20 млрд. долл. [3]

В январе 2007 г. в ходе второго Восточноазиатского саммита (г. Сёбу, Филиппины) тогдашний премьер-министр Японии С. Абэ объявил о планах Японии оказать поддержку укреплению энергетической безопасности стран Восточной Азии путем расширения в них практик энергосбережения. Для этой цели предполагалось предоставить им 2 млрд. долл. по линии ОПР. Однако, согласно информации Министерства иностранных дел Японии, основанной на статистических данных ОЭСР, в 2007 г. сумма выделенная на «экологическую» ОПР составила 673 млн. долл. В 2008-2009 гг., под влиянием мирового экономического кризиса, данная сумма сократились на 11%, что произошло в контексте сокращения всего объема ОПР.[4]

Важным аспектом японской официальной помощи развитию выступает предоставление странам-реципиентам технологий и практик в области энергосбережения, поскольку их внедрение позволяют сокращать объемы вредных выбросов в окружающую среду. С этой целью Япония направляет большое число специалистов и правительственных экспертов в другие страны, принимает участие в создании глобальных и региональных информационных систем, занимается организацией различных конференций и семинаров.[5] Так, например, Япония содействует укреплению административной структуры по охране окружающей среды Китая. В подобных проектах Япония требует активного участия со стороны получателя. Эта помощь сочетает в себе строительство центров экологического сотрудничества (в качестве безвозмездной помощи) и различных предприятий в рамках проектов технического сотрудничества. С 1990 г. реализуются проекты строительства подобных центров в Таиланде, Индонезии, Чили, Мексике и Египте. Ожидается, что каждый из них будет выступать в качестве регионального центра передового опыта и подготовки экологических администраторов и инженеров. [6]

Основная часть технологий энергосбережения передается путем непосредственного участия японских компаний в проектах, финансируемых через механизмы ОПР. Предполагается, что это должно служить укреплению позиций японского бизнеса за рубежом, углублению технологических и иных связей с другими странами. Иначе говоря, служить продвижению японских технологических стандартов, разработок, практик и концепций за рубежом.[7]

Усилия по стимулированию развития зарубежных экономик через предоставление ОПР также преследует цель сокращения технологического разрыва с японскими предприятиями. Это, согласно положениям японской Белой книги по ОПР (2012 г.), рассматривается руководством Японии как подготовка базы для работы в других странах переживающего не лучшие времена японского малого и среднего бизнеса. [8] К примеру, значительный потенциал спроса, которым обладает рынок Восточной Азии и стран АСЕАН открывает новые возможности как для расширения потребительской базы японских компаний, так и для их участия в проектах в области инфраструктуры, энергосбережения, защиты окружающей среды и т.д.[9]

В 2003 г. вышеупомянутая Хартия была пересмотрена в соответствии новыми требованиями глобализации. Однако, как и ранее, в ряд приоритетных направлений содействия международному развитию, входит задача преодоления такого глобального вызова современности, как изменение климата. В связи с этим, меры по решению экологических проблем были вынесены в отдельную главу. Ее положения, в принципе, представляют собой декларацию продолжения деятельности по ранее принятым векторам.

Особенностью новой редакции хартии стало то, что в ней было сформулировало четкое условие предоставления любой экономической помощи - сочетание экономического развития и улучшения экологической ситуации в странах-реципиентах. Так, согласно положениям хартии, при предоставлении ОПР «должна проводиться самая тщательная проверка осуществляемых за счет японских средств проектов развития на предмет их соответствия экологическим стандартам». Предусматривалась также возможность аннулирования проекта при его несоответствии стандартам. [10]

Как отмечается в хартии, в будущем упор должен быть сделан на развитие собственного потенциала развивающихся стран для решения экологических проблем. В этих целях Япония будет отдавать приоритет проектам, нацеленным на развитие человеческих ресурсов, содействие мониторингу состояния окружающей среды, а также участвовать в разработке экологической политики, создании специализированных учреждений, занимающихся вопросами экологии для других стран.[11]

Согласно позиции Японии, в связи с тем, что отдельные страны или районы находятся лишь на начальных стадиях индустриализации, открывается уникальная возможность для реализации в них модели «низкоуглеродного экономического роста». Так, в 2012 г. в Токио состоялось Диалог в рамках Восточноазиатского партнерства, где Япония выступила с инициативой под названием Восточноазиатское партнерство «низкоуглеродного роста» (East Asia Low Carbon Growth Partnership). В ходе мероприятия страны-участницы выразили готовность к сотрудничеству на региональном уровне для формулирования и реализации стратегий для «низкоуглеродного роста» отдельно для каждой страны. На встрече было принято решение о создании Восточноазиатской платформы знаний по «низкоуглеродному развитию».

Япония также ведет активный политический диалог по изменению климата с островными государствами, в ходе которого происходит обмен мнениями по широкому кругу вопросов, относящихся к борьбе с глобальным потеплением и «низкоуглеродному развитию». Попытки по укреплению сотрудничества в данной сфере ведутся и на африканском направлении. В рамках ТИКАД поставлена цель сформулировать стратегии «низкоуглеродного развития» для африканских стран.[12]

Предоставление ОПР также отвечает задачам японской энергетической дипломатии. Япония традиционно уделяет особое внимание инфраструктурным проектам с участием японских компаний (проекты по созданию энергоэффективных систем водоснабжения и ирригации, генерационных мощностей, развитию альтернативной энергетики, совершенствованию транспортных систем и т.д.), реализуемым в странах Восточной и Юго-Восточной Азии.[13] Предполагается, что совершенствование энергетической инфраструктуры, использование возобновляемых источников энергии и повышение энергоэффективности экономик стран АТР позволит смягчить конкуренцию за распределение энергоресурсов в регионе и, следовательно, укрепить энергетическую безопасность Японии.

Каганец Анна Александровна, магистрант МГИМО-университета


[1] Japan's Official Development Assistance Charter, 30.07.1992 [Электронный ресурс]/ Ministry of Foreign Affairs // Режим доступа: http://www.mofa.go.jp/policy/oda/summary/1997/09.html

[2] Japan's Medium-term Policy on Official Development Assistance, 08. 1999 [Электронный ресурс]/ Ministry of Foreign Affairs // Режим доступа: http://www.mofa.go.jp/policy/oda/mid-term/1999.html

[3] Стапран Н.В Экологическая безопасность Японии: внешнеполитический аспект / Н.В. Стапран // Ежегодник «Япония 2002-2003», и-т востоковедения РАН - М.: МАКС Пресс, 2003. - С 103-104

[4] Стрельцов Д.В. Инициатива Хатояма по сокращению эмиссии: пропагандистский ход или реалистическое обязательство? / Д.В. Стрельцов //«Мировая экономика и международные отношения», ИМЭМО РАН - М., 2011.

[5] Стапран Н.В Экологическая безопасность Японии: внешнеполитический аспект - с. 103-104

[6] The Framework Featured in ODA Charter & Mid-Term Policy (Extracts), 2003 [Электронный ресурс] / Ministry of Foreign Affairs // Режим доступа: http://www.mofa.go.jp/policy/oda/sector/environment/action.html

[7] The Kyoto Initiative: Assistance to Developing Countries for Combating Global Warming, 12.1997 [Электронный ресурс] / Ministry of Foreign Affairs // Режим доступа: http://www.mofa.go.jp/policy/environment/warm/kyoto_init/kyoto_full.html

[8] Japan's Official Development Assistance White Paper, 2012 [Электронный ресурс] / Ministry of Foreign Affairs // Режим доступа: http://www.mofa.go.jp/policy/oda/white/2012/html/index_honpen.html

[9] Япония в Азии: параметры сотрудничества, М. 2013, Тимонина И.Л. Роль Японии в экономическом развитии стран Восточной Азии С 115-116

[10] Japan's Official Development Assistance Charter, 29.08.2003 [Электронный ресурс]/ Ministry of Foreign Affairs // Режим доступа: http://www.mofa.go.jp/policy/oda/reform/revision0308.pdf

[11] Japan's Official Development Assistance Charter, 29.08.2003 [Электронный ресурс]/ Ministry of Foreign Affairs // Режим доступа: http://www.mofa.go.jp/policy/oda/reform/revision0308.pdf

[12] Япония в Азии: параметры сотрудничества, М. 2013, Тимонина И.Л. Роль Японии в экономическом развитии стран Восточной Азии С 98-99

[13] Тимонина И.Л. Япония на мировом рынке: от промышленного экспорта к экспорту систем / И.Л. Тимонина // Япония в поисках новой глобальной роли, и-т востоковедения РАН - М.: Вост. лит., 2014. - С. 184-186.
 
« Пред.   След. »
Яндекс.Метрика
Институт Дальнего Востока РАН